Алина Бикеева, 15.09.2014 3335 3

О том, как мы, взрослые, часто не понимаем детей, или "Маска, маска! Я тебя не знаю!"


Дети скрывают свои чувства и эмоции, надевая маски. Они стараются изо всех сил не предстать перед взрослыми такими, какие они есть на самом деле. Почему это происходит и почему нам так трудно понять своих детей?


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

Скажу крамолу: Взрослый очень часто не понимает ребенка. А, между тем, быть понятым — одна из важнейших потребностей растущего человека. Большинство проблем с детьми связаны именно с непониманием взрослых детей.

Почти философская рассуждалка: У детей не бывает трудного возраста, у них случается определенный этап развития, а еще около детей бывают неумелые и безграмотные, а, может, просто ленивые взрослые, которые не сумели или не захотели  понять растущего человека и помочь ему. 

О масках, которые надевают наши дети

Когда взрослые детей не понимают, то дети любого возраста надевают маски, под которыми скрываются от непонятливых взрослых. Дети, как бы они себя не вели внешне, в глубине души остаются очень чувствительными и ранимыми существами. Просто часто они, особенно старшего возраста, не показывают это, или, по крайней мере, стараются скрыть от взрослых изо всех сил. Они носят маски. И делают это очень искусно. Это часто происходит в критические периоды их детской жизни. Дети производят на нас, взрослых, определенные впечатления. Впечатления эти, или имиджи, или маски, могут быть самыми разными.

Например:

  • «Я - смелый и наглый. Я ничего не боюсь»
  • «Мне все по фигу и все до лампочки»
  • «У нас в семье проблемы, но мне наплевать»
  • «Я — уверенный и хладнокровный»
  • «Я — жестокий и отчаянный»
  • «У меня все нормально, и в вашей помощи я не нуждаюсь». 
  • И т.д., и т.п.

Дети, непонятые взрослыми, надевают на свои лица-маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и др. А под этими масками скрывается их особая чувствительность и ранимость, их неуверенность в себе и страдание, что их не понимают; их любовь к родным и близким, а может, и крик о помощи. Но дети изо всех сил стараются не подать виду, как им трудно, обидно, тяжело, одиноко. Они из последних сил стараются скрыть от нас, взрослых, свое истинное лицо и свои настоящие переживания и чувства. Они скрывают, прячут от нас свое отчаяние от нашего взрослого непонимания и свое одиночество. Дети не хотят, чтобы мы, взрослые, об этом знали. Они приходят в ужас, если их «слабость» кто-то увидит, почувствует, разглядит, поймет. Они боятся в этом признаться и бояться быть как всегда непонятыми. Дети боятся, что взрослые их даже слушать не будут, что взрослые их не поймут, а, может быть, раскритикуют или подсмеются над ними. Или посчитают, что дети недостаточно хороши и отвергнут их. Поэтому дети наши часто играют роли. Такие роли, которые удобны взрослым. И для разных ролей дети надевают на свои лица разные маски.

Дети разговаривают со взрослыми, но не рассказывают им о своих собственных чувствах, переживаниях и страданиях, о трудных периодах в своей жизни. В том-то и состоит мудрость взрослых, чтобы суметь услышать невысказанное и увидеть скрываемое. Именно взрослые и только взрослые могут помочь детям в их критических фазах жизни. Взрослые должны понять детей и принять их переживания. А еще помочь им, поддержать их, зная эту детскую сверхчувствительность и эмоциональность. Только взрослые могут помочь детям преодолеть их критические фазы в жизни. Помочь своим пониманием, своей поддержкой, мудростью и любовью. А для этого просто нужно роскошное общение взрослого с ребенком, ведь только при роскошном общении взрослый сумеет понять ребенка.

Все дети очень эмоциональны, чувствительны и ранимы

И во время критических фаз их детской жизни, да и в другие времена порой, они научились закрываться от нас, взрослых, захлопывать свой внутренний мир, как ракушка; прятаться, как черепаха в панцирь. А, может быть, как ежик, делаться недоступным, выставляя наружу свои колючки. Раскрыть же ракушку с жемчужиной внутри и убрать внешние колючки может только любовь, доброта, искренняя заинтересованность взрослого человека, находящегося рядом. Раскрыться и открыться, убрав все внешние колючки, а также сняв все маски, ребенок может только в пространстве любви его семейного дома, только в роскоши человеческих отношений и в роскоши общения с мамой и папой.

Задача думающего взрослого — понять, что творится внутри ребенка, что происходит в его душе, не взирая ни на какие надетые им маски. Ведь каждый ребенок живет в своем собственном мире. И мудрые взрослые должны относиться к этому Детскому Миру бережно и деликатно, чтобы ничего там не нарушить, не разрушить, не сломать.

Каждый ребенок уникален и неповторим. И, наверное, в жизни каждого ребенка иногда, к сожалению, звучат критические фразы и случаются критические фазы. И ребенок надевает разные маски и играет разные роли. Но мудрые взрослые должны понять его личность, должны под маской рассмотреть истинное лицо растущего человека, должны почувствовать настоящее состояние его души. И, уважаемые взрослые, не надо срывать маски с лиц наших детей, но надо действовать так, чтобы дети наши сами эти маски отбросили и раскрылись перед нами, любящими их взрослыми, в абсолютной уверенности быть понятыми и принятыми.

Почти философская рассуждалка: Проще всего ругать ребенка, когда он делает что-то не так, как мы того хотим. Гораздо сложнее разобраться и понять, почему он так поступает, какие у него мотивы, что он чувствует, о чем страдает. Обычно наше взрослое раздражение, наша злость проходят, когда мы начинаем видеть ситуацию с позиции ребенка, когда мы понимаем его мнение, его чувства и эмоции.

Просто призыв: Взрослые, замечайте не только то, что происходит с ребенком снаружи, но и то, что творится внутри.

Правило родительского движения по жизни. Одна из труднейших и важнейших задач взрослых — понимать ребенка на разных этапах его развития и в самых различных жизненных ситуациях. Если взрослый не понимает ребенка, то это ведет к критике, ругани, конфликтам и в итоге приводит к взаимному отчуждению. Если взрослый понимает ребенка, то это ведет к принятию, поддержки растущей личности, при необходимости к помощи ребенку, а в итоге приводит к роскошным межличностным отношениям.

Таковы некоторые правила движения по жизни. По нашей родительской жизни. По нашей семейной жизни. 

Ну что, уважаемые взрослые, сверим наши правила?!

Об авторе. Алина Сергеевна Бикеева — автор книг для учителей и родителей. Ее книги можно купить в магазинах OZON.ru и Лабиринт:

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. 
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 kamaryamansurova • 22:13, 22.01.2015
Все это понятно , но в жизни так все сложно1
avatar
2 ZN • 23:50, 18.01.2015
Очень полезная информация для родителей.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Елена5804 • 09:34, 28.11.2014
Хорошо было бы дополнительно узнать мнение по этому поводу школьных психологов. Тема актуальная. Мне иногда приходиться сталкиваться с этой проблемой.