Юлия Михайловна Баданина, 02.06.2012 8

Эссе "Педагогическая деятельность относится к сфере науки или к сфере искусства?"


Я очень люблю свою работу. На мой взгляд, нет другой такой судьбоносной, такой предопределяющей профессии (я не беру в расчёт профессии от которых зависит наша жизнь). В этой работе я рассуждаю на тему о принадлежности труда педагога к сфере науки или к сфере искусства.


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал
Баданина Юлия Михайловна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)
начальная школа-детский сад №2 города Нерюнгри
 
Эссе «Педагогическая деятельность относится к сфере науки или к сфере искусства?»
 
«Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею»
М. Куторга.

«Искусство (ехperimentum) - опыт, проба»
Перевод с латинского.
 
«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»
Л. Н. Толстой.

Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».

При рассмотрении данной темы, на мой взгляд, необходимо обозначить некие критерии, согласно которым, в последствии, мы и сделаем заключение о принадлежности педагогической деятельности к одной из указанных сфер (или, соответственно, к обеим).

Сразу оговорюсь - я лицо не только заинтересованное (в силу принадлежности к данной профессии), но и абсолютно уверенное в том, что деятельность педагога не просто принадлежит к сфере искусства – она и есть искусство.

Но об этом позже, а сейчас давайте обратимся к теории вопроса.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. [1]

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

Например, профессор А. И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство... » [5].

К.Д. Ушинский отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

«Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петрович Блонский, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика». [4] Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко.

Но, наиболее созвучны с моей внутренней позицией слова педагога С. Соловейчика: "Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”. [3]

Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?

И разве не искусство - умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

А основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть педагогическая наука.

Таким образом, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!

Я каждый день ощущаю себя и актрисой и учёным, и учителем и учеником, а самое главное – творцом нашего будущего поколения. И тут уж, поверьте, и без науки, и без искусства – никуда…

Список используемой литературы.
1. Хрестоматия по истории педагогики /Сост. Г. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С.
А. Фрумов. Т. 2, Ч. 1., М., 1940. С. 88.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.- 212с.
3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. – 220c.
5. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.- 145с.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Работа на конкурс не принята.
avatar
[14:41:49] Bi Найдено 7% совпадений по адресу: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00055931_0.html

[14:41:49] Bi Найдено 7% совпадений по адресу: http://obychal.ru/otvety-....ti.html

[14:41:50] Bi Найдено 7% совпадений по адресу: http://englishschool12.ru/publ....-0-4747

[14:41:50] Go Найдено 19% совпадений по адресу: http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/12

[14:41:50] Go Найдено 24% совпадений по адресу: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov11.html

[14:41:50] Bi Найдено 6% совпадений по адресу: http://www.e-reading.org.ua/chapter....ii.html

[14:41:51] Bi Найдено 6% совпадений по адресу: http://fictionbook.ru/author....?page=1

[14:41:53] Go Найдено 9% совпадений по адресу: http://495time.ru/pedagogika/27/

[14:41:53] Qi Найдено 3% совпадений по адресу: http://www.ahmerov.com/book_55....ja.html

[14:41:53] Qi Найдено 10% совпадений по адресу: http://www.pedagogikafine.ru/pedagogs-231-1.html

[14:41:53] Qi Найдено 3% совпадений по адресу: http://xreferat.ru/71....i-obuch ayushihsya-nachal-nyh-klassov-na-vneklassnyh-zanyatiyah.html

[14:42:02] Bi Найдено 27% совпадений по адресу: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00074886_0.html

[14:42:03] Bi Найдено 7% совпадений по адресу: http://prof-teacher.ru/gpd....sleniya

[14:42:03] Qi Найдено 9% совпадений по адресу: http://www.referatbank.ru/referat....ya.html

[14:42:03] Qi Найдено 27% совпадений по адресу: http://www.CoolReferat.com/%D0%9F%....D1%83%D 0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

[14:42:03] Qi Найдено 9% совпадений по адресу: http://www.pedlib.ru/Books/1/0475/1_0475-198.shtml

[14:42:04] Bi Найдено 6% совпадений по адресу: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00001552_0.html

[14:42:04] Bi Найдено 1% совпадений по адресу: http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d5&directory=6

[14:42:16] Уникальность текста равна 43%
avatar
Вы не указали источник текста: " Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
А основа учительского мастерства - знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности"
avatar
Вы не указали источник текста: "- умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал"
avatar
5 асард • 15:44, 02.06.2012
Здравствуйте! Скажите,пожалуйста, на конкурс принимаются эссе или сочинения? Ведь эссе и подразумевает некий анализ мнений известных людей по данному вопросу. Или моя ошибка лишь в том, что я не указала источники указанных Вами слов и, после корректировки, работа будет принята?
avatar
Здравствуйте! Ваша работа на 57% состоит из слов других людей, это не сочинение и не эссе, это просто не авторская работа. На конкурс принимаются авторские работы. Автоскими мы считаем те, где цитаты занимают не более 30% текста.
Вы можете отправить на конкурс любое количество авторских работ в любые номинации.
avatar
7 асард • 17:48, 02.06.2012
Спасибо за ответ. Я, к сожалению, не дождавшись Вашего ответа с небольшими изменениями отправила работу снова. Если это возможно, пожалуйста, удалите обе, а я попытаюсь написать на эту тему ещё раз, с учётом замечаний. Заранее благодарна.Ю.М.
avatar
Удалять опубликованное не будем.