Технология деятельностного метода и техники педагогической поддержки как факторы здоровьесбережения учащихся
Г. Песталоцци
Психическое и физическое здоровье школьника: как его сохранить
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности. Как оказалось, на здоровье школьников неблагоприятно отражается не только современное состояние общества, экономики, экологии. С сожалением приходится констатировать, что сами образовательные учреждения являются причиной роста некоторых заболеваний. Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на таком факте: замечено, что среди всех заболеваний, которые возрастают за время обучения детей в школе особое положение занимают психические заболевания – 15% больных от числа всех российских школьников. Что приводит к высокому уровню тревожности учащихся, порождающему так называемые школогенные неврозы, которые разрушают здоровье 15 % детей? Может быть, причина в том, что мы, взрослые, часто ошибочно считаем, что для школьника самое важное – это хорошо учиться? Каждодневные наставления и контроль родителей, требовательность учителей, повышенная ответственность самих учащихся приводят к психологической напряженности, тревожности, хронической усталости. Возможно, это один из ответов на весьма непростой вопрос о состоянии душевного равновесия школьника.
Мы знаем, что жизнь требует личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную, способную автономно решать личные проблемы, нести ответственность за свои поступки, постоянно приобретать новые знания. Такая личность способна реализовать себя в непростые для России времена.
Отсюда вытекает естественный вопрос: готов ли обычный школьник, напряженный, неуверенный, неуравновешенный встретиться с реальными проблемами лицом к лицу, достаточно ли у него умений решать жизненные задачи? Отчего так высоки проценты суицида, уровня преступности среди молодого поколения? Почему увеличивается количество нацистских организаций, религиозных сект? Можно ли утверждать, что это привлекает людей с нездоровой психикой?
В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина к Федеральному Собранию мы читаем такие строки: «Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно – и психологически, и физически». Заметьте, на первом месте стоит слово «психологически». Это понятно: разве можно школьника считать здоровым, если он потерял душевное здоровье? Быть успешным и востребованным в современном обществе может лишь тот человек, который отличается оптимистичностью, толерантностью, критическим мышлением, готовностью к производительному труду в самом широком смысле - и физическому, и (прежде всего!) умственному; человек, уверенный в себе, реально оценивающий свои возможности и достоинства, обладающий не только физическим, но и психическим здоровьем.
Как помочь ученику стать нужным обществу, как дать ему такие умения, которые помогли бы ему в дальнейшей жизни, как учить, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить его в тупик?
Школа должна быть «школой для всех», тогда в ней найдут свое место, будут «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа должна быть адаптивной, позволяющей внедрять инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, а учителя смогут перестраивать свои отношения с учениками, обеспечивать учет их индивидуальных психофизиологических особенностей.
Деятельностный метод: определение и применение
В процессе педагогической деятельности я, как и многие учителя, столкнулась с проблемой: как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения и как при этом сохранить и укрепить физическое и душевное здоровье ребенка? Имея приличный опыт работы, я всё же не смогла сразу найти выход из такой непростой ситуации. Необходимостью стало овладение новым педагогическим мышлением, переосмысление и пересмотр прошлого опыта. В результате переосмысления прошлого опыта, я предположила, что такие факторы, как самочувствие учащихся, степень их адаптации к учебному процессу, отсутствие тревожности, хорошая школьная мотивация могли бы обеспечить сохранение как физического, так и психического здоровья. Ученику в обретении собственной позиции по отношению к изучаемому материалу педагогическая поддержка и понимание как условия сохранения здоровья будут приобретать вид ненасильственной помощи. Она станет способствовать как внешней, эмоциональной, так и внутренней, содержательной самоактуалиации в процессе учебной деятельности. Эти выводы направили меня на путь исследования указанной проблемы. Педагогической технологией, которая помогла реализовать поставленные мною в ходе исследования цели и задачи, стала технология деятельностного метода.
Изучение работ известных российских психологов – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.Л.Леви помогли определиться с идеей использования техник тактики педагогического взаимодействия, иными словами, педагогической поддержки. Технологию деятельностного метода, на которую органично ложится идея педагогической поддержки, разработала Л.Г. Петерсон. Данная технология обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы, но при этом она включает в себя идеи об организации развивающего обучения ведущих российских психологов и педагогов – принцип деятельности В.В. Давыдова, принципы минимакса и вариативности Л.В. Занкова, принцип психологической комфортности Ш.А. Амонашвили. На основании анализа информационных источников и изучения опыта работы российских педагогов и психологов мною была сформулирована проблема исследования, исходящая из необходимости соответствовать требованию современного образования – формированию человека мыслящего, творчески активного, и при этом здорового.
Проблема исследования - возможность и целесообразность совместного использования технологии деятельностного метода и применения педагогической поддержки младших школьников на уроках согласно социальному заказу общества – сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.
Цель исследования - обосновать необходимость использования технологии деятельностного метода для сохранения психического здоровья учащихся, определить условия её реализации в образовательном учреждении.
Объект исследования - технология деятельностного метода.
Предмет исследования - сохранность психического здоровья учащихся как результат совместного использования технологии деятельностного метода и техник педагогической поддержки.
Гипотеза исследования - совместное использование техник и приёмов педагогической поддержки младших школьников и технологии деятельностного метода будет успешно и результативно применяться при условии соблюдения всех принципов реализации данных технологий.
Задачи исследования:
- Выявить целесообразность совместного применения техник педагогической поддержки младших школьников на основе технологии деятельностного метода в учебном процессе для сохранения психического здоровья учащихся.
- Выявить влияние создания ситуации успеха на самочувствие и образовательный уровень младших школьников.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты использования тактики помощи и технологии деятельностного метода в образовательную деятельность.
Методы исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ, синтез, наблюдение, экспериментальная работа, беседа, интервьюирование, диагностика, анкетирование.
Этапы исследования.
- Изучение и анализ информационных источников. Определение проблемы, цели, предмета и объекта исследования.
- Изучение техник педагогической поддержки. Практическая деятельность по использованию техник педагогической поддержки на уроках, проводимых по технологии деятельностного метода. Проведение проверки выдвинутой гипотезы.
- Анализ данных, полученных в результате использования техник педагогической поддержки, полученных с уроков, проведённых по технологии деятельностного метода, анализ бесед, наблюдений, диагностики, анкетирования. Обработка фактического материала.
- Оформление результатов работы, обобщение опыта. Проведение открытых уроков. Выступление на семинаре с целью распространения опыта.
- Практическая значимость исследования.
- Расширение и оптимизация условий сохранения психического здоровья учащихся посредством комфортного перехода от незнания к знанию, получению удовлетворения от успешной работы.
- Распространение полученного опыта для использования на уроках и внеклассных мероприятиях педагогов начальной школы.
Одним из показателей здоровьесберегающего урока является оценка психо-эмоционального состояния учащихся. Созданию позитивного настроя учащихся способствует использование методов преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Стимулирование творческого развития ребёнка происходит через применение развивающих личностно-ориентированных педагогических технологий. К ним относится технология деятельностного метода, которая и была отобрана для решения поставленных мною исследовательских задач.
Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. При соблюдении всех принципов технологии эта деятельность проходит на высоком уровне психологической комфортности, а значит способна сохранять и укреплять здоровье детей.
За годы работы в школе я пришла к выводу, что в ребёнке заложены огромные возможности к собственной деятельности, которые подчас не реализуются. А ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности.
Если школа сможет быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», то её главной задачей станет развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а - в первую очередь! - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию - за стенами школы. Это означает, что школа должна создавать условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности, при этом не теряя душевного здоровья.
Самое важное в целостном развитии личности, наверное, то, что ребёнок сам развивает себя. Моя задача как учителя – помочь ему, используя здоровьесберегающую технологию и тактику помощи. Благодаря умелому построению отношений педагога и ребёнка знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной и самодостаточной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится наиболее полное развитие заложенных в личности ученика активно – творческих возможностей, её интеллектуально – нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование навыков и умений превращается из цели в средство развития личности. Почему технология деятельностного метода является наиболее подходящей для реализации техник педагогической поддержки младших школьников? Эта технология не только относится к здоровьесберегающим, так как снимает стрессообразующие факторы и школогенные неврозы, но и перекликается с основными идеями тактики помощи, что и определило мой выбор совместного использования техник педагогической поддержки младших школьников и технологии деятельностного метода.
Как построена система дидактических принципов технологии деятельностного метода, направленная в первую очередь на осуществление самоопределения, саморазвития личности учащегося, а также создание таких условий, в которых ученик может уверенно работать, не беспокоясь о собственном самочувствии?
Дидактические принципы технологии деятельностного метода
- Принцип деятельности.
- Принцип непрерывности.
- Принцип целостного представления о мире.
- Принцип минимакса.
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип вариативности.
- Принцип творчества.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на личное «открытие» нового знания.
Профессионально компетентный учитель помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести собственное «я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения личных проблем самостоятельно. Такая первоочередная задача учителя, как самоутверждение ребёнка, поиск и нахождение им собственных путей получения ответа на решаемые задачи, формирует человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора ЗУНов, может полноценно действовать в изменяющемся мире, сам изменять этот мир. Человек, который способен плодотворно действовать, успешен, а значит - здоров.
Важным моментом на этом пути является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают ученикам чувствовать себя комфортно в учебном процессе, сохраняя душевное здоровье. Предлагаемая техника педагогической поддержки поможет учащимся на любом уроке в процессе деятельности почувствовать себя компетентным и состоятельным.
Техника помощи ученикам в умении чувствовать
свою коммуникативную компетентность.
Приемы Что говорит учитель? Что слышит ученик?
Принятие «Ты хороший» «Я хороший»
Внимание «Я вижу тебя» «Я что – то значу»
Уважение «Спасибо тебе за…» «Мои усилия замечены»
Одобрение «Я знаю о тебе что – то» «Я состоятелен»
Теплые чувства «Ты мне нравишься» «Кто – то заботится обо мне»
Читая работы исследователей и психологов, убеждаюсь в том, что учащиеся уже с младшего школьного возраста способны формировать в себе определённые умения проектирования учебной деятельности, самостоятельной постановки цели, поиска средств, анализа способов своей деятельности.
Задавая вопросы типа: «Как ты собираешься это сделать? Чем ты хочешь воспользоваться, чтобы решить эту проблему? Что у тебя получилось лучше всего? Над чем ты хочешь ещё поработать?..», я замечаю, что дети адекватно воспринимают и ситуацию на уроке, и способы выхода из проблемы, и находят ответы на своё «пока ещё незнание», и свободно рассказывают о победах и планах своей дальнейшей деятельности.
На таком уроке присутствует атмосфера свободного полёта творческой мысли, ведь творчество возможно только при наличии свободы, где идёт «учение без принуждения». Только при таком условии успешного взаимодействия происходит развитие личности, выявляются его способности и возможности, талант и неординарность, только тогда возможно сохранение психического и физического здоровья ребёнка.
Из своего опыта я знаю, что искусственно облегчать учебный труд не стоит. Ребенок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом. При этом учителю необходимо поддержать ребёнка так, чтобы нелегкий учебный труд приносил ему удовлетворение, радость, возбуждая желание вновь и вновь познавать новое.
Ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым.
Деятельность сознания ученика, поддерживаемая деятельностью учителя по преобразованию содержания изучаемых знаний, переходит на новый уровень. Это уровень самоорганизуемого сознания, работающего благодаря востребованию деятельности своих личностных структур с содержательной, а не только с процессуальной стороной знания.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Как правило, ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Нежелание учиться возникает тогда, когда на уроке предлагаются задания, с которыми он не справится. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытий, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учению, потому что негативное отношение к учению создают страх, нервозность, дискомфорт, тревожность, неуверенность. Средством формирования положительного отношения к учению можно явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки.
Когда возникает отрицательное отношение к учению? При отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и понимание своих возможностей, возбуждает активность, стремление лучше учиться.
Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Детям необходимо, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успехов бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отношение к учению.
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. У ребёнка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. На таком уроке нет места усталости, нервозности. Здесь здоровое чувство соперничества в погоне за знаниями. Успех, выпавший на долю одного ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Таким образом ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания, одновременно сохраняя комфортный психологический фон на уроке, а значит работая на укрепление так необходимого психического здоровья детей.
Делая процесс обучения ощутимым, надо помнить, что ситуация успеха чаще благоприятна для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, выполняют творческие задания, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их видимых успехах. Увидеть, как мелькнет слегка удивленный взгляд, поднимется неуверенная рука может только внимательный педагог, поскольку для таких детей условия ситуации успеха складываются редко и приходится долго ждать. Для сохранения душевного здоровья таких школьников ситуацию успеха надо создавать искусственно. Иногда для привлечения внимания к изучаемому материалу учителю достаточно использовать техники экстренного педагогического воздействия, а иногда требуется просто помочь ребёнку почувствовать личную состоятельность и компетентность.
Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя
Техника «Минимизация внимания»
- Игнорируйте демонстративное поведение.
- Контакт глазами.
- Становитесь рядом.
- Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
- Посылайте секретный знак.
Техника «Делайте неожиданности»
- Выключите свет.
- Включите музыку.
- Говорите громким голосом
- Измените голос
- Временно прекратите вести урок.
- Говорите со стеной (или портретом)
Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою
интеллектуальную компетентность»
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
- Формируйте веру в успех.
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.
- Делайте процесс обучения ощутимым.
- Отмечайте достижения.
Учитель, работающий по технологии деятельностного метода способен найти в любом учебном материале трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные упражнения. Учитель должен предложить для начала легкое и занимательное задание, не обращая внимание на его важность. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит позже повысить требования к нему. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным.
Важно, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения (в 1 и 2 классах начальной школы), которое не является безоценочным. Отсутствие отметок дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность. Сильный оценочный компонент со стороны прежде всего для самого школьника и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию. На таких уроках царит свобода мысли, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Отметка как мотив учения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив. Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необходимо определять качество его знаний: что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях надо восполнить и каким образом это можно сделать. Основная задача педагога - обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и умение осмысленно делать выбор. Это важно и школьнику, успевающему ровно столько, сколько нужно для планки «минимум», и школьнику, достигшему уровня «максимум».
Учитель, владеющий приёмами педагогической поддержки, оценивает работу своих учеников не только словами, но и жестом, мимикой, интонацией. Важно, чтобы ученики обязательно участвовали в оценке работы своих одноклассников: вместе аплодировали, оформляли грамоты.
Учитель может увеличить свой «оценочный арсенал» с помощью использования оценочной «валюты», список которой является открытым:
- благодарственное письмо, открытка или записка от учителя родителям;
- ложка варенья;
- кусочек от очень большого торта;
- торжественный венок;
- единственную в мире медаль;
- фотографии великих людей;
- фирменный берет.
Можно использовать приём, который создаёт ощущение успешности любому ребёнку, укрепляя его веру в себя, и соответственно, укрепляя его психическое здоровье.
Определение лучшего ученика (за неделю) по следующим категориям:
- смог впервые;
- помог подняться;
- победил благодаря упорству;
- проявил талант;
- сделал быстрее всех;
- увлек других;
- проявил остроумие;
- сумел доказать.
Я думаю, что опираясь на принцип минимакса в учебном процессе и используя приёмы педагогической поддержки можно с уверенностью говорить, что в таком классе психически здоровы будут и те, кто очень хорошо успевает по всем предметам, и тот ученик, достижения которого лишь незначительны по сравнению с отличными успехами других, но значительны по сравнению с предыдущими успехами для него самого. Это вселяет в него уверенность и даёт ему на уроке хорошее самочувствие, ощущение востребованности, готовности идти дальше.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы.
Школьнику должно быть приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе - тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Личностная ориентированность учения включает и такое важнейшее (но редко реализуемое на практике) требование, как психологическая комфортность учащихся. Это одно из самых главных направлений педагогики поддержки.
Психологическая комфортность предполагает, во-первых, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, приводящих к высокому уровню тревожности учащихся, порождающих так называемые школогенные неврозы. Учение должно быть гуманным в самом прямом смысле слова.
Во-вторых, психологическая комфортность предполагает создание такой атмосферы на уроке (и вообще во взаимоотношениях учащегося с учителем и школой в целом), которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
В-третьих, психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов учения. Здесь мы видим две стороны. Первая: в учении ничего не должно делаться “из-под палки” (в переносном, разумеется, смысле), внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными. Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, у школьника должно быть ощущение продвижения вперед, а для этого у него должна быть перспектива - или, по крылатому выражению А.С. Макаренко, ближние, средние и дальние перспективы, перетекающие друг в друга.
«Продвижение вперёд» я понимаю как идею совместной деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, анализом хода и результатов совместной деятельности. Опыт работы показывает: нет сильных и слабых учеников, просто все дети разные. При таком подходе к учебному процессу урок превращается в праздник, потому что учиться легко и интересно, и никто не вспоминает о том, что надо получить ЗУНы. Учителю надо как можно глубже спрятать порой естественное желание проверить навыки и проконтролировать результат. Лучше вообще на время забыть о результате. Чем быстрее это удастся, тем полнее можно будет включиться в сам процесс, не думая о том, ради чего; тем быстрее будет достигнут результат. При исследовании было отмечено, что этот принцип деятельностного метода удваивает свою силу при правильном соблюдении условий педагогической поддержки.
Условия педагогической поддержки
- согласие ученика на помощь и поддержку:
- «Если хочешь, я помогу тебе». Или: «Выбери кого – нибудь из класса, кто мог бы помочь тебе»
- приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения)
- «Теперь тебе понятно? Как ты думаешь продолжить работу дальше?»
- соблюдение принципа конфиденциальности;
- защита прав и интересов ученика (ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку)
- «Ничего страшного… Мы попробуем выполнить эту работу по – другому»
- доброжелательность и безоценочность (педагог идет от ребенка, не сравнивая его ни с кем другим)
- «Посмотри, как ты писал в начале тетради. Теперь ты пишешь гораздо лучше. Согласен?»
- учение без принуждения, трудной цели
- («Сделай, сколько хочешь заданий», «Придумай, если сможешь». Понятно, что у ребёнка возникает естественное желание – «Конечно, хочу сделать всё; конечно, смогу сделать». Трудная цель убирается установкой – «Ты это умеешь делать. Тебе будет легко это сделать. Ты обязательно справишься»).
- опора на ученика
- (Учитель: «Прочитав сказку, я задумалась: можно ли Мороза Ивановича назвать жестоким? Только вы сможете помочь мне разобраться в этом вопросе»).
- оценка как выражение уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрение чувства долга и ответственности.
- (Подчеркнуть чувство ответственности: «Это было дополнительное задание. Я очень рада, что ты его выполнил». Уважительно отнестись к незнанию ребёнка: «Спасибо тебе за ошибку! Если бы не ты, мы не смогли бы в этом разобраться»).
Не менее важно, соблюдая принцип психологической комфортности деятельностного метода на уроке, для локализации детской тревожности дать простор и возможность для общения вдвоем или по несколько человек, чтобы, обсуждая дело, работая над ним, ученики получали и радость от общения, и радость от процесса и достигнутого результата деятельности на уроке.
Темп урока, одноуровневое объяснение нового материала (одним доступно и понятно, другим - нет) воспринимаются учениками по-разному. Одни вследствие своей генетической предрасположенности, предыдущего социального опыта, готовности и интереса, психологического темперамента, выработанной привычки к учебному труду, способности все схватывать на лету, успевают взять необходимое на уроке, другие - и, как правило, это не их вина, - не в состоянии этого сделать и с каждым днем, уроком, все уступают, отодвигаются от учителя, предмета, товарищей. При одинаковом душевном отношении к детям истинная педагогичность кроется в разной по времени и по сложности скорости, предлагаемой детям для решения учебных задач. Часто мы забываем, что учебное отставание почти всегда связано с какими-то внутренними процессами, сложностями, которые часто носят отношенческий характер, и важно в организации работы на уроке опираться на принятое детьми желание совместно, в игре, в поиске, самодеятельно, через познавательное общение двигаться к цели. Если ребята тайно собираются и готовят отстающего так, чтобы никто из взрослых не узнал об этом, к первой учебной победе, если удалось повысить познавательную потребность в классном коллективе до заметного уровня - это результат успеха копирования приёмов педагогической поддержки учениками у своего учителя. Как хорошо, когда учитель точно знает, кто из учащихся действительно выносит познавательную ношу с урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто силится, но без поддержки, улыбки, одобрения не сможет подняться, и как хорошо, когда учитель, зная все это, помнит доброй памятью о каждом и каждому старается быть полезен прежде всего своей участливой поддержкой.
Советы учителю
Мне думается, что этот принцип технологии деятельностного метода наиболее важен для сохранения психического здоровья учащихся, поэтому именно здесь будут полезны советы всем, кто хочет добиться успеха в своих начинаниях:
- Не скупитесь на похвалу;
- Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение («Хорошо поработал, но в работе есть ошибки. Давай найдем их»);
- Даже в море неуспеха можно найти островок успешности («Посмотри, в этом предложении ты допустил всего одну ошибку. Если ты и впредь будешь так стараться, ты вскоре научишься писать очень грамотно»);
- Помните: формула «опять ты не...» - верный способ выращивания неудачника.
- Поможет для укрепления уверенности и мотивации к учению создание у ребенка субъективного переживания успеха.
- Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)
- Снятие страха
- Скрытая инструкция
- Авансирование
- Персональная исключительность
- Усиление мотива
- Педагогическое внушение
- Высокая оценка детали
Эти приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, будут способствовать продуктивному развитию личности.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.
Этот принцип перекликается с необходимостью поддержки альтернативности, множественности мнений при использовании тактики помощи. Среди множества проявлений субъектной позиции ребёнка, я выделяю самоопределение в ситуации выбора. Моя задача – помочь учащемуся сделать этот выбор самостоятельно. Это возможно только в том случае, если мне удалось помочь осознать, или сформулировать, уточнить цели, желания, потребности, проблемы ученика на определённом этапе учебной деятельности. Уровень детской тревожности снижается, самочувствие на высоком уровне, щадящий режим самоопределения в ситуации выбора позволяет сохранять здоровье ребёнка, так как зная суть собственных проблем, гораздо проще их решать. В этом случае исключается позиция взрослого, владеющего истиной. Организуется взаимодействие ребёнка с миром, людьми, где он включается в разнообразную личностно – значимую для него деятельность на основе выбора и осмысления выбранных действий.
При разных целях возникает необходимость определённых договорных отношений, регулирующих активность каждого участника, включая взрослых. Общим условием взаимодействия при самоопределении в ситуации выбора является педагогическая поддержка и понимание.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию школьников на творческое начало в учебной деятельности.
Перечисленные дидактические принципы являются в определенной мере необходимыми и достаточными для организации успешного процесса обучения. При условии одновременного грамотного использования техник и приёмов педагогической поддержки результаты образовательного уровня и сохранности хорошего самочувствия детей могут быть высокими.
Нельзя не сказать о том, что для овладения приёмами педагогики поддержки и результативного применения их на практике учитель сам должен мастерски владеть своим самочувствием, настроением, голосом, поведением.
Об этом говорил А. С. Макаренко: «Раньше, чем начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». Наверное, это актуально для педагога, который, как и я, выбирает тактику помощи приоритетным направлением в своей образовательной деятельности. Школьный учитель должен быть педагогом-личностью. Учителю нужно не только давать широкий диапазон знаний, но и делать установку на развитие креативности (нельзя научить, можно только научиться), необходимости изменения модели поведения (не «я тебя учу», а «мы с тобой вместе учимся»).
На мой взгляд, личность педагога играет немаловажную роль в одном из главных условий создания ситуации успеха. Что должен уметь и какими качествами должен обладать педагог для обеспечения успешности в учебном процессе, где одной из главных задач является сохранение психического здоровья детей?
Хорошо, если он умеет создавать положительную эмоциональную среду на уроке, может видеть и радоваться каждому детскому успеху.
Учителю придётся добровольно отказаться от позиции превосходства, уметь выслушать ребенка и терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться к нему, что сам раскроется и захочет поведать тайны своих переживаний и проблем. Зная детскую психологию, необходимо иметь уважительное отношение к ребенку, как важнейшее профессиональное качество; желание, способность и умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и уметь тонко, ненавязчиво, мягко помочь им.
В психологическом плане исключительно важно ровно относиться к каждому учащемуся. Иногда этот здоровьесберегающий подход вступает в противоречие с вкусовым подходом, когда прилежный, опрятный, веселый, красивый, уважающий ваши уроки ученик нравится вам больше, чем злой, нерадивый, безразличный к вам и вашим урокам. В том и состоит искусство педагога, чтобы жить «с нелюбимыми и нелюбящими». Педагогика - наука, требующая движения вперед маленькими шажками, добрыми движениями, незаметной поддержкой, умением подавить в себе неприязнь, нетерпимость.
В. А. Сухомлинский сказал однажды: «Любить можно то, чему уже отдал частичку своей души». Под любовью здесь понимается профессиональная способность учителя быть формальным и неформальным авторитетом для учащихся. Наверное, для педагогов, которые могут «зажечь» детей своим даром человеколюбия, великий Гёте сказал: «Учатся только от человека, которого любят».
Успеха можно добиться практически в работе с каждым психически нормальным учеником, если не спешить, медленно вводить его в предмет по индивидуальному графику. Технология деятельностного метода как нельзя лучше выведет ученика на нужный уровень его личных способностей и учебных возможностей. Можно каждый урок отмечать все изменения в лучшую сторону и делать об этом запись в дневнике или в тетради или говорить устно, поручать «трудному» ученику такие предметные дела, которые могут возвысить его в глазах коллектива и которые ему интересны.
Управление успехом предполагает ведение ученика по индивидуальной траектории, умело используя здоровьесберегающую технологию вкупе с поддержкой малейших ученических побед.
Технология деятельностного метода представляет собой последовательность деятельностных шагов, которые можно пронаблюдать на разных фрагментах уроков.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»), актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). Это необходимо для создания эмоционального настроя и развития интереса к новой теме. Если ученик заряжен «положительно», у него хорошее самочувствие, отсюда вытекает высокая работоспособность, отсутствие тревожности, напряженности и как результат – сохранение психического и физического здоровья. Например, на уроке русского языка самоопределение к деятельности происходит так.
Тема: «Уместное обращение». Урок – открытие.
Цели: продолжить работу по теме «Синтаксис», познакомить с новым языковым явлением, показать множество способов его выражения, продолжать обучать грамотному письму и речи, развивать образное мышление, расширять кругозор, воспитывать доброту к окружающим людям посредством обращения.
Задание. Рассмотрите рисунки. От чего зависит обращение? Когда обращение бывает «уместным»? Аргументируйте свой выбор слов – обращений.
У детей возникает потребность узнать, о каких словах - обращениях идёт речь.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. Здесь простор для мыследеятельности ученика любого уровня обученности. Особенно удачно было бы спрашивать знакомый материал у ребят с низкими учебными возможностями для создания им ситуации успеха при вхождении в новую тему. В завершение этапа учащиеся сталкиваются с ситуацией затруднения и фиксируют её. Это можно увидеть на примере фрагмента урока русского языка.
Тема. Путешествие в прошлое.
Цели: познакомить учащихся с архаизмами, историзмами, научить ими пользоваться при составлении предложений о прошлом нашей страны, научить понимать при помощи смысла старых слов слова и выражения современного русского языка, развивать мышление и логику, речь и воображение, воспитывать интерес к русскому языку.
Фрагмент урока.
Старые корни мы можем обнаружить в наших современных словах. Мы говорим: суп с говядиной. А какое это мясо «говядина»? Оказывается, раньше было слово «говядо». Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов. Старое слово «рех» означает «дыра, отверстие». Теперь понятно, почему мы говорим «прореха, решето, решётка». А старое слово «лоп» обозначало «широкий лист». Как вы думаете, какие слова от него образовались и существуют в современном русском языке?
( От него образовались слова лопух, лопасть, лопоухий (человек, с большими, как лопы, ушами).
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой или уточнением темы урока.
При изучении темы «Испарение» на уроке окружающего мира в 3 классе предлагается опыт: в первой пробирке находится вода с пленкой растительного масла на поверхности, во второй пробирке – вода, масло и побег растения, в третьей пробирке – вода и побег растения. Я организую побуждающий диалог.
Учитель: - Как вы думаете, почему уровень воды в пробирках разный?
Ученик: - В двух пробирках масло мешает испарению.
Учитель: - А почему в первой пробирке уровень воды выше, чем во второй?
Ученик:- Наверное, это из-за того, что там находится растение.
Учитель: - Правильно. Что нам сегодня потребуется выяснить на уроке, чтобы объяснить проведенный опыт?
Ученик: - Происходит ли испарение воды растением.
Учитель: - Верно. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Ученик: - Испарение воды растениями.
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» учащимися нового знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и, на основе выбранного метода, выдвижение и проверка гипотез. После построения и обоснования нового способа действий новый способ фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
На примере урока – размышления можно увидеть, как детьми открывается новое знание.
Фрагмент урока внеклассного чтения. Урок-размышление
Тема: Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».
Цели: познакомить учеников с биографией Андерсена, выявить особенности сказок Андерсена, показать, чем отличается сказка «Соловей» от других литературных сказок, раскрыть идею сказки.
Беседа по вопросам.
- Что выделяет Гадкого утёнка, Дюймовочку, оловянного солдатика, Русалочку, Соловья из окружающего мира?
(Героев объединяет непохожесть на других, даже некоторая ущербность. Сказочнику интересны герои, которые, несмотря на это, обладают внутренней силой, стойкостью для преодоления сил зла. Иногда герои погибают, так и не отступив от своей мечты (Солдатик, Русалочка). Андерсен в этих непохожих, «гадких» героях видит сложность и красоту жизни.)
Возможно разрешение проблемной ситуации при помощи приёма «мозговой штурм». Например, на уроке русского языка даётся вопрос для обсуждения в группах: «Зачем нужны числительные, если есть числа?»
5. Первичное закрепление
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
К примеру фрагмента урока русского языка.
Тема: «Крылатые слова».
Цели: познакомить учеников с «крылатыми» словами, вспомнить известные «крылатые» слова и их объяснение, закрепить умение применять «крылатые» слова, развивать интерес к русскому языку.
Задание. Постарайтесь выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выберите для заглавия рассказа, который я вам прочитаю.
…Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, за ягодами, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь! Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку поставим, костёр разложим. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Он, говорят, такой мастер рыбу ловить, собаку съел на этом деле». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку…
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
На данном этапе я провожу несложные тестовые задания, задания типа «найди пару», «продолжи ряд», «третий лишний», «допиши фразу», «цепочка». Задания выполняются самостоятельно с последующей самопроверкой и самооценкой.
Игра «третий лишний» на уроке изучения имени числительного как части речи. Задание: Найди и вычеркни лишнее слово, объясни свой выбор. Может ли быть несколько вариантов ответов?
(Пять, пятнадцать, пятерня, пятьдесят, пятый, пятьсот пятьдесят второй).
7. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
При успешном прохождении учащимися предыдущего этапа я использую решение творческих задач.
Урок обучения грамоте. Тема: Текст.
Задание для работы в группах.
Попробуйте «дописать» текст за автора.
Однажды бабочка попала под дождь. Дождь смыл яркие узоры с её крыльев, и бабочка заплакала.
Вариант продолжения текста: Обезьянка взяла кисточку и нарисовала узоры на крыльях бабочки. Бабочка опять стала очень красивой, и мотылёк подарил ей букет цветов.
Для соблюдения здоровьесберегающих принципов минимакса и вариативности в заданной технологии учащимся предлагается комплект разнотипных заданий и предоставляется возможность выбора.
Урок обучения грамоте. Тема: Текст. Заглавие текста.
Первый уровень: предлагается выбрать из имеющихся названий наиболее подходящее.
Второй уровень : попробуй придумать сам название этому тексту.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.
Урок – посвящение.
Тема: И.А.Крылов. Басни. (Проблема человека и времени в произведениях 19 века).
Цели: продолжить работу над темой «Проблема человека и времени в произведениях 19 века», изучить басни Крылова, касающиеся исторических событий его времени (отечественная война 1812 года), понять, почему именно Крылова можно назвать русским поэтом, развивать связную речь и логическое мышление, воспитывать любовь к Отечеству посредством «крыловских» басен.
Фрагмент урока чтения.
- Басни Крылова написаны в 19 веке. Почему басни Крылова современны и поныне?
(В каждой из басен раскрываются «вечные проблемы»: добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и малодушия. Поэтому можно сказать, что характеры и образы басен Крылова универсальны, присущи любому времени. Ведь Крылов не только собрал в басне народную мудрость. Каждая из басен Крылова – образец формулы острополитического мышления. Образы крыловских басен можно приложить к новой политической ситуации, современными событиями. И басня каждый раз будет обретать новую жизнь. Своими баснями Крылов вошёл в повседневную речь, в быт народа. В самых разных случаях жизни нам на ум приходят образы из басен Крылова, его афоризмы. Мы видим иногда слона и Моську, Стрекозу и Муравья среди нас самих. Поэтому басни Крылова всегда современны).
В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и по возможности намечаются цели последующей деятельности. Определяются задания для самоподготовки.
Использую индивидуальные домашние задания, творческие домашние задания.
В домашнем задании нужно было сосчитать количество согласных букв в «Песне о вещем Олеге», а именно, к, п., т, ж, м, ф. Чем вы объясните отсутствие ф? Перелистайте «Сказку о попе...», среди множества различных букв ф не встретите. Как вы это можете объяснить?
Ответ: исконно русских слов на ф нет, только иноязычные. Отсутствие иноязычных слов в произведениях говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих писателей.
Технология деятельностного метода требует от учителя творческого подхода к организации уроков, продуманности каждого его этапа.
Активное применение здоровьесберегающей технологии деятельностного метода и техник педагогической поддержки, безусловно, влияют на самочувствие и настроение учащихся, сохраняя их психическое, а отсюда и физическое здоровье.
Выводы.
- Использование на уроках техник и приёмов педагогики поддержки совместно с технологией деятельностного метода позволяет решать следующие задачи здоровьесбережения:
- Снижение нервно-психической нагрузки учащихся.
- Создание на уроке положительного психо-эмоционального настроя.
- Осуществление комфортного перехода от незнания к знанию.
- Уроки с использованием технологии деятельностного метода позволяют выходить за рамки школьного учебника, оптимизировать учебный материал, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Одновременное использование с ней приёмов и техник педагогической поддержки дало высокие результаты сохранения душевного здоровья, а именно отсутствие психологической напряженности, тревожности, хронической усталости, присутствие хорошего самочувствия и мотивированного отношения к учёбе, 100 % адаптации к обучению в школе.
- Совместное использование техник и приёмов педагогической поддержки младших школьников и технологии деятельностного метода оптимально сочетается для приобретения фундаментальных знаний, социальной адаптации, успешности личности, её психического и физического здоровья.
Заключение
Заниматься психолого – педагогическим исследованием для меня оказалось трудно, но интересно. Внешней, временной проблемой в использовании техник педагогической поддержки оказалось то, что результат не был мгновенным, ощутимый результат по сохранению здоровья школьников пришлось ждать долго, проводить большую диагностическую работу. Основная трудность, с которой я столкнулась при использовании технологии деятельностного метода, заключается в необходимости тщательного отбора содержания урока для постановки проблемы, что требует значительных временных затрат при подготовке урока. Здоровьесберегающими технологиями, также как и техниками педагогической поддержки должен владеть не только учитель начальных классов, но учителя среднего и старшего звена. Для меня в исследовательской деятельности важен не только конечный результат, но прежде всего процесс движения к познанию.
Литература
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Политиздат, 1994. — 238 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. — 479 с.
3. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В.В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, Т. 1. 1983. — 391 с. Т. 2. 1983. — 318 с.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
5. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. — 2001. — № 1. — С. 3—6.
6. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования/ Л.Г. Петерсон. – М:УМЦ «Школа 2000…», 2003. – 16 с.
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
8. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В.А. Сухомлинский. - М.:Педагогика, 1997.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
проверила:
Слинкина Л.С.,
руководитель ШМО,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.