Патриотическое воспитание средствами казачьего образования


Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок». В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.
 
Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю, которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница». Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектами. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Губский Е. Н., 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32,
Абинский район

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: