Лариса Александровна Коротаева, 04.05.2011 14

Эссе "Мои принципы воспитательной работы"


В статье представлены личные принципы воспитательной работы в школе,
позволяющие управлять воспитанием учащихся.


Обсудить статью (уже 14 коммент.)
Опубликовать свой материал
Коротаева Лариса Александровна
классный руководитель
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Пыть - Ях


Общие цели воспитания.


Воспитание в целом и воспитательную деятельность нужно понимать как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию, интериоризации культуры и гуманного социального опыта, самостоятельной выработке гуманных ценностей и мотивов;  как деятельность педагогов и родителей по преобразованию существующей среды жизнедеятельности ребёнка в среду, благоприятную для максимального развития его существенного потенциала; индивидуализации и гражданского становления.

Что важнее, что сильнее в практической педагогике: личность воспитателя или хорошая педагогическая методика, человек или технология?

Слово «технология» в педагогике последний лет популярно. Но отношение к этому слову разное. Для одних учителей технология – это нечто серьёзное, твёрдое, машинное, мёртвое – превращение людей в роботов. Для других технология – символ упорядоченности, личности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогического действа.

Я придерживаюсь позиции второй группы педагогов.

Вопрос о целях воспитания весьма непрост. В силу органической взаимосвязи всех элементов воспитания, если перед педагогом стоит грамотно сформулированная цель или задача, он будет искать средства для её решения (т.е. выбор содержания, форм, методов и т.п.), а если неграмотно поставлена задача, то это не может не сказаться на всех других звеньях процесса, в том числе и на результате.
Цель – осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Существуют и другие определения цели. В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается, насколько она актуальна и своевременна.

В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, понятна ими. Это достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований:

 

  • диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников воспитательного процесса, а также условий воспитательной работы;
  • реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учётом конкретных ситуаций;
  • направленность на результат, выявление результатов достижения цели, что возможно, если чётко, конкретно определены цели воспитания.

Природа ребёнка, его «Я», «Это» самоактивно и наделено определённым потенциальным уровнем воли, поэтому «Это» избирательно отвергает одни воздействия, воспринимает другие, вступает во взаимодействие с третьими. Сущность «Это» обуславливает такую стратегию воспитания, при которой ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само воспитание – как специфический вид духовных отношений, как взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социального становления.

При отборе конкретного содержания воспитания в каждой школе и конкретном классе следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику и уровень развития класса как коллектива, воспитательную ситуацию в школе и данном конкретном классе, тенденции воспитанности конкретных детей, общешкольные и общеклассные традиции. Содержание воспитания не может не отражать специфику содержания образования и особенности организации общеобразовательного процесса школы.

 

 

 

Оптимальное воспитание.


Оптимальным считаю то воспитание, которое не только отражает поставленные задачи, опирается на всемирный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей (чем более доступно ребёнку и чем полнее отвечает его личностным смыслам содержание воспитания, тем выше его воспитательный (процесс) эффект  тем быстрее и меньшим числом видов деятельности можно доставить поставленных целей), но реализуется на основе «дефицитного резуса», т.е. путём актуализации содержания. Уместно подчеркнуть, что в данном случае речь идёт о выборе конкретных видов деятельности, содержательных линий воспитания, а не направлений.

Кроме того, не отрицая известную истину о том, что в воспитании нет мелочей, невозможно её заметить, что в конкретной ситуации, в данный момент, «здесь и сейчас» важность реализации данных компонентов содержания преобладает над другими и является условием успеха.

 

 

 

 

Методическая основа образовательной деятельности.


Мою методическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельный подход, поэтому при отборе содержания воспитания важно учесть базовые педагогические процессы:

 

 

 

1. Педагогическая поддержка ребёнка как человека: содержание его телесного и душевного здоровья, соблюдение его прав и свобод, развитие его субъективности и нравственности, забота о его личностном развитии;
2. Культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализующие чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры;
3. Социализация, т.е. вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовности и практических потребностей, формирование «концепции жизни», помощь в жизненном самоопределении;
4. Развитие индивидуальности, т.е. самобытности личности, её творческого потенциала, становления;
5. Духовно-нравственное развитие личности, т.е овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Принимая во внимание выше изложенные научно-педагогические взгляды, я считаю, что решить сверхсложные задачи воспитания детей в современном эгоистическом, агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности.

 

 

 

Компоненты воспитания.

Своими компонентами воспитательной деятельности считаю:

 

 

 

  • Общественные идеи, ценности, идеалы, мотивы, установки, педагогическое целеполагание.
  • Набор природных и вещественных компонентов, подчинённых воспитательным целям;
  • Механизмы избирательного взаимодействия школьной воспитательной системы с социумом в целях педагогизации среды.

Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов воспитания, которые также являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности ученика.

 

 

 

Принципы воспитательной работы.


1. Принцип центрации воспитания на развитии личности.
Процесс воспитания общности детей может рассматриваться как средство развития личности с признанием её безусловного приоритета по отношению к группам и коллективам. Ограничение приоритета личности возможно лишь настолько, насколько оно необходимо, чтобы обеспечить права других личностей.
Естественно, что рассматриваемый принцип требует демократического стиля взаимодействия субъектов воспитания, и его реализация предполагает осуществление личностного подхода в воспитании.

2. Принцип природосообразности воспитания.
Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы и самого себя.
В соответствии с этим, ребёнка надо воспитывать не только как мужчину и женщину определённого возраста, не только как жителя конкретной страны и члена определённых этноса и общества, но и как гражданина мира. То есть, развивая человека, возвышая его потребности, необходимо выводить человека за пределы его «Я» и ближайшего социума до осознания проблем различного уровня, включая общепланетарные.

Принцип природосообразности предполагает, что содержание, методы и нормы воспитания, стиль взаимодействия учителя и учеников учитывают необходимость определённых половых и возрастных дифференциаций как образования, так и организации жизнедеятельности различных общностей детей. В независимости от пола и возраста необходимо формировать у человека установку на сохранение здоровья и здорового образа жизни, а также навыка выживаемости в экстремальных ситуациях.

3. Принцип культуросообразности.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур. В соответствии с этим принципом перед воспитательной системой стоит задача приобщения ребёнка, подростка к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, политической, региональной, сексуальной, интеллектуальной, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе).

4. Принцип равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной работы.
Модуль представляет собой ценностных компонент, направленный на реализацию основной цели воспитания, способный выполнять как самостоятельную функцию, так и активно действовать в рамках всей системы.

Если замечена дисгармония во взаимодействии элементов воспитательной работы, требует целенаправленного усилия по изменению традиционных взглядов педагогов на сферу неформального общения как на второстепенную.
5. Принцип педагогической инверсии.

Суть принципа педагогической инверсии состоит в том, что на разных этапах развития ребёнка основное и дополнительное меняются местами. Уметь почувствовать, что в данный момент для ученика является смыслообразующим, умерить свой педагогический пыл, деликатно уступая место, чтобы затем, в нужный момент, перехватить эстафетную палочку, передав её впоследствии кому-то третьему,- за всем этим учительская мудрость, профессионализм, достоинство, чувство педагогического ансамбля и всё та же много парадигматическая метакультура.

Из всего этого необходимо сделать вывод, что необходимо расширять педагогическое поле. Тогда различные мастерские, кружки и прочие творческие объединения станут помощниками классного руководителя.

 

 

Направления в работе, как классного руководителя.

В воспитательной работе считаю, что целесообразно работать по направлениям, которые способствуют развитию кругозора учащихся:

1. Здоровье - защита и сохранение, и укрепление физического и психического здоровья ученика.

 

 

 

•    Сотрудничество с медицинским персоналом.
•    Консультации для родителей учащихся и учителей-предметников.
•    Организация просветительской работы с учащимися.
•    Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культурой и занятиям спортом.

2. Нравственность-воспитание у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимание смысла человеческого существования.

 

 

•    Воспитание интереса ученика к самому себе, желания самосовершенствоваться.
•    Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
•    Воспитания умения  и желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям.
•    Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

3. Досуг-развитие инициативы, самостоятельности, ответственности школьников.

 

 

•    Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной сфере.
•    Консультативная помощь школьникам при выборе кружков, клубов, секций и т.д.
•    Организация различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
•    Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.

4.Семья-просвещение семьи и сотрудничество с родителями.

 

 

•    Изучение семей учащихся.
•    Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
•    Совместное проведение досуга.

5. Интеллект - развитие интеллектуальных умений учащихся класса.

 

 

•    Изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
•    На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.
•    Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
•    Организовать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

6. Общение-передача детям опыта социального общения.

 

 

•    Изучение положения каждого ребёнка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
•    Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
•    Изучение с детьми исторического опыта взаимоотношений людей.
•    Обучение школьников позитивному общению в коллективе.
•    Организация просвещения и консультирования родителей по данной проблеме.

 

 

Перспективный план в работе.

 
В своей работе я использую перспективный план, который беру за основу при составлении плана воспитательной работы. На момент его составления у меня уже практически готова основная часть плана. Этот перспективный план можно использовать неоднократно, можно что-то убрать, а что-то добавить, тем самым выстраивая цепочку от класса к классу. (см. приложение №1). В зависимости от плана школы мой план может измениться.

На ряду с этим одним из принципов успешной работы считаю соблюдение традиций, которые выполняем каждый год.

 

 

 

Традиции класса.

            
1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2.Вступительное сочинение (октябрь) «Моя школа в моей жизни». Заключительное сочинение (май) «Самый интересный урок в этом году».
3.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения. Два раза в год «Праздник добрых пожеланий» (день именинника).
4.Совместно с родителями встречать Новый год.
5.Два раза в год проводить совместные родительские собрания, открытые уроки для родителей.

 

 

 

 

Законы жизни в коллективе.


1. Учись чётко говорить о своих ошибках.
2. Будь объективным к себе и другим.
3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
4. Умей сопереживать.
5. Проявляй терпение и терпимость.

 

 

 

 

Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.


1. Неформальное взаимодействие.
2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребёнку.
3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.

 

 

 

 

Самоуправление в классе.


Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.

Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Общее классное собрание каждый год выбирает командира класса, который руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. Здесь же выбирается актив класса и ответственные помощники.

На заседаниях актива решаются следующие вопросы:

 

 

 

  • Вопросы текущего дня;
  • Обсуждение нарушений дисциплины;
  • Составление планов работы;
  • Подведение итогов работы;
  • Вопросы о поощрениях и «взысканиях» учащихся.

Актив класса непосредственно работает под руководством классного руководителя, родительского комитета.

Таким образом, ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащегося.

Полноценная работа классного руководителя не мыслима без работы с родителями, которые способствуют развитию их ребёнка как личности, через воспитательную работу. Это отдельный, серьёзный вопрос, который я сейчас затрагивать не буду.
В заключение хотелось бы отметить, что в своей работе я выделила для себя принципы работы, которые основаны на общих принципах воспитательной работы, т.е. не отступая от правил и норм воспитательного процесса с точки зрения классного руководителя.

Благодаря выделенным для себя принципам, которые облегчают работу классного руководителя, можно заранее предусмотреть результат по некоторым вопросам.

Например:

 

 

  • т.к. ребята проживают, в основном, в пределах одного микрорайона, а значит, знают друг друга, то уважительно относятся друг к другу, следовательно, меньше конфликтов и появляются союзники – родители;
  • можно заранее установить связь с детьми и родителями, тем самым решить вопрос преемственности;
  • работу можно строить, учитывая возможности семьи и семейные традиции;
  • в 5-й и 10-й класс попадают ребята из других классов, которых нужно не упускать из виду и помочь им в «приспособлении» к данному коллективу.

Но, несмотря на всё это, классный руководитель, как никто другой, способствует заложению «фундамента» в воспитании и становлении ребёнка как личности, «изобретая» свои подходы к ребёнку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Сентябрь.

 

 

1.Наблюдение за учащимися. Первые впечатления.
2.Создание актива класса.
3.Изучение с учащимися правил поведения в школе.
4.Участие класса в общешкольных осенних соревнованиях.
5.Участие класса в трудовых операциях.


Октябрь.

 

 

1.Диагностика состояния здоровья учеников.
2.Социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе.
3.Праздник «День учителя».
4.Участие класса в спортивных соревнованиях школы.
5.Праздник школьных СМИ.
6.Родительское собрание «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».


Ноябрь.

 

 

1.Итоги первой четверти - классный час.
2.Диагностика нравственности воспитания.
3.Час общения.
4.Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?».
5.Родительске собрание «Возрастные особенности подростков». Анкетирование
6.День государственной символики России.


Декабрь

 

 

1.Диагностика интеллектуального потенциала школьника. Изучение учебной мотивации.
2.Час общения «Мир моих увлечений».
3.Анкетирование «Направленность на творчество».
4.Классный час «Профилактика вредных привычек».
5.Родительское собрание «Советы для родителей».
6.Новогодний праздник.


Январь.

 

 

1.Праздник «Восходящая звезда класса».
2.Классное собрание «Не позволяй душе лениться».
3.Участие в спортивных мероприятиях.


Февраль.

 

 

1.Классное собрание «Наши планы на самую длинную и трудную четверть».
2.Праздник строя и песни.
3.День военно-патриотического воспитания. Многоборье «Витязь».
4.Родительское собрание «Взаимоотношение родителей и детей».


Март.

 

 

1.Неделя детской книги.
2. Праздник для мам, бабушек, девочек.
3.Конкурс красоты и грации «Артемида».
4.Подведение итогов четверти.


Апрель.

 

 

1.Вечер юмора и смеха.
2.Участие класса в параде школьных наук (предметные недели).
3.Родительское собрание «Причины отсутствия познавательного интереса у учащихся».


Май.

 

 

1.Никто не забыт, ничто не забыто» (встреча с людьми, пережившими ВОВ, с ветеранами современных воин).
2.День именинника. Праздник добрых пожеланий.
3. Итоги года и четверти - классный час.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 svetbalt64 • 08:58, 01.04.2016
Работа понравилась. Вот только не соответствует современным "требованиям воспитательной работы". Сейчас объясню: теперь, в основном, в школе действует одно направление воспитательной работы-МЕРОПРИЯТИВНОЕ, Т.Е. О РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СУДЯТ ПО КОЛИЧЕСТВУ МЕРОПРИЯТИЙ, В КОТОРЫХ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ КЛАСС (БЕСКОНЕЧНЫЕ КОНКУРСЫ, ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ). Доходит до идиотизма: в конкурсе рисунка или поделки класс не участвовал, но победил в социальном проекте в районе. Однако проект не вошел в рейтинг, а рисунок-то про птичку не нарисовали! Всё. Рейтинг класса опускается. У нас экран рейтинговый каждую четверть вывешивают. А то, какую работу кл.рук. внутри класса проводит, никого не интересует. Получается, что никому не нужна кропотливая и невидимая работа кл.рук.! Завуч так и сказала мне, что по мероприятивному направлению легче контролировать работу педагога. Только вот в классах, где 100% участие в рейтинговых (есть и не рейтинговые!) мероприятиях, все чаще происходят конфликты между детьми, а также между детьми и педагогами.
avatar
13 Миклухо • 11:14, 11.08.2011
"Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований"
25 копий в Гугле.
avatar
12 Ckorpions • 23:58, 09.08.2011
Уважаемая Лариса Александровна! Материал интересен. Благодарю!
avatar
11 Татьяна6810150 • 01:53, 01.07.2011
В практической педагогике личность воспитателя на мой взгляд является всегда решающей. А разнообразные методики,как свои собственные, так и приобретенные, планы воспитательных работ, лиш в помощь ярким личностям.
Приятно было читать вашу работу.
avatar
10 Никса • 21:44, 16.05.2011
Мероприятия давно известные,много лозунгов - мало практики конкретной.
avatar
9 Larimar • 18:49, 15.05.2011
Лариса Александровна! Большое спасибо за предоставленный материал! Успехов в работе!
avatar
8 Anellena • 19:55, 14.05.2011
Уважаемая Лариса Александровна! Материал действительно очень грамотный и интересный. Удачи вам в работе!
avatar
7 shnuro4ek • 13:33, 12.05.2011
1925
avatar
6 Марточка • 18:51, 11.05.2011
Лариса Александровна! очень интересная статья. Все четко и грамотно сформулировано. Большое спасибо.
avatar
5 Marina7442 • 21:06, 10.05.2011
Материал грамотный, можно использовать в работе. Только мероприятий, в которых участвуют родители мало. Без участия они не будут заинтересованы в общем деле.
avatar
4 elena-kuzmina • 18:41, 05.05.2011
Уважаемая Лариса Александровна! Ваш материал грамотный и реалистичный, по сути готовый план воспитательной работы с детским коллективом (даже взяла некоторые аспекты программы в свою копилочку). Спасибо!
avatar
3 ЕленаА • 12:36, 05.05.2011
Хотелось бы прочитать об этом на простом языке и с практическими примерами.
avatar
2 elena399 • 04:59, 05.05.2011
Про воспит работу пишут обычно одинаково - с обилием научных терминов! А хотелось бы - простым языком с практическими примерами!
avatar
1 интерсептор • 20:21, 04.05.2011
Стиль очень тяжелый для понимания.