Кисаханова Елена Львовна, 22.03.2013 0

Целеполагание музыкального обучения и воспитания учащихся в детской музыкальной школе

lmlait@ovi.com

Российская система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, утвержденных в «Законе Российской Федерации об образовании». В систему образования входит много разнообразных учреждений дополнительного образования, среди которых есть школы по различным видам искусства, в том числе – детские музыкальные школы (ДМШ). Основное предназначение таких школ – это развитие мотивации личности к познанию и творчеству.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы общего музыкального воспитания и образования, которое разделяется на обще-художественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер.

Крайними сторонами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними – детские музыкальные школы общего музыкального образования и школы искусств. Их назначение – дать общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Термин «общее музыкальное образование» подразумевает следующие особенности его значения. Первая часть, а именно слово «общее» - имеет двоякий смысл. С одной стороны, она включает музыкальное образование в систему общего образования, с другой – отличает общее музыкальное образование от специального.

Поскольку задачей общего образования является главным образом развитие человека, то и под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло значительное место в его духовном мире. Вторая часть – термин «образование» включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в музыкальной школе не является дополнением к процессу обучения, а составляет органическое единство с учебным процессом.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Д.Б.Кабалевский говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

ДМШ должна быть одним из центров массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку она является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Занимая специфическое место в системе образования, ДМШ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Таким образом, являясь начальным звеном музыкального образования, ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее назначение – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но кроме того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения.

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДМШ. Такие как воспитывать грамотных музыкантов – любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» школьников концертных выступлений, развивать возможность практически реализовывать творческие способности и потребности самовыражения. Факторы, влияющие на процесс развития музыкального интеллекта, зависят от определенных педагогических условий и путей, которые в свою очередь, активизируют процессы формирования эстетической культуры.
 
Кисаханова Елена Львовна
преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ №3»
п.Лиинахамари, Мурманской области 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?