Что такое пунктуационный разбор? Пояснения учителя, образцы и примеры разбора. Алгоритм разбора
Оптимальная схема разбора
В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:
- поиск грамматической основы;
- поиск причастных или деепричастных оборотов;
- поиск вводных конструкций.
Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:
- Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
- Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
- Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.
Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.
К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.
К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.
- Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
- Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
- Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.
Примеры
Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.
Пример 1
[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света],1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)
- Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
- В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
- Главное предложение и придаточное разделено запятой.
Пример 2
[Мальчишки переглянулись и,1 |не спуская с меня глаз|, 2начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)
- Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
- В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
- В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.
Пример 3
|Натуживаясь и багровея|,1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище),2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)
- Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
- В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
- В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.
Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.