Елена Кузьминых, 25.07.2012 1130 0

Как мы применяли методику А.А. Сметанина в начальной школе: результаты работы


Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости осуществления и укрепления физического и духовного здоровья обучающихся. В нем сказано, что необходимо ориентироваться на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих людей.

На момент поступления детей в 1 класс у всех состояние здоровья разное. Как показывают опросы и исследования, у 25%-30% детей имеются те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Конечно, избежать полностью этих негативных проявлений нельзя в виду многих факторов, но свести их к минимуму можно.

Урок - основная форма труда школьника. Естественно, что физическое и психическое состояние младших школьников напрямую зависит от грамотно сконструированных учителем уроков. Малоподвижный образ жизни приводит к тому, что ребенок имеет проблемы не только со здоровьем, но у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, усидчивости на уроках, школьные страхи, неуверенность в себе.

Для того чтобы помочь ученику сохранить здоровье, свести к минимуму все негативные проявления, связанные с обучением, необходимо использовать на своих уроках ИКТ «БОС - Здоровье», по методике Александра Сметанкина.

Были поставлены задачи:

  • проследить, как влияет применение данной методики на повышение уровня концентрации внимания, улучшение памяти,
  • повышение работоспособности учащихся,
  • профилактику таких неблагоприятных последствий, как стресс и гиподинамия,
  • оказание общеукрепляющих воздействий на организм ребенка.

В проекте участвовали учащиеся 1 - 4 классов. Данная методика применялась на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира в режиме эмуляции. На примере 2 – 3 классов учитель самостоятельно выбирал время проведения лечебно-оздоровительной методики, ориентируясь на состояние учащихся.

Занятия проводились в начале урока перед проведением контрольных или иных проверочных работ, когда необходимо было снять напряжение, создать благоприятную атмосферу в классе. При проверке функционального состояния учащихся после занятий, большинство ребят отмечали, что они не волновались, а настроение у них улучшилось.

Известно, что большинство современных детей гиперактивны, имеют повышенную эмоциональную возбудимость. Переключить их из одного вида деятельности к другому часто бывает весьма проблематично. Это относится прежде всего к эмоциональному состоянию учащихся после уроков физической культуры. Чтобы успокоить учащихся, настроить их на работу, дыхательная гимнастика, содержащая определенные упражнения, подготавливала детей к последующей умственной деятельности.

Во время работы на уроках у ребят начинает развиваться утомление, снижается работоспособность. В этом случае занятие дыханием включалось как физкультминутка, которая являлась микропеременой и «отодвигала» переутомление.

В процессе работы по данной методике был сделан ещё один вывод:

Эмоциональное состояние ребенка — важный фактор, влияющий на усвояемость знаний младшего школьника. Чем больше на уроках положительных эмоций, ярких красок, тем меньше дети чувствуют усталость, а работоспособность повышается. Спокойная музыка, пение птиц и слайды на тему «Природа» положительно влияли на психо-эмоциональное состояние учеников.

Если в январе месяце (начало проекта) позитивные эмоции в начале и в конце урока переживали около 60 % учащихся, то в мае их число увеличилось в 3 "б" классе до 83% , а во 2 «г»- до 92%. Повысилась работоспособность. Количество учащихся, желающих заниматься, возросло до 80%. Положительная динамика отмечалась и у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Применение дыхательной гимнастики способствует улучшению памяти, концентрации внимания. Проводилась работа по запоминанию словарных слов. Когда дети запоминали определенное количество слов во время дыхательных занятий, то коэффициент продуктивности был выше.

Это далеко не весь перечень того, где применялась данная методика. Иногда тема урока совпадала с темой урока, что помогало актуализации знаний, постановки проблемы урока, закреплению нового материала.

Наблюдая за учащимися 2 и 3 классов мы пришли к выводам: овладение диафрагмально- релаксационным дыханием по методике А.А. Сметанкина способствует меньшей утомляемости детей, повышению концентрации внимания, лучшему запоминанию учебного материала, помогает учащимся справиться со стрессами, неудачами , застенчивостью и в конечном итоге — быть более успешными в учебе.

Применяя данную технологию в современном уроке, учитель выполняет одну из самых главных задач современной школы — обеспечивает здоровьесберегающую методику обучения выполняя задачи ФГОСы II поколения.

Фото: Екатерина Пашкова. Статья изменена 30.07.2014 г.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: