Бикеева Алина Сергеевна,
06.02.2012 7
Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные и здоровьесберегающие условия труда
Постоянно во время своей рабочей смены устраивайте себе паузы, минуты, мгновения отдыха, продуманные и организованные заранее. Вот несколько простых советов на этот счёт.
1. Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной. Учитель, ведя уроки, очень много времени проводит на ногах. Да и по школе за день мы порой набегаем пару километров: то в учительскую за журналом, то в столовую, то на другой этаж сделать объявление, то в другое крыло школы к завучу или к коллеге и так до бесконечности. В конце рабочего дня ноги учителя просто гудят, а ведь не будешь вести последние два урока сидя. Не скажешь ведь детям, что с ног валишься от усталости. Вместо этого заведите для себя одну простую, секретную для всех остальных, привычку - менять обувь в течение рабочего дня. Скажем, первую половину рабочего дня вы провели в одной паре обуви, вторую половину дня - в другой, т. к. на одной из перемен быстренько, втайне ото всех, переобулись. Уверяю вас, этот простой секрет с переобуванием с благодарностью оценят ваши ноги.
2. Заведите себе симпатичный и небольшой по размерам, а следовательно, не очень тяжёлый термос. Идея - изобретение педагога-новатора Ильина. Каждое утро или накануне вечером делайте себе отвар из трав и приходите на работу с термосом. На перемене останьтесь, по возможности, наедине хотя бы на несколько минут и попейте горячего травяного настоя. В принципе, ничего страшного, если вы будете прихлёбывать на перемене чаёк из элегантного бокала и при учениках. По-моему, в этом нет ничего криминального. А при первых признаках першения в горле можно приносить на работу термос с горячим молоком, с растворённым в нём сливочным маслом и мёдом. Впрочем, рецептов народных средств лечения сейчас публикуется огромное количество. Так что, как говорит Ильин, «ищите свой термос!»
Филологическая объяснялка.
Английское выражение: a frog in one’s throat.
Дословный перевод: лягушка в чьём-то горле.
Русский эквивалент: хрипота, спазмы в горле.
Уважаемые коллеги, пусть у вас в горле никогда не будет лягушек!
3. Кроме того, заведите в своём рабочем кабинете электрочайник, баночку с кофе, чайные пакетики и т. д. Устаивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
4. Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты. Два-три орешка, пара ягодок кураги или чернослива в середине рабочего дня с чайком или кофейком поднимут ваше настроение и, если уж не снимут напряжение рабочего дня до конца, то, по крайней мере, значительно ослабят его.
5. Закройтесь на перемене на 5 минут в своём рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40-50 раз максимально высоко. Даже эта небольшая физическая нагрузка поможет стряхнуть часть напряжения.
6. Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику. Вариантов такой гимнастики много. Самые простые:
а) просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут (только не простудитесь!);
б) подышите с задержкой дыхания - спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее;
в) подышите с паузами: вдохнули - пауза, задержка дыхания; выдохнули - пауза, задержка дыхания.
Учитель должен за перемену перед следующим уроком отдохнуть и восстановиться. Поэтому вы просто обязаны хотя бы пять минут времени уделить себе, только себе, лично себе. Вы должны это сделать. Вы обязаны это делать постоянно изо дня в день.
7. Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты. Делать это можно даже и по расписанию, так удобнее: понедельник - яблоко, вторник - апельсин, среда - банан и т. д. Для этого хороши и овощи - морковка, кусочки сырой (!) тыквы и листок тоже сырой капусты и др., а также любые сухофрукты. Кстати, именно сухофрукты дают нашему мозгу так нужную ему глюкозу для максимальной умственной производительности. Да и вообще, нам нужна дополнительная энергия. Хороши на рабочем месте разные орехи и мюсли. Их можно съедать в течение рабочего дня, запивая соком, кефиром, ряженкой. Пакет с любым кисломолочным продуктом не так уж и тяжело приносить на работу с собой. Два-три урока он точно может лежать на вашем подоконнике, вполне обходясь без холодильника. Неплохо ежедневно проглатывать по витаминке, сейчас их продаётся великое множество, самых разных. Ищите свои витамины! Хорошо держать в своём рабочем кабинете и бутылочку минеральной или просто очищенной воды, а, возможно, и коробочку сока небольших размеров. Изыскивайте возможность съедать хотя бы один фрукт в течение рабочего дня. Конечно, можно брать с собой на работу и шоколадку, и бутерброд с любимой колбаской, но фрукты и овощи - обязательны.
Просто призыв: Ни дня без фрукта!
*В английском языке есть пословица: Кушай по яблоку в день, и доктор не понадобится.
Можно эту пословицу немного подкорректировать: Кушай по яблоку в день и побеждай свою лень!
Заведите для пищи, которую вы берёте с собой на работу, пластиковый контейнер или пластмассовую коробочку подходящих размеров и каждый ваш рабочий день приносите её с собой в свой рабочий кабинет. Нет своего кабинета? Устраивайте себе чайные, кофейные, шоколадные, фруктовые паузы в учительской, столовой, библиотеке. А коробку с пищей готовьте дома вечером накануне рабочего дня, чтобы утром просто взять её из холодильника и положить себе в сумку, не затрачивая на приготовление всего этого драгоценных утренних минут.
8. Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы. Кончиками своих пальцев помассируйте волосяные покровы головы у самых корней волос. Для этого нужно 5-10 минут времени и, главное, не лениться делать это. Нет возможности заниматься этим на своём рабочем месте? Уединитесь, в конце концов, в общественном туалете на 5 минут. Где угодно, но делайте это.
*Здоровая привычка - здоровая натура!
9. Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам: положите под стекло на своём рабочем столе рисунки своего ребёнка; поставьте на стол или книжную полку фото ваших родных и близких; повесьте на стене свои грамоты и сертификаты, а также фотографии с выпускниками прошлых лет, с вашими любимыми учениками; снимки, сделанные на разных классных и внеклассных мероприятиях, поездках, походах, экскурсиях; расставьте, где позволяет место, свои любимые сувениры и статуэтки. Время от времени бросайте свой взгляд на всё это и вспоминайте что-то хорошее и доброе, что греет вам душу. Организуйте у себя в кабинете небольшую доску со сменяемыми плакатами, выписывайте интересные цитаты и философские высказывания и помещайте на эту доску. Ваши же ученики могут легко набрать и распечатать всё это на компьютере, они теперь владеют этим лучше нас, учителей. В течение рабочего дня подойдите к доске и перечитайте высказывания умных людей, обсудите их с учениками. Делайте это больше для себя, а не для воспитания учеников. Пусть мудрые мысли будут вашими попутчиками в жизни.
10. Создайте и постоянно поддерживайте в своём рабочем кабинете красоту и уют. Мне всегда нравилось иметь в кабинете палас на полу, чуть в стороне от парт. На нём хорошо было за 10 минут до звонка сесть прямо на пол с малышами и разыгрывать сказки и сценки, закрепляя изученную на уроке новую лексику. Нет такой возможности? Разведите кругом живые цветы, они прекрасно регенерируют позитивную энергетику, заведите аквариум с рыбками, принесите из дома и попросите об этом же ваших учеников свои любимые книги и поместите их на книжные полки рядом с учебной и справочной литературой. Одна моя коллега втиснула в свой рабочий кабинет два мягких кресла. Но на уроке туда могли садиться только ученики, подготовившие творческий диалог, чтобы представлять его всем ребятам. А на перемене моя коллега сама отдыхала в этих креслах. После уроков она на них же проверяла ученические тетради, удобно развалившись на одном из кресел и вытянув свои ноги на другом. Она мотивировала это тем, что позвоночник очень устаёт от многочасового стояния и сидения на жёстком стуле. Другая моя коллега увлекалась макраме, так она развесила свои любимые работы на стенах своего кабинета, а к ним английскими булавками прикрепляла материал, изучаемый в тот момент на уроках, булавки легко входили в верёвочную основу этих оригинальных стендов, а она сама с удовольствием меняла учебный материал. Поставьте на своём рабочем столе яркую настольную лампу, развесьте на стенах красивые бра. Приобретите для кабинета дезодорант воздуха со спокойным нерезким ароматом.
11. Храните в своём рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя. Устали? Закройтесь в своём кабинете, причешитесь, подправьте макияж, подкрасьте губы, воспользуйтесь любимым дезодорантом или духами. Можно хранить в своём кабинете и щипцы для завивки волос и лак для укладки. Вам решать, что именно. Всё зависит от того, чем вы обычно пользуетесь. Надо организовать двойной набор простых косметических и парфюмерных средств в своём рабочем кабинете и хранить его в укромном месте, вдалеке от любопытных детских глаз. Хорошо иметь два зонтика: один - дома, другой - в своём рабочем кабинете.
12. Всегда имейте на своём рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором хорошо вам знакомых, всегда вам помогающих и обычно вами употребляемых медикаментозных средств. Всё необходимое должно быть у вас под рукой в случае необходимости.
13. Соберите в своём рабочем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет. Поставьте на перемене кассету с классической музыкой. Приучите своих учеников либо молча находится в учебной аудитории, либо покидать её на перемену со звонком. Объявляйте на каждой перемене в своём кабинете «5 минут молчания», «10 минут тишины» во время звучания того или иного музыкального фрагмента. Мы с ребятами любили на переменах ставить кассету с записями природных звуков: шум дождя, морской прибой, шум водопада, шум ветра, звуки леса с пением птиц. Кассет и компакт дисков сейчас в продаже великое множество. Выбирай - не хочу! Мои ученики полюбили делать грамматические контрольные и разного рода тесты под кассету с записью природных звуков. Дорого покупать всё это? Обратитесь к ребятам и родителям. Вместо традиционных букетов и коробок конфет пусть подарят вам от всего класса или группы подарят для кабинета кассету или компакт диск с классической или успокаивающей расслабляющей музыкой. Мне думается, если вы толково объясните родителям, зачем и какие кассеты вам нужны, через 1-2 года у вас их будет целая коллекция. Надо лишь всё умело организовать.
Однажды у меня была просто «бешеная» группа. Каюсь, так я её про себя называла. И вот не повезло, в субботу нам по расписанию поставили сразу два урока английского языка - четвёртым и пятым уроками. Мне было очень тяжело вести уроки в этой группе. Но совершенно невыносимой становилась для меня 15-минутная перемена между четвёртым и пятым субботними уроками. С этими детьми никакая классическая музыка не помогала. Шум моря и чаек тоже были бессильны. В общем-то, это были дети как дети, просто супер-гипер-экстраактивные. Ну что ж, нормальные подвижные дети. Но что с ними делать 15 минут на перемене, я просто не представляла. Если же ими не заниматься вовсе, они буквально разносили по кирпичикам всю школу. Что делать? Уставала я с ними страшно. Неожиданное решение проблемы мне подсказали сами дети.
Однажды девчонки принесли в класс какую-то кассету, на мой взгляд, с «бешеной» музыкой и предложили мне: «Давайте потанцуем на перемене!» Сначала мне идея показалась дикой. Но потом я так с этими детьми и танцевала все перемены в течение трёх лет. Звонок с одного урока английского языка, я прошу их быстро приготовиться к следующему занятию - уроку домашнего чтения и ставлю их кассету. И мы все вместе танцуем в течение 15 минут перемены. Ученики мои каждую неделю приносили новую запись. Танцы эти поистине сотворили чудо. Ребята разряжались на перемене, переключались с английского языка на физическую активность и после этого весь следующий пятый урок работали гораздо эффективнее. Потом я ребятам пообещала, что если наш урок домашнего чтения (тот самый пятый урок в субботу) проходит организованно и продуктивно, то мы танцуем ещё 15 минут после этого урока. Так мы с ребятами танцевали и учили английский. Но, что самое поразительное, в субботу, уходя с работы после уроков и танцев, я уже не чувствовала себя такой смертельно усталой в конце целой трудовой недели, как раньше. С другой «проблемной» группой я стала на переменах рисовать, тут же вывешивая их работы на стенде в классе. Так что, уважаемые коллеги, ищите свой термос и свой танец.
Почти философская размышлялка.
Проблемы надо не бесконечно иметь, а, по возможности, сразу решать.
Вы всё равно устали? Значит, мало делали и совсем мало сделали, чтобы устать меньше. Главное, не надо лениться и стесняться в создании для себя, любимых, комфортных условий труда. Устали? Так делайте же что-нибудь, чтобы расслабиться и отдохнуть. Возможно, у вас не получится все пять школьных перемен посвящать себе и только себе. Наверняка, найдутся какие-то другие неотложные дела, или настырно-назойливые люди, желающие у вас эти драгоценные минуты отдыха отобрать. Ну что ж, все пять школьных перемен посвятить себе, собственному отдыху и расслаблению не получается. Организуйте 2-3 подобные перемены. Или хотя бы одну. Это всё равно будет лучше, чем ни одной. Думайте и действуйте!
И не говорите, что у вас на работе нет времени минуту постоять у открытого окна или съесть дольку апельсина или выпить чашечку кофе или бросить взгляд на любимые цветы и фотографии. Это не времени у нас нет, это мы - слабые организаторы и бездарные менеджеры своего времени, своего рабочего дня, своего рабочего места и своих сил. Ищите резервы времени и возможности создания хотя бы минимального комфорта на работе, причём комфорта не только физического, но и душевного.
А в конце рабочего дня, уже дома можно подвести итоги: что я сделала для своего отдыха и для снятия напряжения в течение рабочего дня? А какие ещё возможности были мною упущены сегодня? И ни в коем случае не упускайте их завтра, в ваш следующий рабочий день. Помните - никто не будет заботиться о ваших комфортных условиях труда, о вашем отдыхе и расслаблении в течение рабочего дня, кроме нас самих. И если вы в конце учебного года ощущаете себя либо выжатым лимоном, либо загнанной лошадью, в этом есть большая часть и вашей собственной вины. Изменяйте свои привычки, в том числе трудовые. Реорганизовывайте свою производственную жизнь. Постоянно и неукоснительно ищите резервы отдыха и снятия напряжения. Всё больше и больше переходите на рельсы здорового образа жизни и здоровьесберегающих условий труда. В наше время много говорят и пишут о здоровом образе жизни и об этих самых условиях и технологиях. Так давайте создавать у себя на рабочем месте комфортный и здоровый образ жизни и труда учителя и неукоснительно ему следовать. Причём, как мне кажется, не стоит начинать новую жизнь с каждого приходящего понедельника. Не надо резких движений, глобальных немедленных ломок и крупных, крутых перемен. Это сложно, это может лишь осложнить нашу жизнь. Давайте работать над деталями и мелочами. Ведь именно из них строится наша жизнь. Именно мелочи нам порой и отравляют всю жизнь. Итак, придумываем для себя милые мелочи, которые бы наполняли нашу каждодневную рутину радостью и комфортом.
У меня для вас, уставшие учителя, нет готового «Рецепта комфортного образа жизни и работы учителя». Именно вы, вы сами, должны его ежедневно создавать, постоянно искать и находить. У каждого он, этот образ, будет свой. Лишь бы наши усталые от школы и уставшие от нездорового образа жизни и труда учителя находились в этом постоянном поиске. И не прекращали этот поиск никогда. А наш хронически переутомлённый и постоянно перегруженный всевозможными нагрузками организм ответит нам на это благодарностью в виде хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Просто пожелание: Уважаемые коллеги! Ежедневно доставляйте себе хотя бы маленькие приятности. А уж что касается неприятностей, можете не волноваться - найдётся великое множество людей, их вам постоянно доставляющих.
1. Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной. Учитель, ведя уроки, очень много времени проводит на ногах. Да и по школе за день мы порой набегаем пару километров: то в учительскую за журналом, то в столовую, то на другой этаж сделать объявление, то в другое крыло школы к завучу или к коллеге и так до бесконечности. В конце рабочего дня ноги учителя просто гудят, а ведь не будешь вести последние два урока сидя. Не скажешь ведь детям, что с ног валишься от усталости. Вместо этого заведите для себя одну простую, секретную для всех остальных, привычку - менять обувь в течение рабочего дня. Скажем, первую половину рабочего дня вы провели в одной паре обуви, вторую половину дня - в другой, т. к. на одной из перемен быстренько, втайне ото всех, переобулись. Уверяю вас, этот простой секрет с переобуванием с благодарностью оценят ваши ноги.
2. Заведите себе симпатичный и небольшой по размерам, а следовательно, не очень тяжёлый термос. Идея - изобретение педагога-новатора Ильина. Каждое утро или накануне вечером делайте себе отвар из трав и приходите на работу с термосом. На перемене останьтесь, по возможности, наедине хотя бы на несколько минут и попейте горячего травяного настоя. В принципе, ничего страшного, если вы будете прихлёбывать на перемене чаёк из элегантного бокала и при учениках. По-моему, в этом нет ничего криминального. А при первых признаках першения в горле можно приносить на работу термос с горячим молоком, с растворённым в нём сливочным маслом и мёдом. Впрочем, рецептов народных средств лечения сейчас публикуется огромное количество. Так что, как говорит Ильин, «ищите свой термос!»
Филологическая объяснялка.
Английское выражение: a frog in one’s throat.
Дословный перевод: лягушка в чьём-то горле.
Русский эквивалент: хрипота, спазмы в горле.
Уважаемые коллеги, пусть у вас в горле никогда не будет лягушек!
3. Кроме того, заведите в своём рабочем кабинете электрочайник, баночку с кофе, чайные пакетики и т. д. Устаивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
4. Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты. Два-три орешка, пара ягодок кураги или чернослива в середине рабочего дня с чайком или кофейком поднимут ваше настроение и, если уж не снимут напряжение рабочего дня до конца, то, по крайней мере, значительно ослабят его.
5. Закройтесь на перемене на 5 минут в своём рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40-50 раз максимально высоко. Даже эта небольшая физическая нагрузка поможет стряхнуть часть напряжения.
6. Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику. Вариантов такой гимнастики много. Самые простые:
а) просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут (только не простудитесь!);
б) подышите с задержкой дыхания - спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее;
в) подышите с паузами: вдохнули - пауза, задержка дыхания; выдохнули - пауза, задержка дыхания.
Учитель должен за перемену перед следующим уроком отдохнуть и восстановиться. Поэтому вы просто обязаны хотя бы пять минут времени уделить себе, только себе, лично себе. Вы должны это сделать. Вы обязаны это делать постоянно изо дня в день.
7. Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты. Делать это можно даже и по расписанию, так удобнее: понедельник - яблоко, вторник - апельсин, среда - банан и т. д. Для этого хороши и овощи - морковка, кусочки сырой (!) тыквы и листок тоже сырой капусты и др., а также любые сухофрукты. Кстати, именно сухофрукты дают нашему мозгу так нужную ему глюкозу для максимальной умственной производительности. Да и вообще, нам нужна дополнительная энергия. Хороши на рабочем месте разные орехи и мюсли. Их можно съедать в течение рабочего дня, запивая соком, кефиром, ряженкой. Пакет с любым кисломолочным продуктом не так уж и тяжело приносить на работу с собой. Два-три урока он точно может лежать на вашем подоконнике, вполне обходясь без холодильника. Неплохо ежедневно проглатывать по витаминке, сейчас их продаётся великое множество, самых разных. Ищите свои витамины! Хорошо держать в своём рабочем кабинете и бутылочку минеральной или просто очищенной воды, а, возможно, и коробочку сока небольших размеров. Изыскивайте возможность съедать хотя бы один фрукт в течение рабочего дня. Конечно, можно брать с собой на работу и шоколадку, и бутерброд с любимой колбаской, но фрукты и овощи - обязательны.
