Мальцева Ольга Станиславовна, 25.06.2012 1

Эссе "Мой выбор"


Вы на пороге выбора профессии? И не можете определить, какая профессия будет нужна через пять лет? Есть однозначный ответ - учитель! И хотя в наше время эта профессия непривлекательна для молодых ребят, без молодого учителя школа умрет. Размышляя о своем выборе, пытаюсь показать исключительные стороны важнейшей профессии на Земле.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Мальцева Ольга Станиславовна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
руководитель школьной телестудии «МОСТ»
МБОУ «Гимназия №8» г Ангарск
Педагогический стаж работы – 25 лет

 

Сегодня ученики выбирают будущую профессию. Чаще всего в их разговорах звучат слова: «инженер», «менеджер», «специалист по работе с общественностью»... Некоторые отдают предпочтение профессии врача, юриста. Но никто даже не проговаривает о возможном поступлении в педагогический университет. Никто не мечтает о профессии УЧИТЕЛЬ. В школу не приходят молодые учителя. А если и заглядывают, то не остаются.
 

Свой выбор я сделала давно. (Правда иногда люблю поразмышлять: а правильно ли я сделала). Я – «училка». До мозга костей. Даже в тех ситуациях, в которых можно забыть о профессии, не успеваю замолчать – профессия выскакивает из меня как черт из табакерки, и я начинаю вмешиваться, учить, добиваться справедливости…

Но как, скажите, пройти мимо, когда маленькие дети ругаются матом и просят сигаретку, как сделать вид, что не видишь, если парни на виду у всех бьют одного, как промолчать, когда взрослые, забыв обо всем, напиваются и выясняют отношения при детях… Сколько раз попадала в трудные ситуации только лишь потому, что «не могу иначе» … Но ведь «добру и злу» внимать равнодушно, «не ведая ни жалости, ни гнева» - это есть смерть души или «паралич души», как уверял А. Чехов.

А профессия Учитель на клеточном уровне вырабатывает личную ответственность за все происходящее на Земле.

Я учитель с большим стажем. И этот стаж, наверное, объединил меня с профессией уже навсегда. Я несу на себе школу, школьные проблемы как черепаха панцирь… Тяжело, давит – а не бросишь… Потихоньку переставляешь ноги от груза неподъемного, а жизнь мимо тебя, кажется, проносится. Там совсем другие скорости… И, очень часто, другие ценности… А ты можешь только остановиться, высунуть голову, пристально всматриваясь в то, что вокруг… Провожая детей в эту чужую жизнь, выпуская их из школы, мы даем советы, но самим в этой жизни нам места не найти, ведь мы можем только УЧИТЬ.

Учить же с каждым годом становится все труднее. Русский язык для современного поколения потихоньку превращается в иностранный, а литература, как искусство слова, стала предметом наитруднейшим, ведь слов у детей в запасе совсем не остается. Да и книги читают единицы. И чтобы умственный труд для ребенка стал «возможностью самовыражения личности» (В. А. Сухомлинский)[1], придется долго искать ту «зацепку», через которую можно будет возродить интерес к предмету и пробудить чувство гордости за свои успехи.

И на этом пути хороши «живые», понятные современным детям формы работы. Ученики всегда откликаются на что-то необычное, интересное. Пресс-конференция со знаками препинания? Ну, ладно. Ночь в библиотеке? Да! Ток-шоу с родителями по прочитанным книгам Анатолия Алексина? Интересно! Клуб любителей фантастики? Да-да! А может, отправимся искать Таинственный остров? Конечно!!!

Какая профессия еще способна так развивать собственный творческий потенциал?

Профессия проросла в меня, потихоньку, кажется, вытесняя собственную жизнь. Как часто педагоги жалуются: дети, свои, кровиночки маму не видели, недополучили ни внимании, ни любви… А муж? Как терпит жену с таким грузом… Не на женщине любимой женился, а на школе. Вот приданное! С работы возвращаешься, всех накормишь и опять за письменный стол. А темы для разговоров? «Опять у меня сегодня Ваня не сделал домашнее задание, а Петров списал проверочную». Кому это интересно, кроме тебя? Чувство вины перед родными постоянное…

Но родные и близкие если любят тебя, то принимают и твой выбор. И тогда твоя семья знает всех учеников в классе. Муж с готовностью (а не обреченно) слушает текст самоанализа и план открытого урока. А дети твои готовы участвовать в классных праздниках, идут вместе с учениками в походы, просят роли в театральных постановках. И от того, что твои собственные дети рядом, ты выкладываешься на 150%. Стараешься и для себя! Какая еще работа поможет так в воспитании собственных детей?

Конечно, не все бывает гладко. И мысли по ночам не дают покоя. Оглядываюсь назад: усилия, вложенные – немыслимые, а отдача? Чья-то жизнь, которая, как тебе казалось, зависела от твоих слов, решений… Глупости все это… Или без тебя бы ученики книгу не нашли, не прочитали, или бы не так поняли? Да они все свою книгу пишут под названием «Жизнь»… И тебе часто кажется, что в этой жизни места для тебя нет.
Вокруг дети, дети, дети… С утра до вечера. Согласные в слове «дети» мягкие, а по сути?… Жесткие отношения, правила выживания диктуются не по – цветочному…

Быть интересной современному поколению и следующему, вызывать уважение, понимать их очень тяжело. И тут важно быть «в теме», заниматься постоянно самообразованием, искать себе новые увлечения: тележурналистика, съемка и монтаж фильмов, анимация, туризм, скалолазание… Если это будет действительно интересно тебе, за тобой обязательно пойдут твои ученики. А живое дело, которое не вписывается в перечень обязательных предметов, как раз и развивает творческие, интеллектуальные задатки подростков, формирует духовный мир молодых ребят и… будущее страны.

Осталось справиться с бесконечными проверками тетрадей, бумагами, отчетами и планами. Совещаниями и педсоветами, методическими советами и планерками, которые проводятся для галочки.

Но если педагогический коллектив в школе подберется молодой и ищущий, а директор готов будет поддержать любые интересные идеи, то работа сможет приносить удовольствие, так как вы будете среди единомышленников. А коллектив единомышленников может осчастливить любую жизнь.

Почему же я выбрала профессию Учитель? Почему не прошла мимо? Почему попытки сменить профессию (в трудные времена, когда совсем не платили зарплату) не имели результата? Трудно сказать. Быть может, по мнению сегодняшних выпускников, мой выбор покажется кому-то странным.

Но завтра я снова пойду в школу. И чем ближе я буду подходить к ней, тем скорее будут исчезать, таять мысли о моем странном правильном - неправильном выборе.

Шум разговоров, отдельные восклицания… Улыбки при встрече. «Здра-а-асти, Ольга Станиславовна!» - разными голосами. Теплая волна захлестнет меня и потянет туда, где давно проходит вся моя жизнь. И радостные живые глаза моих учеников, их вопросы, молодое биение жизни и отражение их молодости на моем лице заставят опять окунуться с головой в такие привычные школьные будни.


Источники
1. http://subscribe.ru/catalog/home.children.pedagogika

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 сана0831 • 23:49, 18.07.2012
Так живо и естественно написано! Очень понравилось! Спасибо вам!
[Материал]