Галина Шутова, 13.02.2015 14904 7

Статья из серии "А как у них?": Образовательная система Узбекистана


С приобретением независимости система образования в Узбекистане изменилась существенным образом: была проведена полномасштабная реформа, в  которой во главу угла была поставлена забота о подрастающем поколении, о духовном, нравственном и физическом развитии детей. Что представляет собой образование в Узбекистане сегодня?


Обсудить статью (уже 7 коммент.)
Опубликовать свой материал

Руководством к действию послужил ряд принятых нормативных актов: Закона Республики Узбекистан «Об образовании», «Национальной программы по подготовке кадров», «Государственного образовательного стандарта» и ряда постановлений Президента, Кабинета министров и Министерства народного образования.

Окончательный вид система образования в Узбекистане приняла в 2009 году, когда закончился переходный период и были ликвидированы 10-11 классы в школах и построены академические лицеи и профессиональные колледжи: около 200 современных лицеев и более полутора тысяч колледжей.

В настоящее время вся система выглядит следующим образом:

  • Начальная школа (1-4 классы).
  • Общая средняя школа (5-9 классы).
  • Среднее специальное (в академических лицеях) и среднее профессиональное (в профессиональных колледжах) образование — 3 года.
  • Базовое высшее образование (бакалавриат) — 4 года в высших учебных заведениях, институтах, академиях.
  • Высшее образование (магистратура) — 2 года.
  • Послевузовское образование (интернатура, аспирантура, докторантура).

Большое внимание уделяется подготовке научных и педагогических кадров высшей квалификации. Работа ведется в рамках государственной программы развития школьного образования, где все образование (от дошкольного до послевузовского) едино и непрерывно, и обеспечивается полная преемственность обучения при переходе с одной ступени на другую.

А введение бакалавриата и магистратуры позволило выпускникам узбекских ВУЗов продолжать обучение за границей: так, более тысячи студентов уже обучаются за рубежом по президентской программе «Умид».

В последние годы в Узбекистане стало уделяться большое внимание и исследовательской работе: значительно улучшено материальное обеспечение как институтов, так и научных сотрудников, созданы институты стажеров, исследователей, соискателей и старших научных сотрудников.

Условия обучения в школе

Общее среднее образование в Узбекистане является обязательным, всеобщим и бесплатным. Обучение ведется на государственном языке (узбекском), в русских школах — на русском. Есть школы, где преподавание ведется на казахском, киргизском, таджикском и туркменском языках.

Изучение традиций Узбекистана в школе

Начиная с детского сада, дети знакомятся с историей и традициями Узбекистана, выдающимися представителями страны

Еще в детском саду начинается подготовка ребенка к школе: многие родители хотят отдать детей в школы с русским языком обучения. Особенно хорошо видна проблема в провинции, где на весь город всего две-три престижные школы, попасть с которые крайне трудно. Дети весь год перед школой ходят на подготовительные курсы, в «нулевку», по окончании которых сдают вступительные испытания: техника чтения (норма — не менее  30-40 слов в минуту), диктант и решение математических задач. И даже при этом в классах огромная наполняемость: до 40 человек, и не редки случаи, когда дети учатся по трое за одной партой! Местные жители давно осознали не только необходимость знания русского языка, но и образования в целом. Учитель в Узбекистане — почетная и уважаемая профессия.

Занятия в школах начинаются 2 сентября и длятся до 25 мая с перерывами на каникулы. Детей в школу принимают в возрасте 6-7 лет. Количество «шестилеток» в классе не должно превышать определенного процента. За каждым ребенком 6-тилетнего возраста устанавливается психологический надзор. По истечении полугода психолог выносит решение о том, способен ли данный ребенок продолжить обучение, или ему стоит прийти в первый класс на следующий год, уже по достижении 7-летнего возраста.

Все первоклассники обеспечиваются бесплатными учебниками и комплектом канцелярских принадлежностей (подарки Президента). Начиная со второго класса, ученики приобретают учебники в аренду. Стоимость аренды зависит от количества книг. В последнее время все школы обеспечиваются электронными учебниками и дидактическими материалами. Но в силу нехватки компьютерных классов пользоваться ими весьма затруднительно.

Детям из малообеспеченных или многодетных семей учебники выдаются бесплатно. Для них же предусмотрены дополнительные льготы в виде бесплатного обеда (до 4 класса) и комплекта зимней одежды.

Отдельно нужно сказать о содержании учебников. После обретения независимости учебники старой советской школы стали изымать. Вместо них появились новые, написанные узбекскими авторами. За прошедшие годы учебники не раз менялись, пока, наконец, не утвердился более менее стабильный набор. К счастью, авторы учебников по точным наукам многое взяли из богатого опыта советской школы. Но программы, например, по физике и математике были упрощены.

Что касается гуманитарных наук, то здесь произошла полная перестройка. Это касается не только истории, но и литературы, основ культурологии, основ духовности. Введен, например, такой предмет как Идея Национальной Независимости. Большой, просто огромный, упор делается на патриотическое воспитание. Символику, жизнь и творчество великих людей Узбекистана дети  знают уже в детском саду. Воспитатели знакомят их и с Амиром Тимуром (Тамерланом), Алишером Навои, Улугбеком, Авиценой, Бобуром. Можно смело утверждать, что любой первоклассник Узбекистана знает наизусть гимн страны и ее символику.

Особенности школьной программы

Базисный учебный план включает в себя 22 предмета. Сетка предметов в школьной программе Узбекистана мало чем отличается от российской. Исключение составляют гуманитарные науки: есть История Узбекистана, Основы духовности, Основы Конституции и ряд других предметов. Также в учебном курсе литературы сделан упор на изучение истории узбекской литературы.

С 2012 года по Указу Президента изучение иностранных языков начинается с первого класса. В первом классе уроки проводятся в игровой форме и направлены на обучение разговорной речи, а, начиная со второго класса, идет обучение чтению и грамматике.   Чаще всего в школах выбирают английский и немецкий языки в качестве иностранного, но есть школы, где изучают китайский, французский, корейский. Русский в узбекских школах дается как обязательный второй язык, а в русских школах так же преподается узбекский.

В 2015-2016 году планируется ввести обязательный экзамен по иностранному языку во все высшие учебные заведения страны, а часть технических предметов и предметы международных специальностей уже преподаются на иностранном языке. Учителям иностранного языка в школах предусмотрены надбавки: 30% для сельских школ и 15% — для городских.

Программа для школ разработана единая — все условия и нормативы прописаны в Государственном образовательном стандарте (ГОС).

Экзамены в школе

Государственные экзамены предусмотрены в 9 классах. В 4-8 классах — переводные экзамены.

Государственные экзамены в 9 классе: математика (контрольная работа), родной язык (изложение), физкультура (теория и практика), физика (устно), химия (устно), второй язык (устно), история (устно).

После ряда экспериментов с формой проведения экзаменов было решено вернутся к зарекомендовавшей себя практике советской школы: если устно, то готовятся билеты, если письменно, то проводится контрольная работа.

Открытый урок в узбекской школе

Единица и двойка — не отрицательные отметки, однако если ученик рассчитывает поступить в колледж и ВУЗ, он должен постараться набрать максимум баллов: число бюджетных мест ограничено

Переводные экзамены проводятся по двум предметам. Из них один является обязательным и рекомендован Министерством образования, а второй предмет учащиеся выбирают самостоятельно из трех дисциплин, предложенных Министерством.

Система оценивания в школах

С 2010 года оценивание учащихся проводится по системе, установленной «Положением о рейтинговой системе контроля над качеством знаний учащихся» и разработанной Государственным Центром тестирования.

Итоговая оценка складывается из нескольких (по пятибалльной шкале):

  • текущий контроль — баллы, получаемые на уроке;
  • промежуточный — за контрольные работы;
  • этапный — годовая оценка, если нет экзаменов по данному предмету;
  • итоговый — средний балл за год и за экзамен.

Отличие этой системы в том, что 1 или 2 балла — это не отрицательная оценка, а всего лишь показатель того, что ученик не набрал достаточное количество баллов. Так, 1 балл ставится просто за присутствие на уроке, за наличие учебных принадлежностей. Еще 1 балл можно получить за наличие выполненного домашнего задания. Остальные — за работу на уроке.

Но на практике получается так, что ученик, претендующий на хорошие отметки, не должен иметь в своем активе 1-2-3 балла, так как они влияют на итоговую оценку.

Учителя в Узбекистане

Учителя в Узбекистане заслуживают самых лестных слов. И дело не только в трудности профессии, но и в тех сложных условиях, в которых им приходится работать.

О профессиональной деятельности

Все учителя в обязательном порядке раз в 5 лет проходят государственную аттестацию, работающие в лицеях и колледжах — каждые  3 года. В зависимости от ее результатов учителю присваивается одна из категорий:

  • специалист;
  • учитель II категории;
  • учитель I категории;
  • учитель высшей категории.

Для каждой категории расписаны свои условия, особенно учитывается рейтинг учителя, его участие в общественной жизни школы, профессиональные достижения и мониторинг знаний учащихся по его предмету.

Наличие категории приносит приятные бонусы в виде доплаты к основной заработной плате. Но, если учитель не набирает нужное количество баллов, категорию могут и понизить.

Большое внимание проверяющих из вышестоящих органов привлекает документация, подготовленная учителем. Помимо основных рабочих материалов (планов, конспектов уроков, классного журнала) в ведении учителя находится целый список документов. Например, отдельные папки по работе по выполнению различных постановлений Кабинета Министров и Президента, конспекты по духовности и самообразованию, конспекты занятий с отстающими и одаренными детьми, конспекты занятий кружков и секций, обязательно наличие тетради анализов уроков коллег и прочее, и прочее.

Есть еще одна обязанность: раз в три года проходить курсы повышения квалификации. Здесь, действительно, работают хорошо: слушатели курсов узнают много нового не только из методики преподавания, но и получают богатейший запас методической и дидактической литературы, практических приемов, проходят психологические тренинги.

Учителя и общественная жизнь

Можно без преувеличения сказать, что учителя в Узбекистане — самая активная социальная группа (часто вовсе не по собственному желанию).

Так, например, все учителя в обязательном порядке участвуют в хлопкоуборочной компании (с сентября по декабрь), в субботниках (минимум 5-8 раз за учебный год), в избирательных компаниях (в качестве курьеров), в любых мероприятиях, проводимых Хокимиятом города и области (мэрия), махаллинскими комитетами (аналоги ЖКХ) и прочими социальными и культурными организациями.

Взаимодействие с родителями

Управление школы находится в руках Попечительского совета школы, который избирается из числа учителей, родителей, учащихся старших классов и представителей горОНО и Хокимията.

Финансирование школы в большей степени ведется за счет государства. Но ввиду недостаточности выделяемых средств часть расходов ложится на плечи родителей и привлеченных спонсоров. Давно стало практикой, например, что большую часть ежегодного ремонта оплачивают именно родители.

Новый год в школе

Дети с радостью готовят выступление для родителей

Каждая школа имеет свой лицевой счет, средства с которого расходуются по усмотрению Попечительского совета и администрации на нужды школы.

С недавних пор школам рекомендовано в обязательном порядке обзаводится собственным производством. Это может быть, к примеру, приусадебный участок, теплица и прочие уместные виды заработка, где возможно привлечение детского труда.

Но государство старается помогать. Так, например, была реализована программа, благодаря которой все старые школы в стране прошли реконструкцию. Проводили не только капитальный ремонт, но и достроили необходимые здания, где разместились лаборатории, компьютерные классы, спортивные залы. За годы независимости были построены и десятки новых школ, в которых уже предусмотрено все необходимое для современного школьника.

Особенности среднего специального и профессионального образования

После окончания школы и успешной сдачи государственных экзаменов каждый ученик обязан поступить в академический лицей или профессиональный колледж. Прием в эти учреждения ведется с учетом оценок, выставленных в аттестате и вступительного тестирования.

Тестирование проводится единовременно по всей республике 1 августа. Все материалы к тестам, условия проведения тестирования и прочие нормативы разрабатывает Государственный центр тестирования. Сами тесты учреждения получают в день проведения экзамена.

Самые престижные факультеты имеют право проводить дополнительное тестирование или собеседование с абитуриентами по профильным дисциплинам.

Обучение в колледже или лицее осуществляется как бесплатно (для студентов, набравших установленное количество баллов на тестировании), так и на платной основе. Учебный год делится на два семестра. По окончании каждого курса предусмотрены экзамены.

Все студенты колледжей и лицеев в обязательном порядке привлекаются к хлопкоуборочной кампании, которая длится с начала сентября до ноября-декабря.

Различия между академическими лицеями и профессиональными колледжами

В академических лицеях студенты продолжают изучать все основные дисциплины. По сути это программа бывших 10-11 классов, несколько переработанная и дополненная. Кроме того, в лицее студент может выбрать направление: гуманитарное, техническое, аграрное и т.д. Выпускники лицея получают среднее специальное образование. Как правило, следующая ступень для них — поступление в ВУЗ.

Студенты профессиональных колледжей изучают специальные дисциплины по выбранному профессиональному направлению. Выпускник колледжа получает профессиональное образование и квалификацию по выбранной специальности.

Академический лицей №4 при Бухарском государственном университете

Академический лицей №4 при Бухарском государственном университете

В колледжах и академиях образование осуществляется не только по специальности, но и ведется внеклассная работа, есть кружки и секции для заинтересованных детей. «Мы с моими студентами — частые гости у наших подшефных деток. Мой кружок называется «Клуб любителей русского языка», его особенность в том, что мы работаем не только со студентами, но и со школьниками (у нас есть свой подшефный класс), а принцип  нашей работы: «Если хочешь выучить язык научи другого». — Говорит пользовательница нашего сайта Азиза Мирзаназарова, преподаватель колледжа в г. Наманган. — Наша команда также является волонтерами детского дома №26. Пока я сама не стала сотрудничать с  детским домом «Мехрибонлик № 26» (детские дома, называют «Мехрибонлик», что буквально означает «добро, милосердие»), я не имела понятия об условиях проживания детей. Я была удивлена атмосферой, коллективом воспитателей, условиями созданными для детей, которые так или иначе оказались вне семьи. У детского дома есть не только корова, но и верблюд — это пожертвование добрых людей. А детки все хором говорят: «Биз Президент фарзандларимиз» — «Мы дети Президента».  В детском доме мы организуем кукольный театр на русском языке».

Высшее образование в Узбекистане

Поступить в ВУЗ имеет право абитуриент, окончивший лицей или колледж. Вступительные экзамены проводятся аналогично с тестированием для поступления в колледжи и лицеи 1 августа. В этот деть абитуриенты проходят  единовременное тестирование по трем предметам.

Исторический центр Бухары, Узбекистан

Исторический центр Бухары, Узбекистан

Предметы определяются для каждого ВУЗа и факультета отдельно, в зависимости от профиля. Количество бюджетных мест в ВУЗах ограничено, все остальные учатся на платной основе. Студенты, успешно окончившие 4 курса и сдавшие все итоговые экзамены, получают степень бакалавра и диплом о базовом высшем образовании. Претендующие на полное высшее образование, поступают в магистратуру, где учатся еще 2 года.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, работала в Узбекистане учителем русского языка и литературы, стаж 15 лет.

Фото: предоставлены Мирзаназаровой Азизой Мирзаабдуллаевной, преподавателем II категории русского языка и литературы в колледже Саноат-Промышленно профессиональный колледж, г. Наманган, стаж 16 лет.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
7 irjkf39rflhs • 14:23, 06.06.2016
А самое главное-не тратится попусту время на обучение в 10-11 классах!Это же как правильно! Браво - Узбекистан!!!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 zulfyakdirbaeva • 10:12, 26.09.2015
Ценю систему образование в Узбекистане.Работаю с коллегами из Узбекистана.Они на многом преуспевают.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 Janna1313 • 04:54, 24.02.2015
Здравствуйте. Очень познавательно, интересно. Особенно понравилась система баллов: как вариант - применение в наших школах, хотя это почти нереально... А в нашей стране Гос. СТАНДАРТ, по которому работают учителя, меняется каждые 2-3 года и зачем - не знаю... Благодарю.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 marinaglavatskaya2014 • 18:22, 18.02.2015
Очень интересная статья. Есть чему поучиться и взять за образец- хотя бы систему оценивания и этапы среднего образования.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Нэта8179 • 17:36, 18.02.2015
Интересно выстроена система образования. Видна чёткая связь всех уровней образования. Система оценок заслуживает внимания, баллы выставляют за проделанную работу, даже за присутствие на уроке. Должен появится стимул не пропускать. Спасибо за статью
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 philippovna • 18:41, 16.02.2015
очень интересно, есть много общего, сказываеться советское прошлое, очень интересна идея с лицеями и колледжами и конечно свежая для нас концепция отношения к оценкам 1 и 2, у нас они не существуют, спасибо автору
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 02:18, 14.02.2015
Спасибо! С большим интересом познакомилась с образовательной системой Узбекистана. Надеюсь, что в с образованием в стране все будет хорошо.