Решение социальных проблем детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей и сирот


В последние годы в нашей стране увеличилось число детей с проблемами здоровья, в том числе детей-инвалидов. Для детей, которые имеют значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, разработано специальное законодательство, на основании которого по медицинским показаниям они получают особый социально-медицинский статус — «инвалид».


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) понятие «инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению в возможностях человека».

В нашем Детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и порядка 20% из них являются инвалидами. Чтобы ребенок-инвалид, оставшийся без попечения родителей или сирота, смог активно войти во взрослую жизнь, в социальную жизнь современного общества, требуются помощь, поддержка и активная работа специалистов нашего учреждения.

Специалистами, профессионально подготовленными к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, являются: социальные педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники, воспитатели педагоги дополнительного образования и школы, в которых обучаются дети-инвалиды. Специалисты нашего учреждения и педагоги школ работают согласно нормативно-правовых документов РФ.
При организации работы с детьми-инвалидами планируется индивидуальная программа для каждого ребенка. Содержание процесса обучения и воспитания соответствует функциональным навыкам, присущим определенному возрасту ребенка, и необходимым для деятельности в интегрированной среде.

Выделим некоторые моменты, которые важно учитывать при создании системы оказания помощи таким детям: максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение, индивидуальный подход к реабилитации и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае.

Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детском доме созданы все условия для поддержки и помощи медицинского характера, для образования, и успешной интеграции в социум. В нашей работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, внеклассные часы, творческие кружки, исследования, проведение различных культурно-массовых мероприятий, посещение достопримечательностей города, музеев, выставок, участие в конкурсах, спортивные мероприятия, организация досуговой деятельности, социально-педагогическая помощь, оказание своевременной медицинской помощи, оздоровительный отдых в период каникул.

Подробнее остановимся на роли социального педагога в работе с детьми-инвалидами.
Для успешной деятельности социального педагога необходимы не только знания психолого-педагогического плана, но и юридические, т.к. приходится решать вопросы, связанные с социально-правовыми, имущественными правами ребенка. Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений детей-инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе индивидуальных и групповых консультаций, совместных поездок в различные организации и учреждения города, т.к. длительное пребывание детей-инвалидов в детском доме, не способствует формированию навыков общения. Отметим, что оказание содействия в поступлении детей с ограниченными возможностями в учебное заведение или решение вопроса трудоустройства является одной из важнейших функций участия социального педагога в реабилитации этой категории лиц. При этом он должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и оказывать им действенную помощь.

Данная категория детей нуждается в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями. Все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание их жизнедеятельности.

Основными международными документами, гарантирующими права этой категории детей, можно назвать следующие: «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах инвалидов», «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Детям-инвалидам положены выплаты и пособия, которые зависят от его степени нарушения здоровья. Для них предусматривается: бесплатное получение медикаментов, получение специальных средств и приспособлений в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР), предоставление физкультурно-оздоровительных мероприятий, и лечебно-профилактических санаториев и пансионатов. Помимо этого, они обеспечиваются жилыми помещениями, в соответствии с нормативами, и имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Решением этих вопросов занимаются все службы детского дома. Социальные педагоги, в частности, отслеживают и своевременно оформляют документы для переосвидетельствования инвалидности, тесно взаимодействуя с медицинской службой учреждения. При получении ребенком справки об инвалидности (справки МСЭ), социальному педагогу необходимо подать документы для оформления выплат, пенсий и пособий, и проверять их поступление на личный счет ребенка, открытый в Сбербанке РФ.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что для успешной интеграции в общество детей-инвалидов взаимодействуют все службы нашего учреждения, система воспитания и образования охватывает все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется полноценному образованию, социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
 
Авторы: Социальные педагоги Детского дома - Грабилова Лариса Ивановна и Филиппова Валентина Александровна

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: