Мария Харина, 17.09.2014 3790 4

Эссе "Один день из жизни учителя литературы"

Люблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал

Смотреть на звёзды и повторять до боли знакомые строки: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.» Куда ни посмотришь, о чём ни подумаешь — тут же в памяти всплывают слова какого-либо классика. Литература безгранична, она как родник, из которого можно черпать живительную влагу русского слова.

Я люблю литературу, люблю перелистывать страницы знакомых произведений, с наслаждением перечитываю понравившиеся строки. И мне очень больно оттого, что в последние годы школьники мало читают. Общению с книгами предпочитают переписку в «контакте». Зачастую знание текста сводится к суррогатному краткому содержанию. Как можно в кратком содержании передать чувства героев, их душевные томления, поиски своего места в жизни?

Каждый раз, проверяя сочинения учеников, я прихожу в ужас. Списанные из различных источников работы. Чужие мысли, чужие слова… С горечью констатирую, что ещё одно произведение прошло мимо ребёнка, не тронуло его душу.

Сегодняшний день не стал исключением. Передо мной очередной «шедевр» — сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Внимательно вчитываюсь в работу, пытаясь уловить смысл:

«Главный герой этой повести Тарас Бульба. Это очень смелый и справедливый человек. У него было два сына, жена. Когда его сыновья выросли, они стали служить в Красной Армии. Но оказалось, что один из них предатель. Он всё узнавал от красных и передавал белым. Когда Тарас узнал, что даже в бою сын убивает своих, то очень рассердился. Он поклялся, что ему предатели не нужны, даже если предатель — собственный сын. Когда во время боя под Дубно Тарас увидел своего сына, то убил его. Конечно, ему было нелегко терять собственного ребёнка, но каждый обязан служить родине. Родной матери.

На самом деле, Тарас Бульба плохо относился к сыновьям, жене. Когда Остап и Андрий приехали навестить родителей, Тарас позвал их к столу, но сначала подрался с ними на кулаках. Потом он сказал жене: «Мы поедем».

К друзьям Тарас относился гордо, требовательно. Тарас выжил после боя, хотя все его товарищи погибли, и осталось несколько человек. Он отомщал белым, когда их видел, то шёл им навстречу с автоматом и стрелял им в тыл.

Когда белые узнали, что Тарас их беспокоит, то начали ходить по всем улицам, а Бульба их убивал. Но вот у него кончились патроны, пришлось уходить из города, но он забыл свою табакерку и вернулся. Он знал, что там его ждут, но не хотел оставлять врагам свой табак.

Он пришёл, взял, а за дверью его уже ждали. Тараса Бульбу взяли в плен и хотели казнить. Но главный сказал: «Сожжём его при всём народе заживо». Вот Тараса тащат к столбу дерева, повесили его и зажгли огни.

Мне понравилось, что Тарас держит своё слово, что он уверен в себе.»

Вот так ученик понял образ Тараса Бульбы. Осталась в стороне трогательная речь о товариществе: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Не проникся ребёнок и чувством патриотизма, который просматривается буквально в каждой строчке произведения. Умирая, казаки славят землю русскую: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Вообще, ученик плохо осознал, в какую эпоху происходят события: красные и белые, автоматы и патроны — всё это явно из другого времени.

Интересно, если бы Н.В. Гоголь прочитал это сочинение, захотел бы он, чтобы его изучали в школе?

Последняя тетрадь проверена, но осталось чувство огорчения и досады.

А.С.Пушкин восемь лет писал «Евгения Онегина», Н.В. Гоголь несколько раз переписывал второй том «Мёртвых душ», но остался недоволен и сжёг его, почему же современные школьники так бездумно марают бумагу, кощунственно относятся к словам?

Завтра будет новый день. Я войду в класс, посмотрю в глаза своим ученикам и начну урок: «Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что Красота спасёт мир, а вот Иосиф Бродский считал, что мир спасёт Слово…».

Об авторе: Харина Мария Васильевна, учитель русского языка и литературы.  Лицей №4 Красноармейского района г. Волгограда.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Иринка0708 • 21:05, 07.02.2015
К сожалению, сейчас школьники не проявляют интереса к чтению с раннего возраста. Они предпочитают смотреть мультфильмы. А все идет из семьи, ведь мало кто из родителей читает книги, мотивируя это тем, что очень устают на работе. А дети всегда стараются скопировать модель поведения взрослых. Современные дети предпочитают общение в соцсетях. Когда читаешь их комментарии, становится страшно.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Volkodaewa2014 • 11:45, 29.12.2014
Хорошая тема. Отличное эссе. Красота спасет мир.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 марьем-доча • 08:22, 16.12.2014
Да, живем в раздрайное время. К великому нашему общему сожалению, не читают наши ученики, мало читают. Помню свое детство. Моя семья всегда много читала.Почтальон ежедневно приносил нам журналы, газеты. Название одного журнала говорит за себя. " Семья и школа". Желание читать, интерес к чтению формируется в семье.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 15:22, 17.09.2014
Мария Васильевна, я понимаю ваше сожаление, но в данном случае мне кажется, что проблема с историей. Если не брать во внимание уроки истории, то на уроке литературы при изучении произведения разве вы не говорили, в какое время происходили события? Это просто историческая неточность. Что же касается отношения к произведению, у Гоголя они все-таки достаточно специфичны, и вот эта грубая сельская жизнь с проверкой сыновей и их убийством просто не оставляет обычным детям другого выбора: какой патриотизм в каждой строке, если все закрывает собой эта грубость и тяжесть быта простого человека того времени. К тому же, произведение достаточно взрослое, чтобы перешагнуть через быт, увидеть что-то более глубокое, нужно ребенку вырасти, чтобы его понять. Гоголь, Пушкин и прочие талантливейшие писали не марали бумагу в детстве? Но ведь ваши ученики, возможно, просто не настолько талантливы, вот и обидно, читая их сочинения? Ребенок высказал свое мнение, открыл свою душу, мне кажется, у вас есть все шансы, чтобы научить их видеть и понимать произведения, уметь выражать свои мысли, писать. Это задача учителя литературы, ведь дети не приходят умелыми, их нужно научить. И я уверена, что у вас все получится. Желаю удачи!