Желонкина Татьяна Ивановна, 07.11.2011 1

Организация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой


Почему радость ребенка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учебе? Как этого избежать, рассказывает воспитатель из г. Йошкар-Ола Желонкина Татьяна.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Желонкина Татьяна Ивановна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад №31
г. Йошкар-Олы "Радуга"

 

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи. Одна из этой цепи – связь школы и детского сада. Проблема организации преемственности между детским садом и школой не нова. Особенно она обострилась в связи с переходом на четырехлетнее начальное образование. В научной литературе, посвящённой данной проблеме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Детский сад в последнее время стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении.

При всём этом не нужно забывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, но не развлекательная, а познавательная, в процессе которой развиваются воображение, память, мышление. Поэтому игра как ведущая деятельность дошкольного возраста – один из показателей готовности к школе.

Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками. Авторитаризм, назидательная позиция «так надо», «ты должен», негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. Программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога.

Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.

Кроме того, по многим предметным областям существует нестыковка содержания, нет последовательности и преемственности знаний учащихся. Например программа дошкольного возраста предусматривает лишь формирование звуковой культуры речи ребёнка, а учитель предпочитает начинать обучение с уже читающими детьми. Школьная программа по истории имеет огромный обязательный минимум, а дошкольная не обеспечивает подготовку к нему. Музыкальное развитие ребёнка в детском саду намного шире, чем в школе, а вот логика образования в рамках стандартов ДОУ и стандартов школьной школы разработана достаточно полно. В начальной школе продолжается работа по развитию познавательного интереса, творческого воображения, умения решать проблемные ситуации.

На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строится на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. И ещё немаловажно то, что во многих школах детей набирают в 1 класс не по микроучастку и тем более не из одного детского сада. Если дети приходят в школу из разных учреждений, работающих по разным программам, с разными подходами к педагогическому процессу и развитию личности ребёнка, о какой преемственности можно говорить?

Мне пришлось работать воспитателем с младшими школьниками-шестилетками (на базе детского сада), поэтому проблема преемственности мне близка и понятна. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками, посещает различные режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности. Мы, воспитатели, тоже оказывали помощь своим воспитанникам, в установлении контакта с их будущим учителем. Этому способствуют экскурсии дошкольников в школу: на торжественную линейку 1 сентября, в школьную библиотеку, посидеть в классе за партой, побывать на празднике, поучаствовать в играх-соревнованиях. Учительница со своими учениками 1 раз в неделю приходила в детский сад. Ребята оказывали помощь: убирали мусор на участке, чистили снег, делали различные снежные постройки вместе с дошколятами, носили воду и заливали горку; приходили с концертами, так как класс был «музыкальный», принимали участие в новогоднем утреннике и на выпускном вечере. В течение года приглашали будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия и занятия. Таким образом, учитель знакомился с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже была возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Поэтому 1 сентября дети и их родители шли в школу счастливые, довольные, и снова этот класс брал шефство над малышами детсада, и мы готовили вместе будущих первоклассников.

В результате установления отношений сотрудничества между детским садом и школой устанавливалась преемственность, и повышалось качество подготовки детей к школе без увеличения числа занятий в подготовительных группах детсада. Учебная деятельность шестилеток становилась содержательней благодаря открытым доверительным и взаимообогащающим отношениям педагогов.

В следующем году у меня будет подготовительная группа. Мне бы очень хотелось работать со школой, с будущими учителями не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Nike_Pashkov • 04:29, 26.11.2011
Свидетельство №1024/2011