Эльмира Бабенко, 25.07.2014 7203 0

Эстетика урока математики. Связь математики с другими науками


Математика занимает в школьном образовании важнейшее место. Никто не отрицает ее важность в развитии логического, пространственного и абстрактного мышления, но очень часто «плюсы» математики становятся её «минусами» в глазах учеников. Многие считают математику сухой и скучной наукой, а математиков за глаза называют сухарями, относятся к математике лишь как к вспомогательному элементу — счётной машинке для других естественно-научных дисциплин, а уж связь математики с гуманитарными предметами большинство считает абсурдным. Как же увлечь математикой людей, которые заведомо не считают ее интересной и тем более красивой?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

                           «Элемент изящества, элемент эстетики присутствует в творчестве ученого, несмотря на то, что конечный продукт часто выражен в сухих цифрах, в формулах, в непонятных для неподготовленного ума уравнениях»

В.А. Энгельгардт

Эльмира БабенкоДа, именно красивой, так как стремление к красоте и гармонии в человеке заложено природой.

Можно считать математику скучной, сухой, неинтересной, нудной, трудной, но если в ней есть элемент красоты, эстетика, то любой человек обратит на это внимание, а так как мы говорим об увлечении математикой, то внимание играет важнейшую роль. В связи с этим роль учителя состоит не только в преподавании математики как науки, но и преподнесении ее как некоего искусства, которое красиво, эстетично, всеобъемлюще, так как имеет связь с любым предметом школьного курса, так и с деятельностью человека за пределами школы. Поэтому тема эстетики математики и ее связи с различными научными дисциплинами вполне актуальна:

  • На уроках не ведётся систематическая работа по развитию эстетического восприятия математики.
  • Внеурочная работа либо совсем отсутствует, либо акцентирует свое внимание на углубление отдельных тем по программе.
  • Тема эстетики урока математики, демонстрации красоты в математике и знакомство с биографиями математиков не только как ученых, но и выдающихся личностей, имеющих разнообразные интересы, является актуальной.
  • Гуманитаризация образования начисто отделяет математику от повседневной жизни учащихся, они не видят ее связи с какими-то ни было другими, особенно гуманитарными, предметами, и как следствие вырабатывается отношение к математике как науке ненужной, неважной, лишней.
  • Математику можно рассматривать в ракурсе многих искусств, тем самым показав совершенно иную «красивую» математику «не для математиков».

Как говорил выдающийся английский математик, профессор Кембриджского университета Годфри Гарольд Харди: «Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, — совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией. Красота есть пробный камень для математической теории; в мире нет места некрасивой математике!»

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми моментами деятельности по использованию эстетического компонента математики и её связи с различными школьными дисциплинами:

Мы все хорошо знаем о существовании математических теорий музыки и живописи, однако для учащихся этот факт является неожиданным открытием. Работа в этом направлении явила результатом написание рефератов с одноименными названиями. На основе этих работ учащиеся составили небольшие интегрированные сообщения, которые проводили как на уроках математики, также и уроках музыки и ИЗО. Очень хочется провести цикл уроков под рабочим названием «Математика-искусство», где объединить усилия с учителями-предметниками. Такая попытка состоялась лишь с рефератом «Математическая теория музыки», который был расширен музыкальной составляющей и с успехом защищён как выпускная работа в музыкальной школе, причём учителя-музыканты были удивлены необычным сплавом предметов.

При каждом новом наборе пятиклашек, да и в последующие годы я провожу различные опросы и анкетирования на предмет отношения к математике, видения себя в математике и т.д. В ходе таких опросов учащихся стандартно подтверждается один и тот же тезис: что математика и гуманитарные предметы, и, в частности, литература, не имеют никакой связи. Мне стало интересно поработать с этим вопросом и вот результат этой работы.

Я рассмотрела математику в связи с литературой с нескольких ракурсов:

  • математики-литераторы;
  • математические мотивы в литературе;
  • математика в стихах.

Знакомя ребят с этим исследованием, я заметила, что многие «гуманитарии» стали проявлять больший интерес и оживлённость на уроках, они увидели себя в математике. Сочинения-сказки, сочинения-задачи, загадки, стихи стали любимыми заданиями этих учеников. Участие в выставках  и чтениях таких работ поставило их в ситуацию успеха, что позволило легче взяться за более трудную работу.

О связи истории и математики можно говорить часами. История математики лично мне очень интересна, но заниматься ею на каждом уроке, конечно же, нереально, а вот вносить дозировано в некоторые темы вполне уместно и полезно. Это достаточно эффективное средство развития интереса учащихся к предмету, которое носит также познавательный и воспитательный характер. Создание презентаций по истории математики стала неотъемлемой частью работы учащихся, нередко эти сообщения превращаются в рефераты, ребята сами стараются так расширить или углубить тему, чтобы она стала интересна любому слушателю. Проведение интегрированных уроков математики и истории, которые вполне допустимы в 5-6 классах по теме «Древний мир», где перекликаются материалы о Древней Греции, Древней Руси, Индии, Египте, стали неотъемлимой частью программы по развитию эстетического вкуса учащихся.

В старших классах ребята уже сами находят связь математики и с химией, и с биологией, и с географией, и с обществознанием, и другими дисциплинами. 

В настоящий момент я работаю в направлении краеведение на уроках математики. Уральская земля богата не только металлургами, писателями и инженерами, но и математиками, которые внесли немалый вклад в развитие науки: Константин Александрович Торопов (общий метод решения треугольников), Павел Иванович Свешников (метод извлечения квадратных и кубических корней), Михеевич Первушин (работы по теории чисел).

Конечно, это лишь маленькая толика в основной работе учителя математики, которая все же носит серьезный характер и ответственность перед выпускниками, все-таки ЕГЭ никто не отменял, но все же очень приятно, когда твои выпускники, встречаясь через несколько лет, могут вспомнить не только то, что гипотенуза — это крыса или ответ на дважды восемь, но и фамилии выдающихся математиков, необычные факты, могут рассказать интересную или забавную историю о математике.

Об авторе: Бабенко Эльмира Эскендеровна, учитель математики МБОУ "СОШ №3" города Краснотурьинска Свердловской области, Россия.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: