Профессиональное становление педагога

Личность педагога во многом определяет успех обучения
Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице?
Ответы на эти и другие вопросы волнуют многих молодых специалистов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногие задумываются о том, что начало карьеры закладывается еще в период обучения.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Оно проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером.

Как стать хорошим учителем?

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. И его можно развить, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Для достижения многих целей, связанных с ростом профессионального мастерства, необходимо заниматься самообразованием. Это необходимое постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Самообразование ценно не как «узкое набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней. А значит - это полное, многостороннее и естественное самочувствие человека. Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.

Но как стать личностью? Как создать себя как педагога?

Для этого нужно уметь управлять собственным развитием. Необходимо выстроить профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в данной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Саморегуляция – это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов.
Иными словами, чтобы добиться результатов, необходимо постоянно изучать себя.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

Итак, профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела.

Профессионализм как психическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков. «Призванием становится интерес, помноженный на труд» – писал В.А. Сухомлинский.

Самосознание и самовоспитание педагога

Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в обще дело. Структура профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

  1. сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности
  2. знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей.

Самосознание тесто связано с самовоспитанием. А это сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Профессиональное самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и навыков, но и предполагает совершенствование многих других неспецифических для данной профессии, но профессинально значимых качеств личности.

Процессы воспитания и самовоспитания органически переплетаются. Самовоспитание скрывает в себе логику процесса формирования качеств личности, представляющую собой ряд последовательных этапов, в соответствии с которыми поднимается уровень воспитанности, совершенствуются мотивы и способы как поведения личности, так и ее самостоятельной деятельности.

Таким образом, овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда. Все это крайне необходимо для становления профессии педагога. Прежде всего нужно понять себя, научиться разбираться в себе, а затем уже приступать к работе с детьми.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: