Юлия Боровкова, 01.08.2014 2652 1

Мужчины в школе. Часть вторая «ОНО» — это кино и Министерство образования


В злободневном анекдоте мужской род слов «кофе» и «виски» отстаивался с помощью примерно такой аргументации. А «мужской род» профессии учителя – существует ли он и как его доказать? На простой, казалось бы, вопрос: «Учитель – мужская профессия?» респонденты-мужчины отвечали по-разному.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Основных точек зрения выделилось три:
«Мужская, женская… Не считаю, что половые признаки каким-либо образом влияют на возможность человека заниматься преподавательской деятельностью», – эта цитата принадлежит Денису Гиряеву; с ним солидарны также Сергей Дмуховский и Михаил Никаноров, охарактеризовавшие профессию учителя как «унисекс». 

Наиболее развернуто по традиции высказался Александр Николаевич Игрицкий: «Есть дело, которое нужно делать. И мужчина – это, прежде всего, тот, кто, понимая это, выполняет любую работу. Нет жесткого деления работ по половым признакам исполнителей. Есть определенные критерии взрослости и гражданской ответственности». 

Вторая группа мнений: работать с определенными группами школьников или преподавать определенные предметы лучше получится у мужчин. Набор критериев здесь отличался разнообразием.

«Математика, физкультура, физика, история, информатика», – такой набор предметов отвел учителю-мужчине Константин Шнянин, который, преподавая физкультуру, имеет еще и образование учителя информатики. «Преподавание ОБЖ, информатики, технологии для мальчиков», – утверждает учитель информатики Алексей Судничников. «Мужчинам легче даются абстрактные и точные науки, они их и легче могут передать другим», – согласился учитель математики и информатики Николай Боровков. 

А.Г. Баданов, напротив, упомянул не только о преимуществах, но и об ограничениях работы мужчин в школе: «Достаточно настороженно отношусь к работе с некоторыми возрастными группами школьников педагогов-мужчин. Возможно, оптимальный возраст обучающихся для того, чтобы с ними мог работать мужчина – c 9-10 лет».

И самая популярная точка зрения – однозначное «Да!» учителям-мужчинам. С тем, что учитель – это именно мужская профессия, согласилась ровно половина опрошенных. Добавить к этому мнению особо нечего – ответы этой группы респондентов изобиловали краткими восклицаниями: «Безусловно!», «Конечно!» или, как минимум, сдержанным «Вполне».

Неудивительно, что среди учителей-мужчин, даже тех, кто уже оставил преподавание, не оказалось ни одного человека, заявившего что-то вроде: «Да нет, это женская профессия, а я так… мимо проходил».  

Итак, если учитель – полностью или хотя бы частично мужская профессия, что в ней характеризует именно учителя-мужчину? Может ли мужчина-учитель дать ученикам что-то уникальное, чего не сможет учительница? По нынешним временам задавать такой вопрос даже слегка неудобно – все-таки у нас равенство и толерантность, а не так давно работодателям законодательно запретили включать в тексты вакансий требования к полу соискателей.

Впрочем, наши мужчины-учителя предвзятости в вопросе не усмотрели и ответы дали разнообразные и интересные.

Лидирует среди ответов «личный авторитет» мужчины-учителя в разных вариациях, а также «тема отцовства». 

Александр Каретник: «Мужчина демонстрирует детям моральный облик, благородство, образец поведения с женщиной, образец поведения не только в школе, но и в жизни вне школы. Часто бывает, что семьи учеников неполные, и тогда учитель-мужчина может показать те мужские черты характера, которые необходимы мальчикам». 

Дмитрий Александрович Морозов, 3 года педстажа, учитель математики и информатики: «Пример [поведения] мужчины. Не у всех детей есть отцы».

Сходное мнение у Сергея Смирнова: «Это невозможно определить, но это крайне важно. Отсутствие мужчин в социальном воспитании и образовании так же плохо, как и неполная семья. Вроде всё хорошо, но ущербность закладывается...»

А.Н. Игрицкий: «Самое главное, что может дать ученикам учитель-мужчина – это, с одной стороны, воспитание уважения к Женщине учениками обеих полов, уважения внутреннего и искреннего, а не показушного, а с другой стороны, зарождение в девушках чувства собственного достоинства и гордости за принадлежность к женскому полу. Это воспитание должно перевернуть представление юношей о своем месте в этом мире и дать им именно в связи с их отношением к девушке-женщине твердые основы понимания их роли защитников, помощников и добытчиков, а не пустомель, ловеласов и захребетников. Учитель-мужчина должен быть образцом и примером для всех и во всём. И присутствие такого настоящего мужчины в извечно бабьем царстве школьных дам должно в значительной степени изменить и содержание межличностных отношений, тем бесконечных кулуарных сплетен-бесед, внести тот часто исчезающий момент серьезного отношения к работе, который в женском царстве сводится к взаимным упрекам и склокам. 

С другой стороны, мужчина-учитель должен быть тем жестким началом в школе, которое должно однозначно показать сопливым недорослям, что на любую силу всегда найдется другая сила».

Похожую, и не менее резкую точку зрения имеет А.А. Казанцев: «Не буду писать, дабы не прослыть шовинистом. Однако дам ссылку. Ю.Семёнов, "17 мгновений весны". Рассуждения Плейшнера в кафе в Берне. Добавлю, что мужчина менее склонен сгибаться, поэтому нынешняя деградация во многом обусловлена преобладанием женщин в школах». 

Возьму на себя смелость процитировать вышеупомянутого персонажа, никого при этом не обвиняя в шовинизме (просто чтобы исключить необходимость отвлекаться от статьи на поиск источников): «Я думаю категориями рейха, — улыбнулся про себя Плейшнер, заметив мужчину, сидевшего во главе стола; он был молод и смеялся вместе с детьми. — Это только у нас учителями работают женщины, поскольку все мужчины, годные к несению строевой службы, сражаются на фронте. Вообще, в школах должны работать мужчины. Как в Спарте. Женщина может быть утешителем, но не воспитателем. Готовить к будущему обязан мужчина — это исключит ненужные иллюзии у детей, а нет ничего безжалостнее столкновения детских иллюзий с взрослой реальностью...»

В противовес столь серьезным аргументам некоторые ответили чуть более легкомысленно и задорно: 

«Воспитывает мужество, патриотизм; мужчин дети любят больше», – кратко и скромно отметил Константин Шнянин. 

«Напиши, что у молодых мужчин – учителей информатики есть чувство юмора», – попросил Алексей Судничников. Написала. Очень надеюсь, что данное утверждение распространяется и на учителей других возрастов и предметов. 

Несколько ответов посвящено гармонии, равновесию и взаимодополнению мужского и женского начала в учительском коллективе.

Рустам Нурманбетович Бегалиев, педагогический стаж 6 лет 5 мес., учитель информатики: «Что может дать учитель-мужчина, чего не сможет дать женщина? Это сложный вопрос. А что может дать женщина-учитель того, чего не даст мужчина?! Вопрос – риторический. В воспитании необходимо равновесие. Может быть, это равновесие и даёт та совместная работа педагогов противоположных полов?»

Не стали повторяться сторонники мнения об универсальности учительской профессии. Типичное высказывание на эту тему принадлежит Владимиру Милову: «Да не привязывался бы я так к гендерному разделению... Учитель – он без половой принадлежности...». Что ж, не будем привязываться – сколько людей, столько и мнений. 
Продолжение следует.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 марьем-доча • 07:16, 28.02.2015
Самое главное, чтоб они, мужчины, были в этой профессии, чтоб любили свое дело, чтоб делали свою работу с удовольствием.