Начинающим учителям

Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т.п. Результаты отражались пирамиде усвоения знаний. Какие методы обучения самые эффективные? 

19.01.2017

С детской агрессией время от времени сталкиваются все: и учителя, и родители, и другие дети. Это пугает и беспокоит, поэтому отнестись к агрессивному поведению спокойно очень трудно. Однако давайте обратимся к мнению психологов и определимся, каковы причины детской агрессивности и что с этим делать.

«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слуховой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период и активно вести в начальной школе. 

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Работа учителя похожа на айсберг. Со стороны видна лишь его верхушка — уроки в классе, а другая часть, связанная с планированием, подготовкой занятий, оформлением документов и сдачей отчетности частенько остается «под водой». Родители и ученики не догадываются, сколько времени и сил учитель тратит на подготовительную и бумажную работу, а вот самих учителей она, порой, способна довести до отчаяния.

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

Для знакомства детей во время внеклассных или психолого-развивающих занятий можно использовать дидактические игры. Приводим список таких игр и даем краткие пояснения по их организации. Их можно использовать с детьми с первого класса и старше.

Все дети рождаются гениями. Но я не о гениальности Пушкина, Моцарта или Эйнштейна. Я не о гениях человечества. В данном случае, под «гениальностью человек» я понимаю то, что этому конкретному человеку удается в жизни делать лучше всего: что-то, что у него получается, и в чем он может достичь реальных успехов. Ведь у каждого человека есть что-то, в чем он действительно хорош, в чем и вправду преуспевает, что у него на самом деле отлично получается и что ему особенно нравится. 

Взрослым неплохо бы вспомнить о делении людей на экстравертов и интровертов. От этого тоже во многом будет зависеть успеваемость их детей. 

Как известно, человеческий мозг делится на два полушария: правое и левое. Одно из полушарий мозга является ведущим в жизнедеятельности человека. От того, какое именно полушарие является ведущим и зависит стиль учения человека. Следующая таблица поможет лучше понять ученика, реально оценить его (и собственный, кстати сказать, тоже!) стиль учения. 

Один из важнейших показателей учебного стиля человека — это его личная скорость учения. Это известные учителям «шустрики» и «мямлики». Родителям необходимо понять, каким учеником является их ребенок: быстрым, медлительным или средне умеренным. А поняв это, еще и осознать, что никакой тип ученика не является плохим. И никакой тип не лучше остальных. Просто мы все разные и наши дети — разные тоже. И для каждого типа нужны свои стратегии учения и освоения знаний. 

Понятие «ученик» подразумевает не только школьника или студента, а вообще любого человека, кто хоть чему-то учится. В этой статье мы рассмотрим основные типы учеников.

Как вы представляете себе типичного современного студента? Модная одежда, представляющая собой собирательных образ разных культур и направлений, ассиметричная прическа, пирсинг, чрезмерная раскованность и обязательный атрибут — наушники. Единственное, что зачастую отличает подростков друг от друга — музыка, которая из этих наушников доносится.

В англоязычных странах, входящих в Содружество наций (Commonwealth) есть праздник День Виктории (Victoria Day), в честь когда-то правившей в Англии королевы Виктории. День Виктории отмечается в Великобритании и в Канаде в мае. Вероятно, поэтому, услышав от меня про наш майский праздник День Победы (Victory Day), иностранные граждане были немало удивлены.

В современной жизни на нас постоянно обрушивается лавина информации. Эта лавина ежедневно, ежечасно потрясает наш мир, то есть мир наших мыслей, чувств и эмоций. И конца этим потрясениям, по крайней мере, в ближайшем будущем, не предвидится. Мы же, не всегда осознавая вред всего этого, поглощаем информацию огромными дозами, в том числе информацию негативную. А между тем нам, нашему мозгу, нашей нервной системе критически необходим отдых от такого обилия информации вообще и строгая дозировка негативной информации, в частности. 

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

Мы часто бываем небрежны в своих словах, вольны в собственной речи. Мы отягощаем, загрязняем, оскверняем ее безмерно. Речь порядочного человека вообще, а учителя, в частности, должна быть чистой. А что такое осквернять свою речь? Что значит «скверна»? В словаре В. Даля дается следующее определение: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистое, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержение, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». 

Молодые учителя часто сталкиваются с проблемой нерационального распределения времени на уроке. Знакомая ситуация: вроде все сделано, все запланированные упражнения дети выполнили, а времени осталось — "вагон и маленькая тележка". Бывает и наоборот: стремясь сделать урок интересным, учитель планирует множество разнообразных заданий. А в итоге на них не хватает времени. Почему так происходит? И что делать в сложившейся ситуации? Попробуем разобраться. 

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверен, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания все чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того — с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От моих коллег учителей мне часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» школьника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.



1-20 21-40 41-48