Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась. Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем.
Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова «имидж». «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо…» [Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во «Русский язык». 1993. 740 с. С.229].
Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как мне представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:
Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова «имидж». «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо…» [Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во «Русский язык». 1993. 740 с. С.229].
Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как мне представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:
- принцип гармонии визуального образа;
- принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия;
- принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души);
- принцип речевого воздействия.
Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Для профессионала очень важен контакт с окружающим миром, поэтому важной частью его имиджа являются:
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Для профессионала очень важен контакт с окружающим миром, поэтому важной частью его имиджа являются:
- высокая самооценка, уверенность в себе;
- вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
- социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни");
- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!
Как театр «начинается с вешалки», учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
Внешний вид педагога
Как театр «начинается с вешалки», учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
Внешний вид педагога
- Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
- Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
- Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
- Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
- Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
- Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
- В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
- Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
- Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
- Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
- Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
- Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
- Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Голос
- Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
- Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
- А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
- Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Чем пахнет в вашем классе
- Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
- По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
- Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
- Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
- Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
- Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
- Запахи обладают и лечебными свойствами:
- эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;
- фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;
- базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;
- сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.
- Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.
Деловые качества и хорошие манеры
- Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
- Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
- В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
- Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
- Мимика должна быть только доброжелательной.
- Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
- Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.
Силуэт одежды
- Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.
- Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.
Цвета одежды
- Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди:
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора;
- естественно себя ведут;
- веселы;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко в общении.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ («ПОДКАЧКА УМА»)
- Установить квоту идей.
- Видеть цель (составление плана на каждый день!). «Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформулировать задачу, тем ближе вы подойдете к ее решению».
- Не действовать по привычке (менять привычки).
- Давать пищу уму (читать, думать, анализировать).
- Анализировать содержание текущей информации.
- Создать банк данных.
- Путешествовать.
- «Ловить» мысли, фиксировать их. «Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем вам следует сосредоточиться».
- Регистрировать свои идеи, вести журнал.
- «Попасть в тон» (развивать способность видеть информацию, предметы, сцены, чудеса, неожиданности («двойное зрение»), идеи).
- Применение техник НЛП.
(М. Микалко «Игры для разума»)
Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
- Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
- Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
- Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
- Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
- Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
- Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
- Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.
Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти».
Заключение
Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Также нельзя не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Наилучший учитель тот, который разъяснит все то, что остановило ученика. Уж эти разъяснения разовьют способность придумывать новые методы. Наилучшая метода та, которая отвечает на все возможные затруднения, встречаемые учеником».
Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать только обладая высоким уровнем профессионализма.
Насыщенность современной жизни информацией повлекло разрыв человека с прошлым. Раньше эти связи были крепкими, т.к. человек зависел от сложившихся правил и традиций. Старики были ближе к молодым и влияли на становление личности молодого человека. Сегодня влияние старшего поколения ослабевает. Сегодня людей можно отнести к внешне-ориентированному типу, когда человек все нормы поведения получает извне (Интернет, телевидение, реже – книги). Современный молодой человек больше ориентирован на внешнее признание и не может существовать без поддержки окружающих. Внешне ориентированный человек смотрит на людей как на клиентов. А клиент у нас всегда прав. Восполнить этот пробел может только высококвалифицированный учитель. А таким учитель может стать каждый, кто хочет работать над собой.
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, что и подтвердил наш опрос, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
Список литературы
1. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983; Сеченов И. М. Избранные произведения. Сб. статей / АН СССР. - М.: Наука, 1980; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983
2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
3.Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. - С. 59-63.
4. Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во «Русский язык». 1993. 740 с. С.229].
Заключение
Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Также нельзя не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Наилучший учитель тот, который разъяснит все то, что остановило ученика. Уж эти разъяснения разовьют способность придумывать новые методы. Наилучшая метода та, которая отвечает на все возможные затруднения, встречаемые учеником».
Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать только обладая высоким уровнем профессионализма.
Насыщенность современной жизни информацией повлекло разрыв человека с прошлым. Раньше эти связи были крепкими, т.к. человек зависел от сложившихся правил и традиций. Старики были ближе к молодым и влияли на становление личности молодого человека. Сегодня влияние старшего поколения ослабевает. Сегодня людей можно отнести к внешне-ориентированному типу, когда человек все нормы поведения получает извне (Интернет, телевидение, реже – книги). Современный молодой человек больше ориентирован на внешнее признание и не может существовать без поддержки окружающих. Внешне ориентированный человек смотрит на людей как на клиентов. А клиент у нас всегда прав. Восполнить этот пробел может только высококвалифицированный учитель. А таким учитель может стать каждый, кто хочет работать над собой.
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, что и подтвердил наш опрос, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
Список литературы
1. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983; Сеченов И. М. Избранные произведения. Сб. статей / АН СССР. - М.: Наука, 1980; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983
2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
3.Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. - С. 59-63.
4. Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во «Русский язык». 1993. 740 с. С.229].
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: