Личность педагога в современной школе (из опыта работы)


В статье автор рассуждает о месте педагога в современной школе и делится своим опытом работы в области инновационных технологий обучения.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Паринова Ирина Владимировна
учитель технологи 1кк
МОУ СОШ № 91 г. Воронежа

В ходе перестройки педагогической системы, ориентированной на личностное развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, саморегуляции и самоконтроля, роста самоуважения и внутреннего достоинства, перед нами встала достаточно сложная задача перестраивать систему своей работы и разрабатывать новые дидактические материалы.

Сейчас перед общеобразовательной школой стоит задача формирование свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной личности. Труд был и есть главным условием жизнедеятельности человека. особенно сейчас, в условиях рыночной экономики.

Таким образом, целью своей системы работы я вижу в формировании у учащихся готовности к труду, подготовке к будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности компетентного в своей области работника.

В методике своей работы я использую как элементы инновационных технологий (технологии  личностно-ориентированного обучения,  элементы проблемности на уроках, игровые формы проведения уроков и др), так и тадиционные формы проведения уроков и считаю это вполне оправданным и необходимым. Учащимся необходимо овладеть не только определённым уровнем знаний, но и необходимыми умениями и навыками при выполнении определённых операций при пошиве изделий, вышивке, т.е. освоить множество трудовых навыков.

Специфика предмета такова, что мы в первую очередь должны научить работать руками, т.е. учащиеся должны овладеть определёнными умениями и навыками, но для этого нужно трудиться. Ведь даже про талантливых детей говорят, что это 90% труда и только 10% божьего дара. С учётом новых требований пришлось менять формы и методы работы, разрабатывать много методического материала: инструкционных карт, с учётом разного уровня способностей детей. В качестве примера расскажу, как происходили изменения с ведением уроков конструирования моделирования одежды. Раньше методика ведения уроков была такова: построение чертежей, каждый этап, каждый шаг я прорисовывала и показывала на  доске. Дети, которые быстро схватывали, были вынуждены ориентироваться на более слабых и ждать пока они справятся с построением, чтобы продолжать работу дальше. На построение уходило 2 учебных часа. В настоящий момент разработаны инструкционные карты на каждый рабочий стол, причём двух уровней сложности.  Первый с поэтапным построением и прорисовкой каждого шага построения, и другая, в виде таблицы,  с указанием отрезков, их расчётом и образцом чертежей. Учащиеся сами находят их на чертеже и смотрят,  куда и сколько нужно отложить. Урок начинается с объяснения алгоритма построения первых шагов вместе с учителем, затем учащиеся уже разделяются, кто понял,  начинает довольно быстро строить самостоятельно. Я имею возможность проводить индивидуальные инструктажи более слабых. Кроме того  группа сильных учащихся,  быстро справившаяся с заданием используется в качестве консультантов. Таким образом, в работе задействован весь класс.  За  урок практически все  успевают построить не только чертежи в масштабе,  но и на себя,  в полный размер. Происходит «осмысленное учение» а не «трансляция информации». Разработка уроков построения чертежа юбки для 6 класса и построения ночной сорочки для 7 класса можно посмотреть на сайте разработок http://pedsovet.su/load/0-0-165909-0-17

Эту методику я применяю и при поузловой обработке изделий в 8 классе. Поэтапная обработка узла показана в разработанных инструкционных картах, и учащиеся имеют возможность работать самостоятельно, подходя с непонятными отдельными вопросами. Это позволяет развивать у учащихся самостоятельность, само и взаимоконтроль, повышать свою самооценку. Но такие уроки требуют большей подготовки в качестве наглядных пособий, различных методических разработок. Пример подобного урока для 8 класса «Выполнение швов соединительной группы» с разработанными инструкционным картами поэтапного изготовления швов данной группы можно посмотреть на сайте разработок http://festival.1september.ru/articles/606167/

Кроме того, научить практике выполнения невозможно при постоянном инструктаже, комментировании каждого мелкого действия, заострении внимания на том, что они уже умеют и чему им необходимо научиться. При выполнении работы группой учащихся очень важно распределять своё внимание, вовремя замечая неточное или неправильное выполнение, вовремя показать правильный приём , вовремя отметить дефект и пути его исправления, похвалить или поддержать. Обязательно отметить лучшие работы и работу консультантов. К подобной методике работы я начинаю приучать ребят уже в 5 классе, на построении более простых чертежах фартуков. Да это сложно в этом возрасте, но при определённой степени упорства, терпения, труда можно достигнуть поставленной цели. Ребята понимают. что им надо не просто ждать готовой информации от учителя, а надо попытаться  самому понять  и попробовать сделать самостоятельно. И какова бывает их радость, когда у них получается, и они это сделали сами. Таковой опыт добывания знаний самому во много раз ценнее для будущей социализации ребёнка в жизни.

Материалы,  использующиеся для публикации:
 
  1. Годник С.М. «Страницы современной педагогики» Диалог теории и практики - Воронеж ВОИПиКРО 2005г.
  2. Васильев В.В. и др. Психолого-педагогические основы процесса обучения. - Воронеж ВОИПиКРО 2002г.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 БаулоЕМ • 16:01, 06.01.2012
Творческий учитель. Молодец!