Наталья Генералова, 05.11.2014 12

Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения


Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.


Обсудить статью (уже 11 коммент.) Опубликовать свой материал

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Скачать шаблоны читательских дневников >>>

 Обложка читательского дневника Образец заполнения Титульный лист дневника Обложка читательского дневника

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Проверка читательского дневника

Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.

Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
11 Комментарии • 20:16, 17.08.2019
Статья достаточно информативная, может быть полезна любому возрасту. Но все же ,по моему личному мнению, больше подходит для читательского дневника старшеклассника, нежели ученика начальной школы. Предложенные пункты достаточно интересны и в совокупности образуют полную картину произведения
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 olga-gatyzhskaya • 13:07, 20.05.2018
Большое спасибо за столь информативную статью. Я мама первоклашки и на лето задано достаточно большое количество произведений е прочтению. Думаю оформив дневник по Вашим советам нам будет легче вспомнить все прочитанное за каникулы, чем перечитывать произведения заново перед уроком.
[Материал]
avatar
9 [Материал] Анонимно • 15:30, 22.03.2018
Автор статьи описывает общие принципы к оформлению читательского дневника. Мой ребенок учиться в 3 классе. У нас в образец читательского дневника немного другой. В нем дополнительно нужно писать синквейн, а также рисовать иллюстрацию или картинный план к произведению.
Я нашла пример читательского дневника для 3 класса вот здесь. {Ссылка на сторонний сайт удалена}
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 valentinkaart • 21:47, 09.06.2017
Премного благодарны за такую полезную статью. Нам она оказалась крайне полезной(1-й и 7-й класс дети).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 elenaduvanova • 14:45, 25.02.2016
Очень хорошо написано сам учитель истории записываем что прочитали и вот все родители довольны!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
6 ElenG • 14:58, 15.11.2014
Спасибо за публикацию, очень полезный материал. Предложенные разделы читательского дневника помогут ребенку овладеть навыками вдумчивого чтения, научат анализировать прочитанное, давать оценку поступкам героев. "Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.", если включить в читательский дневник такие разделы, думаю, это будет способствовать творческому развитию ученика-читателя. Из всего этого может вырасти добротный проект по литературе или литературному чтению.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 mesyacmart14 • 07:43, 15.11.2014
У моего сына в 1 классе пишут в читательском дневнике сколько страниц прочли и когда, ребёнок перестал совсем читать, только прочитав статью - я поняла, в чём причина. Получается они читают не для себя (не проведена предварительная беседа о пользе чтения), а для учителя "для галочки".

Предстоит беседа с ребёнком, чтобы это исправить. Статья очень пригодится и родителям, и учителям. Надо работать вместе. Сейчас мне предстоит всё исправить.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 goldcherru • 18:59, 12.11.2014
Спасибо автору статьи за такое педагогическое сокровище. Опыт ведения читательских дневников у меня есть, но так не хватает порой времени для конкретной работы по содержанию дневниковых записей. Ученики должны выражать свое мнение о прочитанном. И это бесспорно. Именно через читательский дневник ученик может раскрыться в полной мере, может высказать то, чего не скажет при всем классе. Сама форма ведения дневника уже настраивает на трехстороннюю духовную связь: автор произведения-ученик-учитель. Именно интерпретация художественного слова через дневник и есть то самое важное, чему мы должны учить на своих уроках. Еще раз спасибо за оказанную методическую помощь.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 yapozitivchik • 08:07, 08.11.2014
Очень познавательно. Интересные шаблоны оформления читательских дневник.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Rosaliya0158 • 21:15, 06.11.2014
Спасибо за полезную информацию! Читательский дневник нужен и в старших классах, так как на его основе в дальнейшем можно подбирать литературные примеры для сочинений-рассуждений. С недавнего времени мой 7 класс тоже начал вести читательский дневник и эта информация очень кстати.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 21:50, 06.11.2014
Спасибо за ваш отзыв! Если есть какие-то дополнения, можете написать в комментариях.
[Материал]