Просто призыв: Ни дня без фрукта!
*В английском языке есть пословица: Кушай по яблоку в день, и доктор не понадобится.
Можно эту пословицу немного подкорректировать: Кушай по яблоку в день и побеждай свою лень!
Заведите для пищи, которую вы берёте с собой на работу, пластиковый контейнер или пластмассовую коробочку подходящих размеров и каждый ваш рабочий день приносите её с собой в свой рабочий кабинет. Нет своего кабинета? Устраивайте себе чайные, кофейные, шоколадные, фруктовые паузы в учительской, столовой, библиотеке. А коробку с пищей готовьте дома вечером накануне рабочего дня, чтобы утром просто взять её из холодильника и положить себе в сумку, не затрачивая на приготовление всего этого драгоценных утренних минут.
8. Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы. Кончиками своих пальцев помассируйте волосяные покровы головы у самых корней волос. Для этого нужно 5-10 минут времени и, главное, не лениться делать это. Нет возможности заниматься этим на своём рабочем месте? Уединитесь, в конце концов, в общественном туалете на 5 минут. Где угодно, но делайте это.
*Здоровая привычка - здоровая натура!
9. Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам: положите под стекло на своём рабочем столе рисунки своего ребёнка; поставьте на стол или книжную полку фото ваших родных и близких; повесьте на стене свои грамоты и сертификаты, а также фотографии с выпускниками прошлых лет, с вашими любимыми учениками; снимки, сделанные на разных классных и внеклассных мероприятиях, поездках, походах, экскурсиях; расставьте, где позволяет место, свои любимые сувениры и статуэтки. Время от времени бросайте свой взгляд на всё это и вспоминайте что-то хорошее и доброе, что греет вам душу. Организуйте у себя в кабинете небольшую доску со сменяемыми плакатами, выписывайте интересные цитаты и философские высказывания и помещайте на эту доску. Ваши же ученики могут легко набрать и распечатать всё это на компьютере, они теперь владеют этим лучше нас, учителей. В течение рабочего дня подойдите к доске и перечитайте высказывания умных людей, обсудите их с учениками. Делайте это больше для себя, а не для воспитания учеников. Пусть мудрые мысли будут вашими попутчиками в жизни.
10. Создайте и постоянно поддерживайте в своём рабочем кабинете красоту и уют. Мне всегда нравилось иметь в кабинете палас на полу, чуть в стороне от парт. На нём хорошо было за 10 минут до звонка сесть прямо на пол с малышами и разыгрывать сказки и сценки, закрепляя изученную на уроке новую лексику. Нет такой возможности? Разведите кругом живые цветы, они прекрасно регенерируют позитивную энергетику, заведите аквариум с рыбками, принесите из дома и попросите об этом же ваших учеников свои любимые книги и поместите их на книжные полки рядом с учебной и справочной литературой. Одна моя коллега втиснула в свой рабочий кабинет два мягких кресла. Но на уроке туда могли садиться только ученики, подготовившие творческий диалог, чтобы представлять его всем ребятам. А на перемене моя коллега сама отдыхала в этих креслах. После уроков она на них же проверяла ученические тетради, удобно развалившись на одном из кресел и вытянув свои ноги на другом. Она мотивировала это тем, что позвоночник очень устаёт от многочасового стояния и сидения на жёстком стуле. Другая моя коллега увлекалась макраме, так она развесила свои любимые работы на стенах своего кабинета, а к ним английскими булавками прикрепляла материал, изучаемый в тот момент на уроках, булавки легко входили в верёвочную основу этих оригинальных стендов, а она сама с удовольствием меняла учебный материал. Поставьте на своём рабочем столе яркую настольную лампу, развесьте на стенах красивые бра. Приобретите для кабинета дезодорант воздуха со спокойным нерезким ароматом.
11. Храните в своём рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя. Устали? Закройтесь в своём кабинете, причешитесь, подправьте макияж, подкрасьте губы, воспользуйтесь любимым дезодорантом или духами. Можно хранить в своём кабинете и щипцы для завивки волос и лак для укладки. Вам решать, что именно. Всё зависит от того, чем вы обычно пользуетесь. Надо организовать двойной набор простых косметических и парфюмерных средств в своём рабочем кабинете и хранить его в укромном месте, вдалеке от любопытных детских глаз. Хорошо иметь два зонтика: один - дома, другой - в своём рабочем кабинете.
12. Всегда имейте на своём рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором хорошо вам знакомых, всегда вам помогающих и обычно вами употребляемых медикаментозных средств. Всё необходимое должно быть у вас под рукой в случае необходимости.
13. Соберите в своём рабочем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет. Поставьте на перемене кассету с классической музыкой. Приучите своих учеников либо молча находится в учебной аудитории, либо покидать её на перемену со звонком. Объявляйте на каждой перемене в своём кабинете «5 минут молчания», «10 минут тишины» во время звучания того или иного музыкального фрагмента. Мы с ребятами любили на переменах ставить кассету с записями природных звуков: шум дождя, морской прибой, шум водопада, шум ветра, звуки леса с пением птиц. Кассет и компакт дисков сейчас в продаже великое множество. Выбирай - не хочу! Мои ученики полюбили делать грамматические контрольные и разного рода тесты под кассету с записью природных звуков. Дорого покупать всё это? Обратитесь к ребятам и родителям. Вместо традиционных букетов и коробок конфет пусть подарят вам от всего класса или группы подарят для кабинета кассету или компакт диск с классической или успокаивающей расслабляющей музыкой. Мне думается, если вы толково объясните родителям, зачем и какие кассеты вам нужны, через 1-2 года у вас их будет целая коллекция. Надо лишь всё умело организовать.
Однажды у меня была просто «бешеная» группа. Каюсь, так я её про себя называла. И вот не повезло, в субботу нам по расписанию поставили сразу два урока английского языка - четвёртым и пятым уроками. Мне было очень тяжело вести уроки в этой группе. Но совершенно невыносимой становилась для меня 15-минутная перемена между четвёртым и пятым субботними уроками. С этими детьми никакая классическая музыка не помогала. Шум моря и чаек тоже были бессильны. В общем-то, это были дети как дети, просто супер-гипер-экстраактивные. Ну что ж, нормальные подвижные дети. Но что с ними делать 15 минут на перемене, я просто не представляла. Если же ими не заниматься вовсе, они буквально разносили по кирпичикам всю школу. Что делать? Уставала я с ними страшно. Неожиданное решение проблемы мне подсказали сами дети.
Однажды девчонки принесли в класс какую-то кассету, на мой взгляд, с «бешеной» музыкой и предложили мне: «Давайте потанцуем на перемене!» Сначала мне идея показалась дикой. Но потом я так с этими детьми и танцевала все перемены в течение трёх лет. Звонок с одного урока английского языка, я прошу их быстро приготовиться к следующему занятию - уроку домашнего чтения и ставлю их кассету. И мы все вместе танцуем в течение 15 минут перемены. Ученики мои каждую неделю приносили новую запись. Танцы эти поистине сотворили чудо. Ребята разряжались на перемене, переключались с английского языка на физическую активность и после этого весь следующий пятый урок работали гораздо эффективнее. Потом я ребятам пообещала, что если наш урок домашнего чтения (тот самый пятый урок в субботу) проходит организованно и продуктивно, то мы танцуем ещё 15 минут после этого урока. Так мы с ребятами танцевали и учили английский. Но, что самое поразительное, в субботу, уходя с работы после уроков и танцев, я уже не чувствовала себя такой смертельно усталой в конце целой трудовой недели, как раньше. С другой «проблемной» группой я стала на переменах рисовать, тут же вывешивая их работы на стенде в классе. Так что, уважаемые коллеги, ищите свой термос и свой танец.
Почти философская размышлялка.
Проблемы надо не бесконечно иметь, а, по возможности, сразу решать.
Вы всё равно устали? Значит, мало делали и совсем мало сделали, чтобы устать меньше. Главное, не надо лениться и стесняться в создании для себя, любимых, комфортных условий труда. Устали? Так делайте же что-нибудь, чтобы расслабиться и отдохнуть. Возможно, у вас не получится все пять школьных перемен посвящать себе и только себе. Наверняка, найдутся какие-то другие неотложные дела, или настырно-назойливые люди, желающие у вас эти драгоценные минуты отдыха отобрать. Ну что ж, все пять школьных перемен посвятить себе, собственному отдыху и расслаблению не получается. Организуйте 2-3 подобные перемены. Или хотя бы одну. Это всё равно будет лучше, чем ни одной. Думайте и действуйте!
И не говорите, что у вас на работе нет времени минуту постоять у открытого окна или съесть дольку апельсина или выпить чашечку кофе или бросить взгляд на любимые цветы и фотографии. Это не времени у нас нет, это мы - слабые организаторы и бездарные менеджеры своего времени, своего рабочего дня, своего рабочего места и своих сил. Ищите резервы времени и возможности создания хотя бы минимального комфорта на работе, причём комфорта не только физического, но и душевного.
А в конце рабочего дня, уже дома можно подвести итоги: что я сделала для своего отдыха и для снятия напряжения в течение рабочего дня? А какие ещё возможности были мною упущены сегодня? И ни в коем случае не упускайте их завтра, в ваш следующий рабочий день. Помните - никто не будет заботиться о ваших комфортных условиях труда, о вашем отдыхе и расслаблении в течение рабочего дня, кроме нас самих. И если вы в конце учебного года ощущаете себя либо выжатым лимоном, либо загнанной лошадью, в этом есть большая часть и вашей собственной вины. Изменяйте свои привычки, в том числе трудовые. Реорганизовывайте свою производственную жизнь. Постоянно и неукоснительно ищите резервы отдыха и снятия напряжения. Всё больше и больше переходите на рельсы здорового образа жизни и здоровьесберегающих условий труда. В наше время много говорят и пишут о здоровом образе жизни и об этих самых условиях и технологиях. Так давайте создавать у себя на рабочем месте комфортный и здоровый образ жизни и труда учителя и неукоснительно ему следовать. Причём, как мне кажется, не стоит начинать новую жизнь с каждого приходящего понедельника. Не надо резких движений, глобальных немедленных ломок и крупных, крутых перемен. Это сложно, это может лишь осложнить нашу жизнь. Давайте работать над деталями и мелочами. Ведь именно из них строится наша жизнь. Именно мелочи нам порой и отравляют всю жизнь. Итак, придумываем для себя милые мелочи, которые бы наполняли нашу каждодневную рутину радостью и комфортом.
У меня для вас, уставшие учителя, нет готового «Рецепта комфортного образа жизни и работы учителя». Именно вы, вы сами, должны его ежедневно создавать, постоянно искать и находить. У каждого он, этот образ, будет свой. Лишь бы наши усталые от школы и уставшие от нездорового образа жизни и труда учителя находились в этом постоянном поиске. И не прекращали этот поиск никогда. А наш хронически переутомлённый и постоянно перегруженный всевозможными нагрузками организм ответит нам на это благодарностью в виде хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Просто пожелание: Уважаемые коллеги! Ежедневно доставляйте себе хотя бы маленькие приятности. А уж что касается неприятностей, можете не волноваться - найдётся великое множество людей, их вам постоянно доставляющих.
Бикеева Алина Сергеевна,
преподаватель английского языка,
Самарская гимназия №1
Самарского госуниверситета
По книге А. С. Бикеевой. «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу»
Книги Алины Бикеевой:http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/
* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009 г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
преподаватель английского языка,
Самарская гимназия №1
Самарского госуниверситета
По книге А. С. Бикеевой. «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу»
Книги Алины Бикеевой:http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/
* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009 г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: