Формирование критического мышления на примере урока-проекта по английскому языку по теме «Транспорт» для 7-9 классов
хороший – учит ее находить»
А. Дистерверг
Данная цель ориентирует учителя на более широкое использование в учебном процессе материалов из разных областей знаний, т.е. интеграцию с дисциплинами школьного курса, в результате чего у учащихся должно сложиться целостное представление о мировой истории, культуре и общих проблемах человечества.
Для достижения поставленных задач был выбран метод учебного проекта и критического мышления, являющийся частью личностно-ориентированной и информационно-аналитической технологией. Данный способ самостоятельной организации деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, исследовательские и поисковые методы, направлен на решение задач учебного процесса. Урок защиты интегрированных проектов в 7-х классах по теме «Транспорт» провоцирует детей на активное действие, дает возможность почувствовать себя первооткрывателем.
Чтобы сделать обучение ребенка интересным, а следовательно и успешным, нужно не забывать, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Поэтому в защиту проекта, который предусматривал работу детей на уроках английского языка, на дополнительных занятиях по английскому языку и на факультативе по информатике, был добавлен элемент игры и социокультурной компетенции – театрализация. Работа проводилась в командах от 3 до 5 человек.
Тема «Транспорт» была выбрана неслучайно. Во-первых, она включена в программу и входит в содержание практически любого учебника (начиная непосредственно с транспорта и заканчивая экологическими проблемами, связанными с ним); во-вторых, как жителей мегаполиса, задыхающихся от выхлопных газов и проводящих часы в многокилометровых пробках, эта тема не может никого оставить равнодушной.
Для развития проекта был предложен следующий план:
- Экономические предпосылки возникновения изобретения
- Историческая справка об изобретателе
- Влияние данного вида транспорта на мировое развитие
- Значимость «тогда и сейчас»
- Современное использование
- Выводы о целесообразности использования (оценка преимуществ и недостатков и их влияние на жизнь человека)
- Тенденции развития на ближайшее будущее
- Театрализация ситуации из жизни на транспорте (социокультурная компетенция)
- Собственное изобретение или модернизация (* - продвинутый уровень)
Примерные темы:
- Подземный вид транспорта.
- Наземный общественный транспорт (трамваи, троллейбусы).
- Монорельс.
- Гужевой транспорт.
- Водный транспорт.
- Индивидуальный механический (рикша, велосипед).
- Транспорт, работающий на жидком топливе и т.д.
- Новый вид транспорта
Каждый проект состоит из нескольких этапов:
Подготовка к проекту.
Для успеха данного мероприятия была подобрана и систематизирована лексика по данной тематике, которая систематически отрабатывалась на уроках, а также дополнительный материал (статьи, опросники и аудиоматериал) об истории и влиянии некоторых видов транспорта на жизнедеятельность человека. Изучив традиционные и технологии РКМЧП («Развитие критического мышления посредством чтения и письма») работы с информационными знаниями, учащиеся отрабатывают основные умения, необходимые читателю научной и научно-познавательной литературы:
- находить и выделять главное в тексте, используя сжатые формы или «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты);
- определять в тексте связи между явлениями;
- пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой;
- проводить анализ, синтез и обобщение на материале изучаемых источников(4,с.15)
Для того, чтобы научить учащихся оценивать изучаемую информацию, используется прием РКМПЧ «плюс-минус-вопрос, описанный в пособиях по критическому мышлению (3,с.62).
Например, по плану учащиеся должны ответить на вопрос «современное использование», а полученные факты они заносят в таблицу с графами: «+» «-» «?»
Заполнение подобной таблицы помогает учащимся организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания, а технология критического мышления учит задавать вопросы, что гораздо полезнее по сравнению с получением готового ответа. Заполняя графу «вопросы» учащиеся, пользуясь технологией РКМЧП, отвечают на так называемые «толстые» вопросы второго вида, а по первым пунктам плана на «тонкие».
«Тонкие» вопросы - "Кто …? Что...? Когда…?"
«Толстые" вопросы - "Дайте три объяснения, почему…"
Дети с удовольствием восприняли идею создания подобного проекта и заинтересовались его организацией. Помимо плана, учащимся нужно было соблюсти еще несколько аспектов успешного проекта.
Требования к проекту:
- Использование современных технологий (компьютер, видео)
- Грамотность в речевом аспекте
- Логика подачи материала и глубина его проработки
- Оригинальность
- Компаративность (сравнительный анализ)
Из вышесказанного очевидно, что для выполнения данного проекта ребятам требуется не только знания английского языка, но и определенные знания в области истории, биологии, умение пользоваться компьютером и создавать презентации. Ребятам чаще пришлось пользоваться школьной библиотекой.
Выполнение проектных работ предусматривает, как правило, работу индивидуально или в парах. При работе над данным проектом ребята работали в группах, и каждый отвечал за определенную работу. Эта ситуация наиболее приближена к реальной жизни, когда надо общаться и работать в коллективе, решать проблемы распределения ролей и обязанностей, заставлять работать ленивых и находить компромисс. Заметим, что деление класса на группы происходит добровольно, по желанию самих детей, и это огромный плюс, т.к. обстановка внутри групп благоприятная и комфортная для творчества. Каждый может проявить себя в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно, есть возможность раскрыть свой внутренний потенциал.
Защита проекта
Защита проекта проводиться в форме конкурса презентаций. Оценивают проект не только учителя, но и сами учащиеся. Перед началом защиты проектов каждая команда получает бланк, куда капитан, посовещавшись с командой, выставляет баллы по шкале от 1 до 3 и комментарии о том, что понравилось, а что не очень получилось. Другие команды - не просто слушатели, они по ходу презентации заполняют «Ромашку вопросов» (4, с.88), которая учит ориентироваться в любой теме, определяя для себя, «что я знаю, что надо уточнить».
Победителя выбирают по результатам подсчета баллов. Соревновательный элемент повышает мотивацию и желание создать самый лучший проект, который впоследствии демонстрируется другим классам.
Шкала оценивания проекта (для учащихся) - таблица с графами:
"Соответствие плану", "Оригинальность защиты", "Личная заинтересованность", "Ответы на вопросы", "Итого".
После такой детальной проработки этой темы была решена задача развития мыслительных способностей детей. Например, для создания своего изобретения учащимся предлагается воспользоваться приобретенными умениями в совершенно иной ситуации, решив проблему самостоятельно. Стирая грань между основным образованием на уроке и дополнительным, интегрируя различные виды учебной деятельности, мы создаем культурную и эмоционально значимую среду для развития ребенка.
Литература
1. Гендина Н.И.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждения/ Н.И. Гендина. - М.: Школьная библиотека, 2002.-288 с.
2. Заир Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир Бек, Муштавинская И.В. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.:ил.
3. Загашев И.О.Учим детей мыслить критически/ Загашев И.О. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
4. Макарова Е.И.А где хранят Вселенную? Библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса // Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки для 6-9 классов/ Т.Рудишина, Е.И.Макарова, Л.Ананьева. – М.: Чистые пруды, 2007.- С.11-17.
5. Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Киселева Екатерина Николаевна
учитель английского языка
ГОУ СОШ №1302 г.Москвы
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.