Анвар Абдулин, 16.04.2014 2452 0

Методики эффективного запоминания и понимания информации


Когда я начал изучать английский, то сначала просто читал адаптированные книжки, пользуясь словарем, когда попадалось неизвестное слово. Однако скоро понял, что такая методика неэффективна. Часто слово, найденное в словаре, не удавалось запомнить. Когда оно снова встречалось в тексте, приходилось опять лезть в словарь, и так по несколько раз. Я изучил различные методики эффективного запоминания и понимания информации и в этой статье описываю те методы и приемы, которые использую сам.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Когда я начал изучать английский, то сначала просто читал адаптированные книжки, пользуясь словарем, когда попадалось неизвестное слово. Однако скоро понял, что такая методика неэффективна. Часто слово, найденное в словаре, не удавалось запомнить. Когда оно снова встречалось в тексте, приходилось опять лезть в словарь, и так по несколько раз. Тогда я стал записывать слова, которые смотрел в словаре, в тетрадь, то со временем пришел вот к какой форме записи.

Слова записаны на одной стороне листа, а перевод на другой. Такая запись хороша тем, что можно прикрыть сторону с переводами бумажкой и постараться, смотря на слова, вспомнить перевод, и сразу же, сдвинув бумажку, проверить себя. Советую тем, кто учит языки, завести такую тетрадку и повторять новые слова по ней регулярно. Можно также прикрыть сторону тетради со словами на иностранном языке и попытаться вспомнить их по переводу.

Структурирование слов

Нахожу очень полезным структурировать новые слова. Подробнее об этом ниже. Тем, кто хочет научиться говорить на другом языке и уже овладел его основами, мне думается, стоит найти интересную книжку или текст русскоязычного автора и перевод этой же книжки на изучаемый язык и упражняться, пытаясь перевести русский текст и тут же смотря, как это сделал профессиональный переводчик.

Не раз мне приходила мысль, что хорошо бы писать конспекты книг так же, как и слова и их перевод, чтоб можно было прикрыть часть текста бумажкой и проверить, что ты усвоил. Но делать конспект в виде только вопросов на одной стороне листа и ответов на другой неудобно. Иногда материал плохо поддается формулированию в виде вопросов и ответов, и проще, и лучше его записать "как есть". К тому же конспект получается некомпактным. И вот однажды мне в голову пришла идея. Если хочещь записать материал в виде вопроса и ответа, нарисуй в начале строки знак, например стрелку, направленную вниз. Сбоку этой стрелки запиши вопрос, а под стрелкой  — ответ. Со стрелкой можно записать и информацию, которая не сформулирована в виде вопроса-ответа. Начало фразы можно записать сбоку стрелки, а конец, содержащий информацию, которую надо запомнить, — под стрелкой. Образец такого конспекта смотрите на фотографии.

Цифры в конспекте — это номера страниц в книге, с которой писался конспект. Записать номер нетрудно, зато потом легко можно найти нужную страницу.

Я давно открыл для себя закономерность: когда интенсивно занимаешься, через какое-то время наступает момент, когда новая информация уже "не лезет в голову". Чтобы знания усвоились, должно пройти время, должны произойти определенные процессы в мозге, причем эти процессы не осознаются нами, они идут даже, когда мы спим. Вывод из вышеизложенного: надо делать перерывы в занятиях.

Два-три иностранных слова в день выучиваются легко, почти без усилий, а чтобы выучить десять слов в день, придется потрудиться. Какой из этого практический вывод? Надо заниматься регулярно. Если вы сегодня позанимались, что-то выучили, мозг в "фоновом режиме" перерабатывает и усваивает новую информацию, чтобы превратить ее в прочные знания. А если не позанимались, то и не перерабатывает.

Повторенье — мать ученья

Читал в разных книжках, что кривая забывания усвоенного материала имеет вид, как на рисунке 3.

Из этого следует, что чем раньше делается повторение, тем оно эффективнее.

Чтобы зря не перелопачивать пустую породу в надежде найти драгоценный самородок, хорошо перед чтением научной или технической книги или статьи составить для себя представление, какие полезные сведения можно надеяться из нее извлечь. Может, текст стоит читать только выборочно, а может, и вовсе не стоит читать. Хорошие советы я прочел в интернете [2].

Перед прочтением собственно книги прочитать:

  • введение

  • оглавление (заголовки глав)

  • резюме каждой главы, если таковые есть

  • текст, выделенный жирным,

  • подписи к рисункам.

У статьи прочитать первый и последний абзацы. Прочитать первые предложения каждого абзаца. Целые книги так читать мне пока не доводилось, что касается статей, нахожу это весьма полезным. Сформулируем вышесказанное в виде краткого вопроса: Что мне здесь нужно?

Предлагаю еще несколько вопросов к тексту, которые полезны во многих случаях. Мне думается, первый вопрос, который стоит себе задать, прочитав, скажем, страницу, главу, раздел или абзац: "Что здесь важного?". Если в тексте нет ничего, по вашему мнению, важного, другие вопросы можно и не задавать.

Чтобы было проще выделить важную информацию, я иногда нахожу полезным мысленно разделить ее на такие категории: (важные) объекты, (их важные) свойства, отношения, действия.

Следующий вопрос: "Что в важном мне непонятно?" Теперь, когда вы определились с важным и непонятным, попытайтесь "дорисовать картинку", то есть домыслить, представить себе, как может быть устроено то, что вам непонятно. Ваша догадка может быть верной или глубоко ошибочной. Возможно, вы не сможете выполнить это задание. Но ценность его в том, что мозг при этом "углубится в тему". Еще один способ работы с непонятным — техника Фейнмана. Об этом ниже.

К какой категории (категориям) это (важное) уместнее (полезнее) всего отнести? (А зачем нам это? А чтобы ответить на следующий вопрос.)

Что ты знаешь об… (важного по этим категориям или близким к ним)?

Чем полезен этот вопрос? Дело в том, что новая информация лучше запоминается, если она связывается с уже имеющейся в памяти информацией. Это доказали психологи. При ответе на вопрос эти связи как раз и образуются. Поостерегусь утверждать, но мне кажется логичным предположить, что чем больше подходящих категорий вы найдете, тем лучше новая информация запомнится. Другой способ связать новую информацию с уже имеющейся — найти подходящую аналогию или образ. Какие образы рисуют в воображении профессиональные мнемонисты, вы можете узнать, прочитав статью Джошуа Фойера, чемпиона США по силе памяти (ссылка в конце этой статьи).

Приведу пример.

Сейчас я учу команды операционной системы Linux. Нахожу полезным отнести команду к двум категориям:

  1. По ее действию (например, команда Linux, выключающая компьютер) .

  2. С какой буквы она начинается.

 
Далее я вспоминаю, а какие есть команды Linux с таким же или схожим действием и какие есть начинающиеся с той же буквы и вообще сходные по написанию. Аналогично я работаю и с иностранными словами.

Категория не должна быть слишком большой, общей. Казалось бы, вполне уместно отнести команду к категории "операционная система Linux". Однако если я стану вспоминать все, что я знаю про эту операционную систему, мне и полдня не хватит.

Нельзя ли это сделать удобнее для запоминания? (пояснение читайте ниже).

Где это можно применить?

Предлагаю вам также самим придумать хорошие вопросы, а затем попытаться на них ответить. Что я имею в виду под "хорошими вопросами"? Это такие вопросы, размышление над которыми углубит и улучшит ваше понимание материала. При этом не обязательно, чтобы вы могли на них ответить. Мысленная работа над ними все равно не пропадет даром. Такие вопросы могут вам прийти в голову уже при чтении текста.

В примере выше я вспоминал, какие есть команды, схожие по действию с той, что заучиваю. Сам собой напрашивается вопрос: А в чем эти команды схожи, а в чем отличаются?

Вы также можете попытаться придумать вопросы к тексту, используя список "наводящих" слов и фраз. Пример такого списка (вместе с вопросами, обсуждавшимися выше) приведен ниже:

  • что мне здесь нужно?

  • что здесь важного? (объекты, свойства, отношения, действия)

  • что в важном непонятно?

  • попытаться "дорисовать картинку"

  • к какой категории (категориям) это уместнее всего отнести?

  • что ты знаешь об ...?

  • нельзя ли сделать это удобнее для запоминания?

  • где это можно применить?

  • придумать хорошие вопросы (и попытаться на них ответить)

  • причина (цель) / следствие

  • сходство / различие

  • достоинство / недостаток

  • альтернатива

  • строение

  • связь

  • доказательство

  • что будет, если

Этот список, конечно, не является догмой. Можно какие-то вопросы, слова и фразы из него убрать, добавить другие. Можете сделать свой подобный список. Из личного опыта скажу, что задать себе осмысленный и полезный вопрос при помощи "наводящего" слова удается далеко не всегда.

Как часто стоит проводить такое "обвопросивание"? В каких случаях какие вопросы применять? Не могу дать совета. Руководствуйтесь своей интуицией. Сейчас я, однако, думаю, что если вам в тексте встретилась информация, которая представляется важной, лучше сделать "обвопросивание" сразу, пока она не "затерлась" другой информацией.

Расскажу еще об одной методике, которой я пользуюсь. Есть науки, трудные для понимания средним умом (таким, как мой): математика, физика, программирование и т.д. Часто, прочитав раздел в учебнике, хотя понимаешь смысл написанного, но образ, представление в голове о прочитанном "нечеткое". Тогда я, изменяя образ в своем воображении, пытаюсь добиться, чтобы он был четким. Я называю это "совершенствованием представления". Представление в нашей голове мы можем менять как угодно, тут нас ограничивает только сила нашего воображения. Часто текст содержит много важной информации и представить всю ее в виде одного образа не получается. Тогда я работаю над образом одной "единицы " информации, потом другой и так далее, а уже потом пытаюсь добиться четкой "общей картинки". Зачем это нужно? А как вы можете надеяться что-то крепко усвоить, если представление об этом у вас в голове смутное?

Если информация сложная, я пытаюсь мысленно структурировать ее. И не только мысленно, но часто и на бумаге, в виде конспекта или схемы. Приведенный выше список вопросов и "наводящих" слов — пример попытки такого структурирования. Далее я перехожу ко второму шагу "структурирования": мысленно определяю, как новая информация соотносится с теми знаниями, которые у меня уже есть, расширяет их, изменяет или противоречит, к какой области, категории (или нескольким категориям) ее уместнее всего отнести. Пытаюсь вспомнить, что я знаю важного по этим категориям (вопрос "Что ты знаешь об ?"). Говоря другими словами, я пытаюсь мысленно "встроить" новое знание в структуру существующих у меня знаний. Приведу аналогию с компьютером. Если данные в нем хорошо структурированы, вам легко найти нужный вам файл. Если песни лежат в отдельной папке, а в ней песни Аллы Пугачевой в одной подпапке, а песни Филиппа Киркорова в другой, если фотографии находятся в своей папке и тоже рассортированы по подпапкам, как вам удобно, то проблем с поиском гораздо меньше, чем если все это кучей свалено в одну папку "Мои документы". Так же и в памяти легче найти нужную информацию, если она хорошо структурирована.

Также я работаю над удобством запоминания представления. Чем запоминать множество фактов и деталей, гораздо проще и разумнее выделить и запомнить то, что их связывает:

  • особенность

  • правило

  • закономерность

  • алгоритм

  • принцип.

Полезно найти подходящий образ или аналогию. Тогда, в будущем, факты и детали можно будет легко получить. Кроме того, не все стоит запоминать, ведь есть же справочники, учебники, книги, куда можно заглянуть. Нужно решить для себя, что стоит запоминать, а что нет. В качестве примера, как сделать информацию удобной для запоминания, приведу байку про Эйнштейна. Якобы его знакомый сообщил ему свой телефонный номер и сказал, что его трудно запомнить: 24-361. Как трудно запомнить? — удивился Эйнштейн. Две дюжины и 19 в квадрате.

И еще, мне кажется, желательно, чтобы образ нового знания был для вас "красивым", "эстетичным", чтобы работать с ним было вам приятно. Тогда и запомнить его будет легче. Доказательств этому у меня нет, просто таково мое ощущение.

Итак, давайте структурируем новую информацию. Совершенствование представления состоит из работы над

  • четкостью

  • структурированностью

    • попытки структурировать новую информацию

    • "встраивания" этой информации в существующую структуру знаний

  • удобством для запоминания

    • решением, что стоит запоминать

    • выделением и запоминанием того, что связывает факты

    • поиском подходящей аналогии или образа

  • эстетичностью

Техника Фейнмана

Ища в интернете интересные методики эффективного обучения, я узнал про технику Фейнмана [3].

Фейнман — выдающийся физик.. Суть техники состоит в том, чтобы определить те аспекты сложной информации, которые вам непонятны. Записать их. Представить себе, что перед вами ученик, которому надо эти непонятные аспекты объяснить. И попытаться это сделать, максимально упростив язык и используя аналогии.

Можно ли, зарывшись в учебники, применяя "обвопросивание" и "совершенствование представления" научиться, скажем, водить автомобиль? Думаю, ответ очевиден. Все эти техники могут быть весьма полезны при изучении устройства автомобиля, правил дорожного движения, но чтобы уметь водить машину, необходима еще и практика.

Наука психология различает два вида знания: декларативное и процедурное. Декларативному знанию соответствует слово "знать", процедурному — "уметь". Знание правил дорожного движения — это декларативное знание, а умение водить машину — процедурное.

Описанные мною методики относятся к декларативному знанию. Но часто именно практика является наиболее эффективным и незаменимым способом обучения, способом уяснить для себя какие-то сложные вопросы. Чтобы научиться водить, нужно водить. Чтобы научится программировать, нужно программировать. Каково было бы вам изучать, скажем, компьютер, не имея возможности практиковаться на нем? Поломать голову над решением практической задачи, иметь "обратную связь", то есть наглядно видеть и ощущать результат своих действий — полезнее, чем преобразовывать слова из книжки в смутные образы, а затем добиваться их четкости. Замечательным способом обучения является также игра. Но эта тема уже выходит за рамки данной статьи.

Кстати, мне тоже интересно было бы иметь "обратную связь". Если вам есть что сказать дельное по сути вопроса, можете написать сюда: obuchmat@mail.ru Вы попробовали предлагаемые мною методики, находите их полезными или наоборот, бесполезными? Может, есть предложения по их усовершенствованию или критические замечания? Я, может быть, непонятно написал? Жду комментарии к статье.

Ссылки:

  1. Самая свежая версия этой статьи http://alik-abdulin.narod.ru/studying.html

  2. Переведенная мной статья Джошуа Фойера, чемпиона США по силе памяти, о том, как он достиг своего мастерства http://alik-abdulin.narod.ru/memtraining.html

  3. О техниках эффективного чтения (на английском) http://www.irisreading.com/free-resources/

  4. Видеоролик о технике Фейнмана (на английском) http://www.youtube.com/watch?v=FrNqSLPaZLc



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: