Ирина Давыдко, 18.07.2017 8

Восемь причин, почему дети не уважают учителей: кто виноват и что делать?


Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.


Обсудить статью (уже 8 коммент.) Опубликовать свой материал

Уважение: что это и откуда берется?

  • Уважение — основа комфортных, достойных отношений между друзьями, родственниками, коллегами и всеми людьми в социуме. Это база успешного сотрудничества, партнерства, совместного проживания, общения.
  • Уважение — мотивированное чувство. Другими словами — требуется подкрепление для возникновения данного чувства по отношению к вам. В качестве подкрепления выступают личные качества, достижения, достоинства.
  • Уважение бывает только взаимным. Не задевайте, не ущемляйте достоинство и честь другого человека.
  • Уважение нельзя «отвоевать» силой кулаков, угрозами, шантажом. Запугивая, можно вызвать страх, боль, ненависть, стыд. Что угодно, но не уважение.
  • Уважение основано на признании равенства права каждого члена социума на свободу личности, на собственное мнение, на развитие потенциала.

Три кита, на которых держится уважение

  • Особенности личности: достоинство, этичность, тактичность, воспитание, интеллект, характер.
  • Социальные роли: должность, статус личности в обществе — «студент», «директор», «учитель», «друг». Люди, исполняющие определенные роли, могут претендовать на уважение других (например, учеников) «по умолчанию».
  • Правило иерархии — опять речь идет о возникновении уважения в «автоматическом режиме», на базе исключительно занимаемой должности, социального статуса.

Таким образом, мы получаем противоположные идеи:

  • Уважение к педагогу должно возникать «автоматически».
  • Уважение требует наличия определенных личностных качеств, его нужно заработать.

Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.

Почему ученики не уважают учителя? Главные ошибки

  • Двойственность и лицемерие: требуем одного, а транслируем другое. Это касается не только работы в школе, но и воспитания в принципе.
  • Синдром розовых очков: ожидание, что ученики будут сразу отлично учиться и безупречно себя вести, а родители станут на 100% выполнять все требования и рекомендации педагога. Надо принять тот факт, что ученики и их родители ничего не должны. Задача учителя — сделать так, чтобы ученики стремились к знаниям, развитию по причине собственного желания и заинтересованности.
  • Оскорбления: обижая учеников, повышая голос, наказывая за проступки, некоторые учителя озлобляют их — это не путь к уважению. У них может получиться вызвать страх, отвращение, презрение — и не более.
  • Нет контакта: учитель, который не слышит учеников, не умеет «держать» аудиторию, быстро теряет к себе интерес и уважение. Над работой с аудиторией учитель трудится постоянно.
  • Нет обратной связи, или Синдром «Ой, я забыла»: нельзя забывать обещаний, которые даны ученикам — они этого не забудут. Учитель узнал мнение класса? Дает понять, что оно услышано и учтено. Пообещал что-то? Доносит до класса, что он держит свое слово.
  • Синдром «Я главная», или «Я так сказала». Строить отношения с классом исключительно на возвышении себя над учениками, выбирая модель поведения очень важной начальницы, — неэффективный вариант. Выдерживаем баланс, не опускаясь до панибратства.
  • «Я самая умная»: если кто-то учитель, это еще не значит, что он знает все.
  • Неумение признавать свои ошибки. Эту честность и смелость ученики, особенно подростки, оценят. Кроме того, они осознают то, что и сами имеют право не ошибку — их не станут за это осуждать, унижать, обесценивать.

Все ли зависит от педагогов?

Конечно, нет: есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах коренным образом изменить воспитание, заложенное в семье, но мы можем работать с недостатками каждого ребенка, взращивая достоинства, давая ребенку поддержку, поощрение, адекватное наказание за проступки.

«Золотое правило», применимое и в педагогическом процессе — требования и отдача должны быть тождественны. Все предельно просто: мы сами дарим уважение, ценим личности учеников — это принесет плоды. И главное — мы работаем над собой!

Об авторе: Давыдко Ирина Леонидовна, учитель истории, географии.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
8 muhambetkalievakalima24 • 00:19, 11.08.2022
У меня вопрос, когда нам можно создавать семью и воспитывать своих детей?
[Материал]
avatar
7 muhambetkalievakalima24 • 00:18, 11.08.2022
Вы думаете, что учителя слабые. Но вы ошибаетесь, они загружены классным руководством. Только начинаешь планировать урок, так вдруг звонит родитель. Как вы не ответите родителю. Всё бросаем идём на контакт с родителем ... Учителя сидят за компьютером и телефоном с 08.00 до 23,00
[Материал]
avatar
6 muhambetkalievakalima24 • 00:13, 11.08.2022
Всё просто! Отделите преподавание от воспитательного процесса.
[Материал]
avatar
5 pppoe-traid • 06:33, 13.12.2021
Причина одна идиотская реформа образования где учителя превратились в обслуживающий персонал
[Материал]
avatar
4 urokilegkomg • 15:33, 12.02.2021
Читаем закон об образовании. Это о том, что родители и дети ничего не должны.
[Материал]
avatar
3 33korovy10 • 07:24, 27.01.2021
Уважение на обед не скушаешь...
[Материал]
avatar
2 mou1474 • 20:46, 17.01.2021
Цитирую: "учитель, который не умеет «держать» аудиторию, быстро теряет к себе интерес и уважение. Над работой с аудиторией учитель трудится постоянно".
А каким образом? Я иногда плачу (не при школьниках, конечно), поскольку в некоторых классах огорчаюсь от того, что задуманный урок не удаётся: ряд учащихся не включается в работу.
По характеру я мягкий человек. Коллеги говорят, что мне "следует принять озверина". Но неужели дисциплину можно удержать только рычанием?
Учащихся я не оскорбляю, не кричу. очень стараюсь проводить уроки разнообразно и увлекательно. В этом году иду учиться на специалиста другого профиля, потому что чувствую, что скоро "перегорю" и разочаруюсь.
[Материал]
avatar
1 ма-Лина • 18:32, 21.07.2017
Спасибо,статья заставляющая задуматься..
[Материал]