Ахмедова Елена Валентиновна, 12.06.2012 1

Эссе «Ступени успеха учителя новой школы»


Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа» предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, учитель Новой школы? В чём кроется его успех? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Часто задаю себе вопрос: а могу ли Я назвать себя учителем Новой школы?

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Ахмедова Елена Валентиновна
Учитель математики и информатики,
заместитель директора по УВР
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
города Осташкова Тверской области.
Педагогический стаж 20 лет, категория высшая
Счастье в том, чтоб свое сердце отдать другому.
Рабиндранат Тагор

Этот год для меня юбилейный – двадцать лет в школе. Время подведения некоторых итогов. За это время произошло немало событий в моей жизни, в жизни школы, в жизни страны. Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни, в том числе реформируется школьное образование. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа» предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, учитель Новой школы? В чём кроется его успех? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.

Часто задаю себе вопрос: а могу ли Я назвать себя учителем Новой школы? Я постоянный активный участник конференций, семинаров разного уровня, региональных конкурсов и грантов, мои дети победители областных конкурсов, имеют шесть международных сертификатов и тринадцать сертификатов европейского качества. Что ещё? У меня любимая работа. Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. За эти годы, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много!.. Часто заходят в гости на чашку чая мои дорогие выпускники. Рассказывали о своих успехах. Настя Канарейкина досрочно сдала сессию и ездила в Лондон, совершенствовала свои знания. А теперь будет учиться и работать в солидной фирме. А ведь только недавно радовались её победе: она набрала сто баллов из ста на вступительном экзамене по информатике в МТУСИ и 70 баллов из 100 в МЭСИ! А потом вместе с мамой у меня дома за чашечкой чая мы вместе долго рассуждали, ну в каком же ВУЗЕ ей остаться. Мой Паша Бологов летом проходил практику в нашей больнице. Алина Соколова осуществляет свою мечту, и скоро станем замечательным воспитателем, приведу к ней внука. Алинка Новак учится в Китае, но постоянно приходит в гости, как только приезжает на каникулы домой. Ксюша Перехрестюк прошла в январе прошлого года у меня стажировку, и теперь как и я, учит детишек. Прошло всего три года, они почти не изменились, но уже стали такими взрослыми. Здорово! В этом то и кроется учительское счастье, труд учителя не пропадёт даром, а прорастёт в последователях, в учениках. Уже двое молодых учителей информатики в школах нашего города - мои ученики, они и практику проходили у меня. Коля Михайлович работает учителем информатики и руководит информационным центром МБОУ «Гимназия №2», Света Точилина пришла работать учителем информатики к нам в школу. Мы постоянно поддерживаем с ним дружеские отношения, теперь мы коллеги.

Счастливый ли я человек? Я учитель! Быть учителем – это любить и быть любимым, это учить и учиться, развивать и развиваться, сопереживать и радоваться успехам других, нести ответственность. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. Он открывает дверь в страну творчества, в страну знаний. И в этом нам здорово помогает создание проектов, она способствует успешности и самореализации личности. А как много интересных тем и проектов придумывают ребята. В этой жизни нет скуки, праздности – это движение вперёд. Жизнь учителя – гражданский подвиг, результат – свободная, компетентная, яркая личность ученика – патриота России. И видя сияющие глаза ребет, понимаешь значимость профессии УЧИТЕЛЬ!

Навсегда остались в памяти слова В.Астафьева: «… фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил». Новая школа – это новый учитель, который соответствует в первую очередь требованиям времени. Значит, он должен быть мобильным, актуальным. Сегодня разрабатываются новые образовательные стандарты. Хороши они или плохи, пока рассуждать рано. Еще есть время для обсуждений, эксперимент продолжается. На мой взгляд, самое главное в новых стандартах – широкое творческое поле для учителя. Правила прописывают результаты обучения, условия и структуру образовательных программ. Все остальное должен выстроить педагог. От того, насколько хорошо он выстроит систему, сможет вовлечь детей и родителей в образовательный процесс, и зависит качество обучения и воспитания.

Новая школа, в моем представлении, это школа, в которой царит атмосфера доверия и искренности. А для этого надо жить, не жалея себя, проживая каждое мгновенье своей жизни, наполняя ее служением Родине, Отечеству, Богу, вписывая свою букву в этом мире информационных технологий, стремясь создать свой образ, зажечь огнем творчества своих учеников и коллег. Создание информационного пространства образовательного учреждения, учителя и ученика в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». И мне ясно, учитель Новой Школы всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится дистанционно, учится, когда передаёт свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты, проекты, исследования, анализирую, обобщаю и снова ищу. Стараюсь пробудить и в моих милых учениках те же чувства, ту же тягу к познаниям, тот же оптимизм.

А ученики то у меня, не только школьники. Вот уже пятый год, являясь тьютором. учу информационным технологиям учителей не только нашего района, но и Фировского, Пеновского, Селижаровского, Андреапольского, Кувшиновского. Школа наша – базовая, информационно – консультационный центр округа, вот и идут к нам детки из начальных школ округа, поучиться в информационном центре. Приходится много учиться и самой, учиться дистанционно в академии Ай-Ти. Теперь помогаю освоить новые операционные системы Linux и MAC OS педагогам района и округа, чтобы они свободно выкладывали свои уроки в Виртуальной школе области для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. А следом за детьми пришли учиться и их родители, а также многодетные мамы. «Вдогонку за внуками» начали осваивать просторы интернета и бабушки с дедушками. Такую социальную программу я осуществляю совместно с органами социальной защиты. Поистине в наш Век учатся ВСЕ.

Разбудить мысль ученика способен учитель-личность, учитель-профессионал, учитель-гражданин, учитель-ученик, учитель-исследователь. Вот они – пять степеней учителя, по которым я поднимаюсь к ученику.

Двадцать лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно. Надеюсь, что обязательно получится сделать своих учеников добрее, мудрее, научить видеть прекрасное вокруг, быть чуткими к чужим проблемам, искренними и открытыми в своих чувствах. Быть может, задача не из простых, но у меня есть мощные союзники – доброта и понимание.

Я стараюсь услышать, понять каждого своего ученика, найти самые сокровенные струнки его души. Как мне близки слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». На свете нет неспособных детей, а есть глухие и слепые взрослые, которые не хотят верить, что ребенок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть и таланты.

Как догадаться, каким должен быть ребенок в XXI веке? Как вырастить здоровое поколение? Как сориентировать его в будущее? Ответов много, но я думаю, что здоровье - эта та драгоценность, на которую не стоит жалеть ни времени, ни сил. Воспитывать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня, чтобы наше будущее было хорошим и цивилизованным завтра, в этом я вижу миссию учителя Новой Школы. И я буду беспокоиться о своих детях, буду искать пути их нравственного и физического самосовершенствования, иначе, как говорил Чингиз Айтматов: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днём моей жизни». Поэтому уже третий год на классных часах у нас проходят заседания «академии здоровья». Тут всё: и исследовательские проектные работы, и путешествия по виртуальному пространству, и необычные факты. Темы важные, интересные и очень полезные. Стараюсь опробовать всё новое и показать это своим детям, вести мониторинг и статистику во много помог электронный журнал класса, первый в школе.

Чтобы я хотела видеть в своих учениках? Побольше добра, толерантности, благодарности, свободного мышления умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению, творчеству, быть компетентными в своей работе и еще много других качеств, а главное, чтобы каждый стал личностью, яркой индивидуальностью. Я учусь у моих детей милосердию, чуткости и тонкости взаимоотношений, разнообразию видения МИРА. Хотя собственной фантазии мне вполне хватает, их – несомненно ярче и богаче. Дети учат быть Личностью. Только успешный учитель может воспитать творческую, неординарную личность. Как я многого хочу и жду от них, так и они многого хотят и ждут от меня. Это счастье – обоюдная оправданность желаний и ожиданий.

Смогу ли я научить моих ребят верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя XXI века, тем более что современная школа многого требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и педагогической грамотности, и компетентности. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Как догадаться, каким должен быть ребенок в XXI веке? Как вырастить здоровое поколение? Как сориентировать его в будущее? Ответов много, но я думаю, что здоровье - эта та драгоценность, на которую не стоит жалеть ни времени, ни сил. Воспитывать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня, чтобы наше будущее было хорошим и цивилизованным завтра, в этом я вижу миссию учителя Новой Школы.

Вот и понимаешь, чтобы «учитель Новой школы» - это профессионал, исследователь, новатор, наставник, ученик, творец, человек активной жизненной позиции и гражданин.

Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь любознательность в их глазах? Не пропадёт ли у них желание удивляться? Все это в моих руках!

Хочется свое эссе закончить словами Ш. А. Амоношвили: «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю детям тепло своей души.

И всё же при всей моей загруженности и активности, у меня есть то главное, что является опорой в жизни и помогает мне во всем. Это моя большая семья. У меня мама – педагог со стажем, два замечательных сына, муж, внук и внучка. Находясь рядом с ними, понимаешь, что жизнь прекрасна!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Работа на конкурс не принята, т.к. опубликована на другом сайте. При желании можете заказать свидетельство о публикации и предложить работу в сборник.
[Материал]