Анна Никифорова, 09.01.2015 3

Хоровое пение и академический вокал на примере хора Масик, г. Санкт-Петербург


Некоторое время назад, интересуясь проблемами хорового пения в школе, я обнаружила сайт одного из петербургских школьных хоров. Руководят им Масик Нина Александровна и концертмейстер Масик Сергей Николаевич. Множества таких хоров мне обнаружить не удалось, но существование этого конкретного хора помогло понять суть некоторых проблем. 


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Проблемы были изложены практикующим педагогом вокалу Е.В. Масловым в статье «Существует ли сегодня детская вокальная педагогика?». Опираясь на информацию сайта школьного хора Масик, хочу дать ответ на эту статью.

 

Детская вокальная педагогика существует и, оказывается, не только в специализированных учебных заведениях. Руководитель найденного мной в сети хора окончила Московский государственный педагогический институт, работала с Д.Б. Кабалевским, являвшимся руководителем Лаборатории музыкального образования Научно-исследовательского института Школ министерства просвещения РСФСР. Концертмейстер окончил Ленинградскую консерваторию. Работают они по программам «Хоровое искусство», «Ансамблевое и сольное пение», предполагающим, в конечном итоге, овладение школьниками основ академического пения.

Я понимаю так: ни о каком тщательном отборе детей в общеобразовательной школе не может быть и речи. Скорее, большое значение приобретает желание детей оставаться после учебного дня в объединении дополнительного образования.

Педагогическая деятельность руководителей хора направлена на сохранение и развитие традиций и навыков хорового пения в нашей стране, овладение школьниками репертуара — от детских песен, до произведений русских и зарубежных композиторов-классиков, песен народов России и зарубежных стран.

Хоровое пение в школе сейчас рассматривается как комплексное решение воспитательных задач ФГОС. А это — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Прекрасно, что школьный хор в дополнительном образовании детей не замыкается в рамках собственной школы: дети выезжают на многочисленные концерты, хоровые олимпиады.  Педагоги не останавливаются на поставленных задачах по хоровому воспитанию. Задачи перерастают в новые цели для успешно осваивающих хоровое пение учеников: ансамблевое пение, сольное пение. Значит, у школьников есть возможность гармонично развивать полученные навыки и выходить к новым творческим вершинам.  Солисты, как информирует сайт, периодически выступают с сольными концертами.

Совместное стремление учеников и педагогов к творческому росту увенчалось необычными, как мне кажется, для отделений дополнительного образования общеобразовательных школ результатами. Участие в международных конкурсах, рассчитанных главным образом на профессиональную подготовку музыкантов, принесло детям из общеобразовательной школы успех.

В этой общеобразовательной школе никогда не используют микрофоны и минусовки. Ученики имеют возможность каждый раз по-новому показывать ощущение образа при повторных исполнениях произведений. Соглашусь с Е.В. Масловым, что на местах больше приветствуются красочные тусовки с ритмичным речитативом или, что хуже, громким атональным «пением» под фонограмму, с подтанцовкой и костюмами, куда детям, обучающимся в академической манере, вход для выступления просто противопоказан — разные стили, разные культуры, разное ощущение творческого процесса, разные критерии.

Очень сложно научить правильному пению. Действительно, звуки, усиленные с помощью микрофона, далеко не всегда говорят о наличии таланта и прекрасном вокале. Эстрадное пение тоже требует грамотного, тщательного и многолетнего обучения.

Единственно, на что я не нашла ответ: как относится система образования к подобным достижениям учеников общеобразовательных школ? Чем помогают в процессе творческого освоения русского и зарубежного классического репертуара?

Об авторе: Никифорова Анна Владимировна.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 eugine • 14:14, 20.02.2017
Анна Владимировна, хотелось бы поблагодарить Вас за внимание к моей статье о вокальной педагогике. Что же касается Вашего вопроса об отношении системы образования к происходящему - я Вам отвечу примерами из своей практики. Систему образования развитие и становление отдельной личности не интересует вообще, в дополнительном образовании материально-техническая база отсутствует - чтобы иметь возможность продолжать занятия, мне самому пришлось приобрести цифровое пианино. Руководство интересует только результат, и не важно, как он получен. Одного из ведущих моих учеников, трёхкратного обладателя Гран-при международных конкурсов, т. е. человека, умеющего петь, без моего ведома заставляют выступать на сомнительных конкурсах и концертах, обязательное условие при этом - плюсовая фонограмма, кто-то из учителей пытался заставить его выступить на конкурсе с песней Шнурова, той самой, с сохранением лексики оригинала (а я-то, идиот, ему классический репертуар предлагаю). С помощью моего ученика украсили своё портфолио немало учителей-предметников и ни у кого даже вопроса не возникло, какое отношение они имеют к вокалу. Таким образом, главное - наполнить контентом портфолио, показать результативность, это и есть главное в современной образовательной системе, и никакой ФГОС 3+ ничего не изменит...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 nataschadumina • 23:09, 03.02.2015
Хоровое пение - основа любого урока музыки и в общеобразовательной школе. Жаль только , что 1 час в неделю, не позволяет достойно развивать и совершенствовать хоровое исполнение учащихся.
[Материал]
avatar
1 Ileo • 16:44, 10.01.2015
--Чем помогают в процессе творческого освоения русского и зарубежного классического репертуара?--
Да ничем, спасибо, если не мешают...
А вот это мне интересно: что плохого в подтанцовках и костюмах? Я прекрасно понимаю, что качественное пение - это труд огромный. И стили существуют разные. Но это ж и хорошо, если разные. Если в рамках стиля все гармонично, почему бы и нет. Пусть дети сравнивают, выбирают..
[Материал]