Начинающим учителям

Начинать работать после института сложно в любой профессии. Особая ответственность лежит на учителях. О трудностях, которые ожидают молодого специалиста, написано немало. Это и дисциплина в классе, и взаимоотношения с коллективом, и большой объем бумажной работы, и многое другое.

02.07.2019

Обучение — интересный и увлекательный процесс как для учителя, так и для учеников, и многие начинающие педагоги с нетерпением ждут начала своей работы, чтобы поделиться лучшим, что есть в них самих: знаниями, мыслями, чувствами… Однако есть проблемы, подстерегающие начинающих учителей, которые могут добавить «ложку дегтя» в эту идиллию. В этой статье мы разберем основные проблемы, с которыми может столкнуться начинающий учитель, и расскажем, как с ними справляться.

Как создать рабочую обстановку у 25 учеников, сохранив не только свое лицо, но и жизненные принципы? Дисциплина — как воздух: если дисциплина есть, то будет и жизнь на уроке: развитие и творчество, нет дисциплины — невозможен и урок. Какие же ошибки совершают педагоги, пытаясь наладить дисциплину?

У нашей семьи есть уникальный опыт приёма иностранных гостей. Несколько лет назад мы жили вместе с американцем в нашей обычной российской трёхкомнатной квартире в течение трёх недель. Думаю, подобный опыт уникален и незабываем и для самого иностранца. Итак, нашим гостем был директор обычной американской школы Крис. Он привёз в российскую гимназию группу американских школьников. Одним из условий этого международного образовательного проекта было то, что все американские гости и глава американской делегации — директор американской школы в том числе — должны в течение трёх недель проживать в обычных российских семьях.

В англоязычных странах, входящих в Содружество наций (Commonwealth) есть праздник День Виктории (Victoria Day), в честь когда-то правившей в Англии королевы Виктории. День Виктории отмечается в Великобритании и в Канаде в мае. Вероятно, поэтому, услышав от меня про наш майский праздник День Победы (Victory Day), иностранные граждане были немало удивлены.

Каждого уважающего себя родителя непременно возмутит тот факт, что кто-то норовит научить его воспитывать собственных детей. Так же и педагог, скорее всего, будет против того, чтобы ему говорили как лучше что-то делать. Тем паче, что «лучше» — у каждого свое. Поэтому ниже приведены некоторые наблюдения, выводы и способы, применяемые в работе отдельно взятым педагогом, ни в коей мере не претендующие на объективность.

Правильное оформление школьного кабинета — это одна из основ успешного педагогического процесса. Удачно подобранные и расставленные вещи способны создать приятную атмосферу, настроить учеников на плодотворную работу, а также помочь учителю в достижении поставленных целей. В статье описаны основные предметы, которые обязательно должны быть в школьном кабинете.

Иногда кажется, что в России нет человека, который бы не считал бы себя знатоком-профессором в трех фундаментальных для жизни человека науках: педагогике, медицине и психологии. Но мы подготовили список книг, которые стоит прочитать каждому, кто связан с педагогикой, занимается воспитанием своих детей или учеников.

Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.

Сегодня модно быть внешне успешными людьми. Поясню, что я понимаю под внешним успехом. Существуют внешние критерии оценки жизни людей, за которые принято либо хвалить, либо принято ругать. 

Дети с восторгом принимают уроки-экскурсии. Но среди родителей и даже среди педагогов зачастую бытует мнение, что это всего лишь дань моде. Иногда просто говорят, мол, учителю неохота работать, вот он и ушел на экскурсию. Нужны ли уроки-экскурсии? Какая от них польза? Какие есть причины, чтобы водить детей на экскурсии? Попробуем разложить по полочкам.

Большая часть успеха в учебе — самостоятельная работа ученика дома, но многие ученики домашнее задание не делают и при проверке начинают выкручиваться. Детям их собственное выступление кажется актерской игрой высшего класса, но опытные педагоги слышали эти истории не раз. Мы привели ТОП-11 отговорок учеников.

Многие люди недовольны поведением друг друга. Недовольные возмущаются. Предъявляют претензии. Дают наставления. Поучают. Указывают оппоненту на неадекватность и прочее. Практически каждый, кто пытается исправить поведение другого человека, уверен, что это естественно и нормально оценивать других относительно своих критериев комфортности. Конечно, существует Конституция, различные кодексы, правила поведения в обществе, но не все люди следуют им, в том числе и те, которые недовольны чужим поведением.

Кривая обучаемости — график изменения скорости обучения определенному знанию или виду деятельности. Начало кривой является самой важной частью — это точка отсчета, где начинается знакомство с новым знанием. Чем круче ее начало, тем быстрее идет обучение. Как правило, способность мозга усвоить информацию максимальна во время первых уроков познания нового, затем КПД падает, и необходимость повторения пройденного увеличивается. Кривая обучаемости также иллюстрирует изначальную сложность изучения чего-либо, а также то, насколько много предстоит освоить после начального ознакомления. 

С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.

Современная педагогика на своем этапе все чаще обращается к использованию игр на занятиях со взрослыми и детьми. Погружение в «легенду» игры, насыщение ее определенной символикой, определенное поведение — все это позволяет педагогам преподнести материал в новой форме. Но как отследить эффективность ролевых или деловых игр? С каким состоянием можно столкнуться после? 

Обычно взрослые воспринимают «трудными» тех детей, которые делают что-то, что взрослые считают вредным и разрушающим для детского здоровья и развития, и наоборот не делают того, что взрослые считают полезным и созидающим. Одни дети не хотят учиться, вторые начинают курить, третьи упрямо спорят с учителем, отстаивая свою точку зрения и т.д. 

С детской агрессией время от времени сталкиваются все: и учителя, и родители, и другие дети. Это пугает и беспокоит, поэтому отнестись к агрессивному поведению спокойно очень трудно. Однако давайте обратимся к мнению психологов и определимся, каковы причины детской агрессивности и что с этим делать.

«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.

Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т.п. Результаты отражались пирамиде усвоения знаний. Какие методы обучения самые эффективные?