Учебный диалог как условие качества и результативности образования

Фото: Афанасьичева Екатерина

Под качеством образования мне видится внедрение деятельностного подхода в обучение младших школьников. Деятельностный подход в обучении учащихся требует от учителя проявления и становления нового стиля работы, т.е. организации взаимодействия участников учебного процесса. Одна из форм такого взаимодействия – учебный диалог.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Рассматривая данную тему, необходимо понять суть учебного диалога: это урок, направленный на развитие теоретического мышления учащихся, урок мыследеятельности, мыслекоммуникации, рефлексии, так как усвоение теоретических знаний всегда протекает путем дискуссий, диалогов, споров с другими учащимися или с самим собой. Урок-общение – диалог не сводится к оцениванию; в нем нет место ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам; оценка совсем не исключается, но она превращается во взаимооценку и самооценку. Именно такая оценка психологически настраивает учащихся на усвоение нового материала, способствует развитию познавательных сил и способностей, активизирует самостоятельность, творчество учащихся является механизмом их саморазвития.

Каждый учитель старается вести на уроке диалог с учащимися. Сравним два варианта диалога при введении понятия «окончание». Перед учителем стоит задача: «Как организовать работу, чтобы нужная морфема «окончание» появилась в результате осознанных действий учащихся?

Первый диалог
- Что это за предмет? – спрашивает учитель, показывая на парту.
- А как назвать все эти предметы, стоящие в классе? ( Называемые формы слов записываются на доске так, чтобы были хорошо заметны изменяющиеся окончания. Выделены «рамочкой» они будут позже.)
- А за чем сидит каждый из вас? А к чему я подошла? А где я остановилась?
- Посмотрите на получившуюся запись: парта
парты
за партой
к парте
у парты
- Что вам пришлось сделать со словом «парта», отвечая на мои вопросы? А почему нельзя было не изменять слово?
- Менялось все слово или только его часть?
- Эта часть в русском языке называется окончанием.

Второй диалог
- Я сейчас скажу два слова, а вы решите, я одно и то же сказала или нет? Книга – книги.
- А в чем разница? Как вы узнали, что первым словом назван один предмет, а вторым - много, ведь в словах почти все одинаково. (Дети обнаруживают разницу.)
-Да, в словах есть такая часть, которая указала на это. Значит, в слове «книга», чтобы назвать несколько предметов, пришлось изменить одну часть слова: заменить–а на –и.
- С каким из этих слов можно соединить слово «новая»? А что понадобится сделать с этим словом, чтобы присоединить его к слову «книги»? ( Изменить –ая на –ие.)
- Изменяемая часть в словах называется окончанием. Скажите, а зачем изменяется окончание в словах? ( « Чтобы помочь им соединиться друг с другом»; « Чтобы связывать их.»).
-А какое окончание в слове «стол»?
Дети называют окончание –л, другие утверждают, что в слове «стол» нет окончания, а третьи… сомневаются.
- Но это хитрое слово! Не всё, что находится в конце слова, является окончанием.
Оказывается, иногда окончание бывает «невидимкой». Но стоит изменить слово, как оно сейчас же появится: стол__ - столы – у стола – к столу. Такое окончание «невидимку» ученые называют нулевым окончанием.
- Что же вы узнали об окончании слова?

Из этих двух вариантов учебным является только второй диалог. Почему? Эти диалоги отличаются содержанием. Формируя каждое из понятий, необходимо оперировать не одним каким-либо признаком, а их комплексом. В данных вариантах речь идёт об окончании слова. Необходимо понять, какую работу выполняет окончание. Для этого надо проследить, как слова вступают в определённые отношения, указывая на значения числа, рода. Такие отношения и обсуждались во втором диалоге. В первом же диалоге наблюдают за окончанием только как за изменяющейся частью, находящейся в конце слова.

Так же диалоги отличаются действиями учителя. В первом диалоге учитель вводит информацию в готовом виде. Специально располагает слова, чтобы учащиеся сразу увидели и выделили изменяющуюся часть, т.е. использует формальное наличие материала для наблюдения. Содержательное проведение учебного диалога подготовлено вторым учителем соответствующими наблюдениями, вопросами-задачами, требующими разрешения, объяснения. Определение «окончание» является обобщением тех выводов, «открытий», которые сделали сами учащиеся. Учитель при решении лингвистической задачи в центре внимания удерживает не столько получаемый результат, сколько выполняемый способ действия. Он умело направляет детей вслушиваться, вдумываться, всматриваться в слово, чтобы обнаружить окончание в «действии».
Существенное отличие есть и в действиях учащихся. Если в первом диалоге дети дают ответы по прямому указанию учителя, то в основе общения второго диалога – отношения, в которых проявляется взаимопонимание, взаимная требовательность, взаимная ответственность. Этот диалог предполагает совместное видение, обсуждение ситуации. Диалог не состоится, если не будет равенства позиций, активной роли учащегося; кроме того, равенство позиций означает, что и сам педагог находится под действием воспитанника. Организация диалога невозможна без проблемной ситуации, специального задания – «ловушки». Для создания такой проблемной ситуации было предъявлено: а) несколько точек зрения и вопрос: « С кем ты согласен?» (при этом среди точек зрения могут быть одна – две или даже все ошибочные); б) ложное утверждение (хорошо, когда ребенок начинает опровергать утверждение, произнесенное учителем, - это свидетельствует о формировании критичности его мышления); в) ошибочное решение вопроса, неправильный способ действия ( при этом важно не только обнаружить ошибку, но и обсудить, чего не знал, чего не сумел сделать тот, кто допустил ошибку); г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех необходимых действий.

Там, где учитель систематически создает условия, требующие поиска знаний самими учащимися, они сталкиваются с задачами, требующими от них осуществления учебной деятельности. Осознание учебной ситуации может начаться с чувства неудовлетворения, удивления. Эта неудовлетворенность, это удивление порождаются, когда терпят неудачу в выполнении привычных действий или способов поведения. Дальнейшее осмысление проблемы основывается на анализе ситуации и способе действия. У детей возникает необходимость обменяться мыслями, а у учителя – организовать взаимодействие участников для совместного поиска.

Таким образом, вся деятельность учителя в учебном диалоге была направлена на формирование у школьников умений учиться:

  • определять «дефицит способностей»;
  • делать содержательным запрос к различным источникам;
  • общаться с другой культурой, другим «Я».

Кроме этих умений учебный диалог ориентирован на развитие личности школьников: а) становление и проявление индивидуальности учащихся; б) развитие творческих способностей школьников; в) формирование положительной Я- концепции личности учеников; г)выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.

Эти универсальные умения с теоретическими знаниями и будут являться главным результатом учебного диалога. Поэтому такой учебный диалог является условием качества и результативности начального образования, которое даёт основу качества и результативности образования выпускника школы. Главный результат школьного образования – развитие личности человека.

Автор: Камшекина Н. М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Заслуженный учитель РФ



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: