Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.
Биография
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.
Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.
В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).
После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.
Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.
Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).
Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:
- к-т педагогических наук (1955)
- заслуженный учитель школы УССР (1958)
- ч-кор АПН РСФСР (1957)
- ч-кор АПН СССР (1968)
- герой СоцТруда (1968)
- лауреат Госпремии УССР (1974)
- ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
- медали — Ушинского, Макаренко
Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.
Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
- воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
- соотношение индивидуального и коллективного воспитания
- развитие творческого начала у детей
- семейная педагогика
- взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Отношение к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Взаимоотношения учителя и ученика
Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Сухомлинский о воспитании
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
- воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
- общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
- в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
- ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
- перед людьми
- обществом
- родителями
- коллективом
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
Семейная педагогика народного учителя
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Уникальность методик Сухомлинского
Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.
На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
От критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Библиография
Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.
Книги:
- Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
- Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
- Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
- Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
- Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
- Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
- Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
- Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
- О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
- Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
- Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
- Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
- Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
- Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
- Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
- Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
- Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
- Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
- Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
- Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.
- Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
- Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.
Избранные статьи
- В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
- Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
- К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
- "Учитель — совесть народа..." : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
- Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
- Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
- Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
- «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
- Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
- Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
- Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
- Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
- Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
- Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
- Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
- Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
- Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
- Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
- Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.