Эссе "Образование: вчера, сегодня, завтра"


Дети — это наше будущее. Образование — то, каким будет это будущее. Поэтому, думаю, так много внимания уделяется сегодня этой сфере.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Не будет неожиданно, если заявлю, что образование напрямую связано с воспитанием. Вчера воспитание было коммунистическим. Если не брать во внимание идеологию, не такое уж и плохое. Да и идеология в общем-то не мешала, а только стимулировала к учебе: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — так завещал великий Ленин». Идеи Макаренко и Сухомлинского живут до сих пор. Та система образования была лучшей в мире. Проблема в том, что наши аттестаты и дипломы не котировались на Западе. Поэтому мы стали ориентироваться на другую модель. Но лучше ли она? Приемлема ли для нашего менталитета? Время покажет. Но уже сейчас ощутимо, что не так всё просто.

Я с удовольствием вспоминаю свою школьную общественную жизнь: и пионерскую организацию, и сбор макулатуры и металлолома, и работу на консервном заводе. А сколько песен мы знали и пели, когда куда-нибудь ехали! Сейчас, кроме уборки территории школы, общих трудовых дел у ребят нет (исключая разве что волонтёрскую деятельность), и они этому рады. Даже на внеклассные и внешкольные мероприятия выходят с трудом: кому-то просто не хочется и неинтересно, у кого-то репетиторы, у кого-то – модельные и спортивные школы. А песни они поют очень редко — чаще слушают, надев наушники. Что же будет через несколько десятков лет? Живое общение сократится до минимума. А зачем оно? Ведь есть Интернет: сайт «Одноклассники», «Вконтакте». Через них проще, не глядя друг другу в глаза, солгать или сказать о ком-то что-то неприятное.

Можно представить школу будущего: у каждого ученика — своя кабинка, где он посредством компьютера или какого-нибудь другого электронного накопителя отвечает на вопросы учителя. Скорей всего, это тестовые вопросы. Оригинальные ответы не приветствуются. Всё должно быть стандартно.

А как быстро сегодня в образовании меняются требования, учебники! Не успели освоить один УМК — предлагают другой, якобы более эффективный. Детям-то, которые вынуждены менять школу, как трудно! Помню, когда я училась в школе, были у нас учебники литературы, по которым, как и по учебникам на других предметах, занимались несколько поколений учащихся. Да, книги были немного потрёпанные, в некоторых местах исписанные! Но это даже добавляло интереса читать такой учебник. Сейчас же, перейдя в новую школу, ученик сталкивается со многими проблемами, одна из которых — другие учебники. Хорошо, если ещё программы не очень отличаются, а то, бывает, даже в начальной школе приходится нанимать репетиторов, чтобы усвоить новую программу.

Система оценивания. Далеко не всё совершенно. Очень трудно уместиться в те четыре балла, которые мы привыкли использовать последнее время («единицы» сейчас не выставляются). Электронные журналы отнимают массу времени у учителя — педагогам забот прибавилось, тем более не у всех есть в кабинете Интернет, компьютер. А тут ещё по новым стандартам метапредметные результаты надо будет как-то оценивать! Как это всё успеть?

 Меня волнует и система внешней оценки. Что касается русского языка, учить его ребята стали по-другому, нежели несколько десятков лет назад. Чтобы сдать экзамен, надо уметь находить разные виды сказуемых, устанавливать различные связи между частями сложного предложения, знать все разряды местоимений и т.п. При этом некоторые учащиеся, которых натаскали учителя и репетиторы, хорошо сдают подобные тесты, но допускают массу и речевых, и орфографических, и пунктуационных ошибок при написании сочинений. Да и сочинения пишут стандартные, по шаблонам. Сейчас ЕГЭ совершенствуется. И это радует. Но не успели отработать методы подготовки к тестам, снова возвращаемся к сочинению.

Аттестация учителей. Гранты. Вроде всё красиво, всё на благо учителю-профессионалу. Но как можно оценивать деятельность учителя по уровню обученности учеников? Кто определяет этот уровень? У одного учителя в классе почти все хорошисты. У другого — большинство троечников. А показатели все хотят высокие. И некоторые всё делают для того, чтобы результаты были хорошими.

Очень важно для самооценки учителя и то, в каких условиях он работает. Хорошо, конечно, что Президент и Правительство ведут курс на модернизацию школ, но только в одних современные условия для работы существуют уже лет 10, а другие — в ожидании этого и неизвестно когда дождутся. Требования высокие, отчетов много, а у некоторых учителей не только нет возможности работать с интерактивной доской и компьютером — элементарных условий нет: хорошей доски, вместительного кабинета, удобных стульев и парт для учеников.

Одна из проблем сегодня — малокомплектные школы. Решение осуществлять подушевое финансирование школ вызвано, понятно, судьбой страны в целом. Но выиграет ли от этого страна? Многие родители ведут своего ребёнка в небольшую школу именно затем, чтобы ребёнок не терялся в общей массе, чтобы был на виду и чувствовал себя как дома.

И, конечно, не могу оставить без внимания статус учителя. Раньше в пединституты был конкурс. Учителями становились лучшие. В восьмидесятые годы педагогическое образование стремились получить ещё многие, но в школы из вузов приходили единицы. Из моих однокурсников только одна четвёртая часть работает по специальности. Хорошо, что сегодня власть как-то стимулирует труд учителя, иначе бы в школах вообще некому было работать.

Какими будут учителя в будущем — покажет время. Но очень бы не хотелось, чтобы мы всегда ориентировались на Запад и пришли к тому, что сейчас принято в США: ученики могут уволить учителя. Это я услышала из видеоролика по телевидению и усмехнулась: далеко пошла там демократия!

Думаю, нам нельзя терять то, что было хорошим и лучшим вчера: недаром сейчас возрождаются пионерские организации. Меня в 2000-е годы обрадовало даже то, что на экран вернулись фильмы на сказочные сюжеты. Когда в 90-е годы XX века перестали показывать передачу «В гостях у сказки», я почему-то очень переживала: ну чему могли научить детей покемоны и черепашки-нинзя? А сегодня нам нужно сделать всё возможное, чтобы завтра не было стыдно за плоды нашего образования и воспитания.

Об авторе: Ковалева Светлана Федоровна, учитель русского языка и литературы, МОУ лицей № 16 г. Волгодонска.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Имя * • 17:50, 27.05.2014
Вы хотели объять необъятное в своей статье, да? Поэтому так много кратких и хрестоматийных претензий всему в современном образовании? а где же Ваши предложения, хотя бы минимальные, по поводу необходимых преобразований? Насчет учеников в отдельных кабинках. Чему удивляться и чего бояться? Поисковики интернета "знают" много, много больше многих, если не всех, учителей вместе взятых. потребность в учителе-хранителе знаний отмирает. Но компьютер - так себе педагог, так что о воспитании современного человека надо беспокоиться и говорить больше, чем об образовании.