Никитина Юлия, 17.07.2013 4639 0

Учебные Интернет-материалы: виды, определение, примеры


Современные информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Для того, чтобы учащиеся не «потерялись» в изобилии информации разного содержания, и самое главное разного качества, а также для её продуктивного использования для удовлетворения образовательных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-материалов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Нужно отметить, что учебные Интернет-материалы созданы исключительно для учебных целей. «Именно грамотное использование ресурсов сети интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижения основных целей обучения предмету». [Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.]

Итак, перейдем непосредственно к видам Интернет-ресурсов.

На сегодняшний день выделяют пять видов учебных Интернет-ресурсов.
  1. hotlist ("хотлист") – список Интернет-сайтов по изучаемой теме;
  2. multimedia scrapbook ("мультимедийный скрэпбук") – коллекция ресурсов мультимедиа (включает в себя не только ссылки на текстовые сайты, но и на коллекцию иллюстраций, фотографий и т.д.);
  3. treasure hunt ("трэжа хант") – содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. К каждой ссылке прилагаются вопросы по содержанию сайта. С их помощью учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся в нужное русло;
  4. subject sampler ("сабжект сэмпл") – содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы. После изучения темы учащимся необходимо ответить на вопросы, которые направлены на обсуждение актуальных дискуссионных тем.
  5. webquest ("вебквест") – сценарий организации проектной деятельности учеников с использованием Интернет-ресурсов.
Остановимся на каждом виде и рассмотрим его подробно, раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-материалов.

1) Хотлист (от английского "hotlist") – "список по теме" – представляет собой список Интернет-сайтов по изучаемой теме. его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Он не требует времени на поиск необходимой информации. Всё что нужно – ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и мы получим нужный нам хотлист.

Например:

Тема: Paris

Сайты хотлиста:

http://fr.wikipedia.org/wiki/Paris
http://www.paris.fr/portail/accueil/Portal.lut?page_id=1
http://www.parisinfo.com/

2) Мультимедиа-скрэпбук (от английского "multimedia scrapbook") – мультимедийный черновик – представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В нём содержатся ссылки не только на текстовые файлы, но и на фотографии, аудиозаписи, фильмы, видиоклипы и даже на популярные на сегодняшний день анимационные и виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и исползованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

Например:

Тема: Paris

Текстовые файлы:

http://fr.wikipedia.org/wiki/Paris
http://www.paris.fr/portail/accueil/Portal.lut?page_id=1
http://www.parisinfo.com/

Аудиопрограммы/файлы:

http://www.mirpod.com/podcast-player.php?7650/Audio-Guide-de-Paris-gratuit&lang=en
http://www.youtube.com/watch?v=uOXzGtlLGgw

Картинки/фотографии:

http://www.arnaudfrichphoto.com/photo-de-paris-pl5.htm
http://www.photos-de-villes.com/photo-paris-1.php
http://www.parisenimages.fr/

3) Трежа Хант (от английского "treasure hunt") – "охота за сокровищам" – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопрос по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Развернутый ответ на нег будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Например:

Тема: Paris

Introduction:

Aujourd’hui vous allez faire connaissance avec la capitale de la France – Paris. Vous allez faire un voayage captivant le long de la Seine. Vous allez apprendre les faits intéressants sur l’histoire de Pais. Vous allez voir les monuments les plus remarquables de Paris. Ce n’est un secret que Paris est non seulement la capitale de la France, mais aussi la capitale cultirelle de l’Europe qui compte un grand nombre de musées, de théâtre et de centres culturels.

Questions :
  1. Dans quelle région française se trouve Paris ? | dans quel département ?
  2. Comment appelle-t-on les habitants de Paris?
  3. Quand a été fondé l’Université de Paris ?
  4. Quel pont est le plus vieux pont de Paris en l'état ?
  5. Quel pont de Paris porte le nom du tsar rusee ?
  6. Pourquoi le Quartier Latin est appellé « latin » ?
  7. Quelle cathédrale est devenue le chef-d’oeuvre de l’architecture gothique ?
  8. Quel célèbre musée du monde entier, qui était autrefois un ancien palais royal est situé sur la rive droite de la Seine, entre le jardin des Tuileries et l'église Saint-Germain-l'Auxerrois ?
  9. Quel monument parisien, symbole de la capitale française, est le neuvième site le plus visité du pays ?
  10. Quel musée parisien est devenu un établissement poly-culturel situé dans le quartier de Beaubourg ?
Les sites :

http://fr.wikipedia.org/wiki/Paris
http://www.paris.fr/portail/accueil/Portal.lut?page_id=1
http://www.parisinfo.com/
http://www.parisbalades.com/Autre/histoire_paris.htm

Question de contrôle :

Des millions des visiteurs du globe veulent voir Paris qui est la capitale mondiale de la peinture. Il possède beaucoup de musées et de centres artistiques dont les plus célèbres sont: le Louvre et le Musée d'Orsay. Comment pensez-vous pourquoi ces deux musées attirent l’ attention des touristes ? Qu’est-ce qu’on peut y voir ? Et vous, quels musées de Paris voulez-vous visiter ?
Dites, pourquoi les peintres français sont tellement connus dans le monde entier ? Nommez les tableaux des peintres français qu’on peut voir au Louvre ou au Musée d'Orsay.

4) Сабджект-сэмпла (от английского "subject sampler") стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трэжа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, иллюстрации, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект-сэмпла является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё мнение, свою точку зрения по изучаемому вопросу. Активность учащихся здесь довольно велика. Лучше всего использовать групповой метод работы.

Например:

Тема: Paris

Les sites:

http://fr.wikipedia.org/wiki/Paris
http://www.paris.fr/portail/accueil/Portal.lut?page_id=1
http://www.parisinfo.com/
http://www.parisbalades.com/Autre/histoire_paris.htm

Questions :
  1. Pourquoi Paris est devenu la capitale de la France ? Qule roi a choisi cet endroit et pourquoi ?
  2. Comment pensez-vous, quel monument de Paris (musée, bâtiment) est le plus visité par les touristes ? Argumentez.
  3. Quel rôle a joué Paris pendant la révolution française de 1789 ?
5) Вебквест (от английского "webquest") – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя компоненты четырёх ранее описанных материалов и предполагает проведение проекта с участием учащихся. Перед делением на группы весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружает в проблему предстоящего проекта. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителей из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся должны высказать своё собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действий. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). К основным требованиям к образовательному веб-квесту, предназначенному для самостоятельной работы с ним учащегося, можно отнести следующие. Веб-квест должен иметь:
  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста.
  • Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Очень важно на данном этапе работы четко определить итоговый результат самостоятельной работы учащегося.
  • Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным и может быть представлен как в печатном, так и электронном виде.
  • Описание процедуры работы и этапов работы.
  • Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
  • Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяет решать более сложные учебные задачи.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: