Учебный диалог как условие качества и результативности образования

Фото: Афанасьичева Екатерина

Под качеством образования мне видится внедрение деятельностного подхода в обучение младших школьников. Деятельностный подход в обучении учащихся требует от учителя проявления и становления нового стиля работы, т.е. организации взаимодействия участников учебного процесса. Одна из форм такого взаимодействия – учебный диалог.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Рассматривая данную тему, необходимо понять суть учебного диалога: это урок, направленный на развитие теоретического мышления учащихся, урок мыследеятельности, мыслекоммуникации, рефлексии, так как усвоение теоретических знаний всегда протекает путем дискуссий, диалогов, споров с другими учащимися или с самим собой. Урок-общение – диалог не сводится к оцениванию; в нем нет место ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам; оценка совсем не исключается, но она превращается во взаимооценку и самооценку. Именно такая оценка психологически настраивает учащихся на усвоение нового материала, способствует развитию познавательных сил и способностей, активизирует самостоятельность, творчество учащихся является механизмом их саморазвития.

Каждый учитель старается вести на уроке диалог с учащимися. Сравним два варианта диалога при введении понятия «окончание». Перед учителем стоит задача: «Как организовать работу, чтобы нужная морфема «окончание» появилась в результате осознанных действий учащихся?

Первый диалог
- Что это за предмет? – спрашивает учитель, показывая на парту.
- А как назвать все эти предметы, стоящие в классе? ( Называемые формы слов записываются на доске так, чтобы были хорошо заметны изменяющиеся окончания. Выделены «рамочкой» они будут позже.)
- А за чем сидит каждый из вас? А к чему я подошла? А где я остановилась?
- Посмотрите на получившуюся запись: парта
парты
за партой
к парте
у парты
- Что вам пришлось сделать со словом «парта», отвечая на мои вопросы? А почему нельзя было не изменять слово?
- Менялось все слово или только его часть?
- Эта часть в русском языке называется окончанием.

Второй диалог
- Я сейчас скажу два слова, а вы решите, я одно и то же сказала или нет? Книга – книги.
- А в чем разница? Как вы узнали, что первым словом назван один предмет, а вторым - много, ведь в словах почти все одинаково. (Дети обнаруживают разницу.)
-Да, в словах есть такая часть, которая указала на это. Значит, в слове «книга», чтобы назвать несколько предметов, пришлось изменить одну часть слова: заменить–а на –и.
- С каким из этих слов можно соединить слово «новая»? А что понадобится сделать с этим словом, чтобы присоединить его к слову «книги»? ( Изменить –ая на –ие.)
- Изменяемая часть в словах называется окончанием. Скажите, а зачем изменяется окончание в словах? ( « Чтобы помочь им соединиться друг с другом»; « Чтобы связывать их.»).
-А какое окончание в слове «стол»?
Дети называют окончание –л, другие утверждают, что в слове «стол» нет окончания, а третьи… сомневаются.
- Но это хитрое слово! Не всё, что находится в конце слова, является окончанием.
Оказывается, иногда окончание бывает «невидимкой». Но стоит изменить слово, как оно сейчас же появится: стол__ - столы – у стола – к столу. Такое окончание «невидимку» ученые называют нулевым окончанием.
- Что же вы узнали об окончании слова?

Из этих двух вариантов учебным является только второй диалог. Почему? Эти диалоги отличаются содержанием. Формируя каждое из понятий, необходимо оперировать не одним каким-либо признаком, а их комплексом. В данных вариантах речь идёт об окончании слова. Необходимо понять, какую работу выполняет окончание. Для этого надо проследить, как слова вступают в определённые отношения, указывая на значения числа, рода. Такие отношения и обсуждались во втором диалоге. В первом же диалоге наблюдают за окончанием только как за изменяющейся частью, находящейся в конце слова.

Так же диалоги отличаются действиями учителя. В первом диалоге учитель вводит информацию в готовом виде. Специально располагает слова, чтобы учащиеся сразу увидели и выделили изменяющуюся часть, т.е. использует формальное наличие материала для наблюдения. Содержательное проведение учебного диалога подготовлено вторым учителем соответствующими наблюдениями, вопросами-задачами, требующими разрешения, объяснения. Определение «окончание» является обобщением тех выводов, «открытий», которые сделали сами учащиеся. Учитель при решении лингвистической задачи в центре внимания удерживает не столько получаемый результат, сколько выполняемый способ действия. Он умело направляет детей вслушиваться, вдумываться, всматриваться в слово, чтобы обнаружить окончание в «действии».
Существенное отличие есть и в действиях учащихся. Если в первом диалоге дети дают ответы по прямому указанию учителя, то в основе общения второго диалога – отношения, в которых проявляется взаимопонимание, взаимная требовательность, взаимная ответственность. Этот диалог предполагает совместное видение, обсуждение ситуации. Диалог не состоится, если не будет равенства позиций, активной роли учащегося; кроме того, равенство позиций означает, что и сам педагог находится под действием воспитанника. Организация диалога невозможна без проблемной ситуации, специального задания – «ловушки». Для создания такой проблемной ситуации было предъявлено: а) несколько точек зрения и вопрос: « С кем ты согласен?» (при этом среди точек зрения могут быть одна – две или даже все ошибочные); б) ложное утверждение (хорошо, когда ребенок начинает опровергать утверждение, произнесенное учителем, - это свидетельствует о формировании критичности его мышления); в) ошибочное решение вопроса, неправильный способ действия ( при этом важно не только обнаружить ошибку, но и обсудить, чего не знал, чего не сумел сделать тот, кто допустил ошибку); г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех необходимых действий.

Там, где учитель систематически создает условия, требующие поиска знаний самими учащимися, они сталкиваются с задачами, требующими от них осуществления учебной деятельности. Осознание учебной ситуации может начаться с чувства неудовлетворения, удивления. Эта неудовлетворенность, это удивление порождаются, когда терпят неудачу в выполнении привычных действий или способов поведения. Дальнейшее осмысление проблемы основывается на анализе ситуации и способе действия. У детей возникает необходимость обменяться мыслями, а у учителя – организовать взаимодействие участников для совместного поиска.

Таким образом, вся деятельность учителя в учебном диалоге была направлена на формирование у школьников умений учиться:

  • определять «дефицит способностей»;
  • делать содержательным запрос к различным источникам;
  • общаться с другой культурой, другим «Я».

Кроме этих умений учебный диалог ориентирован на развитие личности школьников: а) становление и проявление индивидуальности учащихся; б) развитие творческих способностей школьников; в) формирование положительной Я- концепции личности учеников; г)выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.

Эти универсальные умения с теоретическими знаниями и будут являться главным результатом учебного диалога. Поэтому такой учебный диалог является условием качества и результативности начального образования, которое даёт основу качества и результативности образования выпускника школы. Главный результат школьного образования – развитие личности человека.

Автор: Камшекина Н. М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Заслуженный учитель РФ


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: