СПО в школьном образовании. Кому это нужно?

vmatch@yandex.ru

Попробуем перечислить всех «обитателей» школы, которые имеют какое-либо отношение к компьютерам: ученики, учителя, организаторы, бухгалтеры, секретари, завучи, директор… Большинству из них уже хорошо известен термин «свободное программное обеспечение» (СПО), некоторые имеют практический опыт использования таких программ.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Мое личное знакомство с операционной системой Linux началось в 2003-2004 учебном году, когда в программу обучения в компьютерной школе был добавлен раздел "Знакомство с ОС Linux". Система ASPLinux 9 была установлена в качестве второй ОС в компьютерном классе школы, причем рабочим столом был выбран GNOME, а вот все методические материалы, которые были предоставлены учителю, были рассчитаны на использование рабочего стола KDE. Такое странное отношение к учителям, большинство из которых не имели никакого опыта работы  в Linux, показалось досадным недоразумением, однако подобные "недоразумения" в дальнейшем повторялись с таким завидным постоянством, что приходится считать их правилом.

В 2005 году компьютерный класс школы был проверен прокуратурой на предмет использования нелицензионного программного обеспечения. К счастью, проверялась только продукция МS, а именно она-то и имела лицензии. Все остальное программное обеспечение было пиратским. Легкий испуг, которым отделались при прокурорской проверке, поспособствовал распространению свободного программного обеспечения. На приобретаемые компьютеры (конечно, без ПО) устанавливалась ОС Линукс. Некоторые работники школы даже стали привыкать к свободному программному обеспечению. Тут то и пришла "Первая помощь". Конечно, хотели "как лучше"! Реально получился откат к проприетарному программному обеспечению на ВСЕХ компьютерах школы.

В 2009 году в школу поступила "Первая помощь 2.0". В состав комплекта ПСПО вошли программные продукты на основе ALT Linux. Дистрибутивов ОС Linux много - Debian, Ubunty, Mandriva, OpenSUSE… всех не перечислишь. Почему выбран именно ALT Linux 4.1 - безнадежно устаревший на момент поступления в школу? Кроме более глубокой, чем обычно, «русификации» в нем нет ничего «эксклюзивного», «образовательного». Очевидно, чиновники слишком поздно спохватились, что 31 декабря заканчивается срок лицензий на большинство программ Первой помощи.

Понятно недоумение многих учителей, которые решились поработать с ПСПО. Они столкнулись как с трудностями настройки (Wi-Fi, принтеры, сканеры, интерактивные доски…), так и с устаревшим прикладным программным обеспечением. В результате у многих учителей информатики сформировалось негативное отношение к ОС Linux в целом. К тому-же поддержка проводилась только на этапе установки ОС, а ведь основная работа начинается как раз после установки системы.

Указание органов управления образованием об установке СПО на 50% компьютеров школы, конечно, было выполнено, но второй системой, которая нигде кроме кабинета информатики никогда не загружалась! Никчемность всей работы по внедрению свободного программного обеспечения подчеркнули продлением лицензий на продукцию MS. Таким образом и «второй блин» оказался комом. По крайней мере пакет от ALT Linux, поставленный в школу, был отвергнут.

Неудачный опыт внедрения слабо подготовленного дистрибутива спровоцировал желание поэкспериментировать с другими системами. Внешне любой вариант ОС Linux выглядел на порядок лучше ALT Linux 4. Большая часть не требовала никаких усилий при установке на компьютер. Проблемы с поддержкой периферийного оборудования просто не возникали, почти все поддерживалось «из коробки». Самым подходящим для школы показался дистрибутив Mandriva, так как ориентирован на неподготовленного пользователя. К сожалению, в дистрибутив не включена большая часть пакетов для использования в системе образования, а скорость доступа в интернет делает проблематичным процесс установки данных пакетов из репозитария. По этой же причине пришлось ограничить круг рассматриваемых дистрибутивов следующими AltLinux 5.0 – школьный, EduMandriva, ПСПО 5 от PingWin Software.

Остановился на AltLinux. Подкупила динамика развития дистрибутива. После явно неудачной поставки в составе базового комплекта «AltLinux 5.0 – школьный» получился вполне работоспособной системой, с минимумом проблем и вполне приличной технической поддержкой. Недостатки, в виде отсутствия части программного обеспечения, в основном решались простым добавлением пакетов из репозитария. Например, в 7 классе при изучении векторного графического редактора используется методическое обеспечение автора учебника, подготовленного для использования в среде Xara. В базовом наборе такого редактора нет, но есть в репозитарии. Для того чтобы не отказываться от привычных программ, работающих под управлением MS DOS пришлось написать скрипты, запускающие эти программы с помощью эмулятора «dosbox». После таких изменений можно вообще отказаться от использования операционной системы Windows в компьютерном классе. Практически вся программа курса информатики, при соответствующей доработке методических материалов, может быть изучена без использования проприетарного программного обеспечения, но учитель должен повысить свою квалификацию как в области администрирования, так и в области применения прикладных программ.

Основные критерии выбора дистрибутива:

Локализация (поддержка русского языка). В русской школе учатся в основном русские дети на русском языке. Именно поэтому я поставил поддержку русского языка на первое место. Большинство популярных дистрибутивов такую поддержку имеют, но очень часто она заканчивается на главном меню. Не только документация, но и меню приложений требует перевода с английского, следовательно, использование их в школе нежелательно.

Поддержка устройств. Дистрибутив должен поддерживать "из коробки" практически любое периферийное оборудование. Для исключений должна оказываться техническая и программная поддержка (на русском языке).

Варианты установки (учитель, ученик, сервер). Должны быть предусмотрены различные варианты дистрибутивов, учитывающих специфику их применения в школе:
  • различные технические характеристики компьютеров;
  • разные задачи. решаемые учеником и учителем;
  • различные области использования вне класса.
Наличие комплекта образовательных программ. Дистрибутив должен содержать простую систему установки нового программного обеспечения и удаления устаревшего.

Техническая и информационная поддержка. Гарантированная поддержка дистрибутива должна производиться в течение длительного срока (не менее 3-5 лет)

Увы, на сегодняшний день (начало 2013 года) такого дистрибутива нет. Ближе других к перечисленным требованиям, на мой взгляд, подошел Альт Линукс 6.0. Именно он и выбран для установки на школьных компьютерах.

На вопрос, поставленный в названии статьи. можно дать два взаимоисключающих ответа.
  1. Если отвечать отвлеченно, без учета интересов конкретного пользователя, то применение свободного программного обеспечения необходимо всем. Кроме Майкрософт! Бесплатно! Свободно! Без вирусов! Без жестких рамок! С необозримыми перспективами для творчества! Что еще надо школе?
  2. Если посмотреть на проблему с позиций каждого отдельного работника, то ситуация меняется. 
Бесплатно? А кто из перечисленных выше работников школы заплатил за Windows?
  • Никто! Свободно? А кому нужна свобода выбора из десятков малознакомых и быстро меняющихся интерфейсов вместо одного знакомого и привычного?
  • Никому! По крайней мере, из тех, для кого компьютер - рабочий инструмент.
Без вирусов? А так ли уж страшен этот "черт"? Может страшнее невирусные угрозы? Эксплойты, фишинг и т.д.? А правила гигиены нужно выполнять в любой ОС.
А много ли времени осталось у учителя для творчества? Ведь ему приходится «барабанить» уроки на 1.5 — 2 ставки. Вот и получается, что от использования СПО в школе ничего, кроме лишней головной боли никто не получает. Никакой компенсации, кроме, может быть, моральной удовлетворенности. Никакого поощрения, никаких "пряников".

А вот кнут для администрации школы есть! В руках прокурора. Например, в прокуратуре обратили внимание на тот факт, что управлениями образованием централизованно продлеваются лицензии, существовавшие со времен «Первой помощи». За 5 лет школьный компьютерный парк обновился. Много техники поступило без каких либо лицензий, даже стартовых, и, использовать на них лицензии, продлеваемые централизованно, нельзя. Таким образом, требования прокуратуры остались единственным реальным стимулом продвижения свободного программного обеспечения в учебный процесс.

Если вы решили все-таки отказаться от проприетарного программного обеспечения в пользу СПО, необходимо приготовиться к следующему:
  • на начальном этапе затраты времени на подготовку к урокам существенно возрастут;
  • большинство учителей и учеников встретят новую систему негативно;
  • затруднится общение с руководством, требующим документы в Word, Excel и т. п.
  • часть методических материалов придется переделать;
  • придется специально изучать операционную систему, умения щелкать кнопками мыши недостаточно;
  • никакого поощрения, например, баллов для аттестации или распределения стимулирующего фонда не предусмотрено;
  • число сторонников использования СПО в школе, скорее всего, будет невелико, если вообще будет.
Есть, конечно, и плюсы:
  • моральное удовлетворение от осознания того факта, что перестал быть рабом Майкрософт;
  • совесть стала чище — перестал «штамповать» рабов Майкрософт из учащихся:
  • повысилась квалификация — уверенней стал разбираться в практических вопросах(меньше риск сильно отстать от учеников)
  • пробудился интерес к предмету у части детей (не геймеров);
  • война с вирусами закончилась абсолютной (на текущий момент) победой.
Каждый учитель сам должен решить, что для него важнее. Предсказать судьбу СПО в школе невозможно. Не менее 90% чиновников в стране использует продукцию Майкрософт и расставаться со своими привычками, похоже, не собираются.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: