Коррекционные занятия по географии во вспомогательной школе


Изучение географии во вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы.

В коррекционной школе, где учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно-воспитательной работы подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность.

Занятия по коррекции пространственных представлений составлены с учетом умственного развития учащихся и программы по географии для вспомогательной школы. При этом программа отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, предусматривает повторяемость материала в разных формах и объёме. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 класса до 9 класса, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В содержание занятий включены наиболее сложные темы: «Ориентирование на местности», «План и карта», «Карта России», «Формы поверхности Земли», «Элементарная астрономия», «Календарь погоды».

Коррекционные занятия не являются дополнительными уроками. Они не должны дублировать ни содержание, ни форму уроков. Однако по содержанию эти занятия тесно перекликаются с уроками географии. В процессе обучения учащихся выявляется запас их знаний и представлений, умений и навыков. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционных занятий. Продолжительность занятий с группой не должна превышать 20-25 минут. Возможно объединение не более 3-4 учеников, у которых обнаружены сходные затруднения.

Работа с целым классом на этих занятиях не допускается.

Содержание занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, быть максимально направлено на развитие ученика. Необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической картой, а также алгоритмами действия по следованию тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания географической номенклатуры, терминологии, условных знаков географической карты. Следовательно, главная цель коррекционных занятий – формирование готовности к восприятию сложных разделов программы.

Практические работы, проводимые в процессе коррекционных занятий, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению природоведения в 5 классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся более младших классов. (2, 3, 4 классы).

Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученику, предназначены для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.

Коррекционные занятия как одно из звеньев в формировании обобщенного представления о ближайшем окружении, низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых разрозненных предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними.

Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений, внимания, наблюдательности.

Для учащихся вспомогательной школы понятие «климат» очень сложно, но необходимо. Систематические наблюдения помогут им подойти к понятиям «погода», «климат», а главное, чтобы у учеников не создалось впечатление, что это одно и то же.

При изучении темы «Календарь погоды» следует осуществлять дифференцированный подход к учащимся с тяжелыми формами дебильности. Таких детей очень немного, но они всегда имеются в классе. Они заполняют самые простые элементы погоды: температура воздуха, облачность, осадки.

В своей деятельности использую различные формы педагогической работы: экскурсии в различные биоцинозы (луг, поле, лес, река) в разные сезоны; целевые прогулки за пределы школы (парк, улица), прогулки по территории школы; экскурсии в музей, на выставки, на предприятия; беседы-размышления.

Разнообразны и методы коррекционных занятий:

  • наблюдения во время экскурсий, прогулках
  • организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной жизни, в игровой деятельности;
  • моделирование;
  • чтение природоведческой литературы;
  • труд на участке школы;
  • географические путешествия-сказки:
  • интеллектуальный марафон, КВН.

Эти формы и методы коррекционных занятий в определенной системе призваны способствовать решению одной из основных коррекционно-воспитательных задач вспомогательной школы – развитие речи и познавательных возможностей детей. Внеклассные коррекционные занятия ни в коей мере не повторяют формы работы на уроках.

Во время бесед, экскурсий, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащихся искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними. Для старших классов (6-9) организую экскурсии в планетарий, музей "Мир воды", ботанический сад, зоологический музей, музей Арктики и Антарктики, ВСЕГЕИ им. Карпинского, на хлебозавод «Лана» в г. Ломоносове.

Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоциями (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. После экскурсий обязательно провожу обобщающую беседу об увиденном. Собранный материал оформляем, лучшие работы идут на выставку. Материалы экскурсий в музеи и на предприятия оформляем в виде фотомонтажа.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: