Арт-терапевтические методы работы с детьми в детской мультипликационной студии «ЛинькИ»


Используемые в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Термин «арт-терапия» (терапия искусством) означает чаще всего лечение творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в мультипликационной студии «ЛинькИ» Центра дополнительного образования детей «Спутник» р.п. Линёво. Арт-терапевтические методики адаптированы к конкретным задачам и условиям работы в студии.

Создание с детьми мультфильмов – метод арт-терапии наиболее успешный для самых разных категорий детей. Анимация (от фр. animation — оживление, одушевление), технология позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Создание мультипликационного фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.

Анимация – это синтетический вид деятельности. Он включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. В нашей детской мультипликационной студии используются такие виды деятельности: изобразительная деятельность, фотография, лепка, музыка, литературное творчество, основы театральной деятельности, сыпучая анимация (работая с песком, манкой, солью), перекладка (перемещение марионеток) и stop-motion (анимирование предметов). Всё это по своей природе обладает развивающим и оздоравливающим потенциалом и способствует развитию у детей эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации, основ нравственности, эстетических чувств.
Создание анимационного фильма – это творчество в разных видах искусства.

Основными формами работы в студии являются индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Дети объединяются в творческие группы в зависимости от поставленных задач, с учетом их желания, а также по рекомендации педагога. Работа в команде - одно из преимуществ мульттерапии. Любой ребёнок может быть режиссером или сценаристом, художником или актером, оператором или монтажером. Каждый понимает, что от его отношения к делу зависит общий результат.

Создание любого мультика – невероятно трудоемкий процесс, занимающий очень много времени и сил. Первый этап создания фильма – написание сценария, отражающего в полной мере развитие литературных способностей детей. Этот этап предполагает коллективную творческую работу детей и педагога.

После этого выполняется раскадровка. Раскадровка - это не написанный, а нарисованный режиссерский сценарий. Такой сценарий является как бы изобразительным планом действия, которым в дальнейшем используется в течение всего процесса работы над фильмом. В ней последовательно зарисовано содержание всех сцен. Дети продумывают, сколько и каких фонов для мультфильма нужно нарисовать, их порядок; сколько персонажей будет задействовано; как их расположить.

В процессе создания персонажей распределяются роли между детьми. Каждый ребенок старается придумать характер, манеру поведения, разговора, привычки своего персонажа, непроизвольно примеряя это на себя и давая оценку действиям персонажа.

Процесс анимации продолжается в течение всего фильма посредством передвижения марионеток. На этапе съемки у детей развивается одно из важнейших качеств – терпение. Съемки мультфильма – очень кропотливая работа.

Дети видят, что результат приходит не сразу, а достигается кропотливым совместным трудом. Когда мультфильм снят, дети приступают к озвучиванию своих персонажей, подбирая и меняя тональность, интонацию, эмоциональную окраску голоса. У них развиваются имитационные, артистические способности, постепенно они овладевают художественно-речевой деятельностью, значительно улучшаются речевые навыки.

Показ мультфильма – это заключительный и очень важный этап. Первый просмотр своего собственного мультика – всегда необычайно захватывающий момент для детей. Во время просмотра ребята видят результат своего труда, чувствуют гордость за проделанную работу, у них повышается самооценка.

В работе детской мультипликационной студии «ЛинькИ» принимают участие и взрослые. Это педагоги Центра и, конечно же, наши дорогие мамы и папы. Они включаются в работу студии потому, что им самим интересно. Вначале родители стараются все сделать за своего ребёнка. Со временем родители начинают понимать, как важно стать для своих детей партнером, при этом дети руководят своими родителями, а те в свою очередь выполняют все их режиссерские задумки. После таких совместных занятий отношения в семьях меняются в лучшую сторону.

Пройдя весь путь создания мультфильма от создания сценария, рисования персонажей и фонов, съёмки, озвучивания ребёнок приобретает очень ценный опыт созидателя.

Основываясь на упомянутых выше свойствах анимационной терапии, мы можем ожидать следующих результатов:

  • поскольку анимация вообще стимулирует психическую деятельность, то анимационная терапия эффективна для целей воспитания и укрепления функций внимания, памяти, привития необходимых навыков поведения,
  • обучение анимации позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между обучающимися, которые затем переносятся детьми на другие ситуации общения, устраняется социальная дезадаптация,
  • создание мультфильмов расширяет у детей объем разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку,
  • эмоциональное отношение к созданию фильмов требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей.

Творческие виды деятельности, особенно анимационная, является неисчерпаемым источниками развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают детей к духовным ценностям, способствуют преодолению негрубых отклонений в интеллектуальной, коммуникативной сферах, поведении.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: