Про айсберг внутрисемейного общения и ласковый шёпот благородства души


Очень часто люди в семье не общаются друг с другом, а просто разговаривают по очереди, а иногда и без очереди. А любое общение строят и создают сами люди. И в итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое.

Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
О, эта роскошь человеческого общения!
 
Антуан де Сент-Экзюпери

 

Мы в своей семье общаемся не только словами и записками, но междометиями, интонацией; подтекстом речевых сообщений и намёками; а также молча – взглядами, манерами, привычками и собственным настроением, а ещё своим отношением к тому или иному человеку или явлению. Всем вышеперечисленным мы можем сказать находящимся рядом с нами людям нисколько не меньше, чем речью устной или письменной. Это – невербальная коммуникация. И именно эта скрытая часть айсберга выражает, что и как мы чувствуем, как воспринимаем и оцениваем любого человека или явление жизни.

Многие семьи рушатся как раз из-за того, что общение между людьми не состоялось, не заладилось, не сложилось, не получилось.

Скажу крамолу: очень часто люди в семье не общаются друг с другом, а просто разговаривают по очереди, а иногда и без очереди.

А любое общение строят и создают сами люди. И в итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое. Семьи как раз и различаются тем, общение какого качества они создают, осознанно или неосознанно, в своих семейных домах. И то, как складывается семейная жизнь, какими вырастают дети, во многом зависит от качества внутрисемейного общения. А оно может быть:
  • невротическим
  • обыкновенным
  • роскошным
На мой взгляд, так и все взрослые бывают невротическими, обычными и феноменальными.

Невротическое общение

Это бурная и нервная коммуникация людей друг с другом, когда все её участники всё время на что-то жалуются, в чём-то (а чаще всего во всём) обвиняют друг друга, что-то постоянно друг от друга требуют и друг друга критикуют, при этом от такого общения искренне и тяжело переживая. Невротическое общение людей наполнено обидами, претензиями, оскорблениями и пронизано негативом, большой напряжённостью, а порой ненавистью и даже откровенными страданиями. Каждый настаивает на своём, и все хотят друг друга переговорить, переспорить, перекричать, а главное, перекроить, переделать, изменить. И толком никто никого не слышит и не понимает, а главное – не принимает как личность. Каждый участник такого общения не позволяет другому быть другим.

Обычное общение

Участники обычного общения почти всегда разговаривают друг с другом, по крайней мере, постоянно бросая «как дела?», «что будешь есть?» или «что случилось?» Они могут слушать друг друга, но не всегда выслушивать. Они могут беседовать друг с другом, но не всегда понимать и принимать. Они вполне могут покрикивать друг на друга, обижаться и ругаться. А потом виниться, извиняться и мириться. Они также могут пошутить и посмеяться, а ещё поржать и поприкалываться друг над другом, но у них редко получается беречь настроение другого человека, а также сочувствовать ему, понимая и принимая его чувства и эмоции.

При обычном общении люди могут соглашаться друг с другом и не соглашаться, спорить и обижаться, а ещё обсуждать и критиковать, указывать и приказывать, просить и требовать. Ещё много чего могут делать участники обычного общения, но наслаждаться внутрисемейным межличностным общением у них не получается. Разбираться в психологических тонкостях человеческого общения им некогда, да и особо не охота. Поэтому задушевность в общении не получается, незримые прочные нити, связывающие людей друг с другом – тоже, но об этом особо-то никто и не задумывается и к этому не стремится.

Общение получается пресным, невыразительным, обычным и обыденным. Что-то типа такого:

— Здравствуй, Маша. Как твои дела в школе?
— Здравствуй, мама. В школе всё хорошо.
— Что будешь есть?
— Сосиски с картошкой.
— Не забудь потом помыть посуду.
— Ладно.

Обмен информацией, в общем-то, состоялся, а общение – нет. Но ответы на все заданные вопросы получены. А чего же вы ещё хотите? В том-то и дело, что душа человеческая не удовлетворяется лишь получением и обменом информацией, а неуклонно просит чего-то ещё. А получить это таинственное и почти неуловимое «что-то ещё» можно лишь в роскошном общении.

Роскошное общение, или ласковый шёпот благородства души

Участники роскошного общения строят его не только из вопросов-ответов и обмена информацией. Они непременно добавляют в общение что-то ещё. Это тонкое и едва уловимое «что-то ещё» делает общение человеческим и человечным, душевным и задушевным, а также позитивным, вдумчивым, искренним и неспешным.

Такое общение несёт детям не только информацию и ответы на вопросы, а положительную эмоциональную энергию взрослых, их доброту и абсолютный позитив, давая детям радость бытия и счастье детства. Дети, пожалуй, не смогут описать этого словами. Они просто чувствуют ласковый шёпот благородства души. Души взрослого любящего человека, находящегося рядом. И от этой роскоши человеческого и человечного общения детские души начинают излучать бархатные лучики любви. Любви к этим феноменальным взрослым, находящимся рядом с ними и создающим такую роскошь вокруг. Дети самозабвенно купаются в этой роскоши, а из детских глаз разлетаются во все стороны задоринки детской радости и искорки неподдельного счастья. Всем участникам роскошного общения отчего-то хорошо. Просто хорошо и всё. А от чего именно и почему, не всегда можно объяснить словами. Но зато очень даже можно почувствовать и ощутить.

Просто пожелание:
Желаю вам в общении с людьми настоящей роскоши! Желаю вам услышать ласковый шёпот благородства души и слышать его всю вашу жизнь!

По книге А.С. Бикеевой «Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения».  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012 г.

http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0060969


Книги Алины Сергеевны Бикеевой для учителей и родителей:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/?group=div_book

А. С. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
А. С. Бикеева. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
А. С. Бикеева. Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
А. С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.

Мой блог: http://bikeevaalina.blogspot.com

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 elenakharchenk • 10:48, 05.08.2015
Да, да, да. Именно роскошь общения. Именно этого и не хватает. А почему? Всему виной наша безумная загруженность. Наша удивительная жажда объять необъятное. МЫ СПЕШИМ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ, уменьшая и полностью ликвидируя межличностное общение, сворачивая его до "Как дела?" "Нормально" "До связи". И диалог мамы с дочкой, представленный в этой статье традиционен в семьях в которых, как нам кажется, все хорошо. А страдают все, прежде всего дети. В таких ситуациях они оказываются за гранью человеческого общения и чувствуют себя очень одинокими. А это уже совсем другие проблемы.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 elenakharchenk • 18:51, 19.09.2014
Чудесная статья! В этом году, выпустив 11 класс, взяла снова 5-й. Не могу привыкнуть к бестолковому ору. Общение только на повышенных тонах. Кое-что взяла себе на заметку. Спасибо!