Анализ работы МО учителей русского языка, литературы и истории


Направления работы

В течение 2014-2015 учебного года работа велась по следующим направлениям:

  • программно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов;
  • работа над формированием у учащихся ключевых компетенций через предметное  содержание;
  • контроль над уровнем учебных достижений учащихся;
  • работа с одарёнными детьми и детьми группы «риска»;
  • внеклассная работа по предмету;
  • повышение квалификации и педагогического мастерства учителей МО;
  • представление, обобщение и распространение педагогического опыта, в том числе представление промежуточных результатов);
  • работа по аттестации педагогических работников;
  • участие педагогов МО в работе научно-методических структур школы, в городской методической работе

Организационно-педагогическое и методическое сопровождение учебного процесса. Описание деятельности.

1. Август. На установочном методическом совещании 30.10.2014 года был обсужден план работы МО, утверждены программы по русскому языку, литературе, истории, обществознании, МХК, программы кружков и элективных курсов предметов историко-филологического цикла, рассмотрены вопросы аттестации учителей по предметам данного цикла и утверждены тексты контрольных работ.

Все члены МО приняли активное участие в работе совещания. Предложенные программы были единогласно утверждены.

В свете перехода ОУ на ФГОС  учителями были озвучены основные тезисы  тем по самообразованию. Хочется отметить актуальность работ учителя истории 2 и учителя русского языка 3. Учитель истории 1 предложила шире использовать внутренние ресурсы школы для реализации технологий активных форм обучения не только на уроках истории и обществознания, но и на других уроках.

2. Сентябрь. Был дан старт школьным турам различных всероссийских олимпиад: «Наше наследие», «Церковь и государство в России: связь времен», всероссийской предметной олимпиаде.  На втором внеплановом заседании 02.09.14 заслушали выступление руководителя МО учителя русского языка 3 и учителя истории 2 для утверждения текстов тестов по истории России,  обществознанию и русскому языку за курс 9 класса для прибывшего ученика 10 класса … и текстов теста по истории древнего мира за курс 5 класса для прибывшего ученика 6 класса... 

3. Октябрь. Завершены муниципальные туры олимпиад, где призёрами стали учащиеся 9 класса в олимпиаде «Наше наследие» (учитель истории 1).  На ставшем традиционным городском фестивале «Дни русского языка» им. О.Н. Трубачева учащиеся 5 классов приняли участие в конкурсе сочинений «Моё душеполезное чтение» (русского языка 3), были участниками районного конкурса чтецов о русском языке «Живое русское слово», конкурса чтецов о Кириллице. В городском конкурсе кириллической каллиграфии «Красота и богатство русской азбуки» учащаяся 11 класса ... (учитель русского языка 1) стала призёром. В рамках предметной недели учителя русского языка 1, 3, 4 провели открытые уроки «Душа слова»; учащиеся школы приняли участие в дистанционной олимпиаде «ЛингвО»; команда старшеклассников (учитель русского языка 4) стала призером на одном из этапов городской сетевой игры «Я – в культуре информационного общества».

4. Ноябрь. Подведены итоги некоторых конкурсов и олимпиад. 

 На третьем заседании МО 03.11. были подведены итоги школьного тура Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, МХК, русскому языку и литературе. Отмечены учащиеся-участники районного этапа олимпиады по обществознанию. Хочется отметить, что при достаточной активности учащихся качество работ по литературе пока невысокое. Ни один из старшеклассников не набрал достаточного количества баллов для участия в районном этапе олимпиады. Это объясняется и недостаточной заинтересованностью учащихся, и нехваткой времени для основательной подготовки к олимпиадам в связи с большой учебной нагрузкой детей в старших классах. В дальнейшем учителя-предметники внесут коррективы в свои учебные планы и планы индивидуальных работ с учащимися для достижения больших результатов в этой области.

В рамках городского фестиваля «Сделано в Волгограде – известно в России»  работа учащейся 9 класса…. (учитель русского языка 3) заняла 1 место.

Насыщена различными мероприятиями была и предметная неделя по истории и обществознанию. Учителя истории 1 и 2 провели ряд викторин, диспутов, открытых уроков. В региональном конкурсе-игре по основам права «LEX: правоведение для всех» учащаяся 7 класса … (учитель истории 1) стала победителем.

Выступавшая на третьем заседании по второму вопросу учитель истории 2 (о различных формах организации учебной деятельности в связи с переходом ОУ на ФГОС) говорила о необходимости сотрудничества с другими МО школы, чтобы сформировать единый лист оценки предметных результатов по ФГОС. Также она поделилась с коллегами наработками по своей теме самообразования. Освещая третий вопрос заседания МО (участие МО учителей историко-филологического цикла в различных олимпиадах и конкурсах), руководитель МО учитель русского языка 3 и учитель истории 1 говорили о необходимости привлекать к участию в них не только сильных, одарённых учащихся, но и овладевать приёмами работы с детьми из группы «риска», со слабыми учащимися.

5. На четвертом заседании МО 29.11.14. речь шла об организации внеучебной деятельности учащихся, более опытные коллеги учитель истории 1 и учитель русского языка 1 делились своими наработками. Они привели примеры того,  как осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении не только на уроках, но на факультативах, продолжая работать с одаренными детьми, как комплексно решать задачи воспитания и развития познавательного интереса  у учащихся. С сообщением о системно-деятельностном в обучении в связи с переходом на ФГОС второго поколения выступила учитель русского языка 4.   Коллеги пришли к выводу о необходимости формирования  нового листа достижений ученика по ФГОС, где смогут сочетаться индивидуальный подход в обучении и необходимость выполнять гос.стандарты. Учитель истории 2 выступила по второму вопросу (личные достижения и публикации), где познакомила собравшихся с тезисами своей научной статьи «Церковь во время войны», опубликованной в рамках вторых исторических чтений на региональной конференции. Подвела итог успешно проведенному экзамену по литературе в 11 классе учитель русского языка 1.

МО учителей историко-филологического цикла приняли активное участие в заседании районного дискуссионного клуба «Двигательная активность школьника». Всем запомнились выступления учителей русского языка 1 и 3.

5. Декабрь-январь. Продолжалась разнообразная работа по вовлечению учащихся в различные конкурсы с целью выявления творческого потенциала не только у одарённых детей. Как результат – активное участие старшеклассников в различных поэтических конкурсах (самый запоминающийся – районный конкурс стихотворений о ЗОЖ- учитель русского языка 3) и конкурсе «Высшая лига» по истории, где команда нашей школы (учитель истории 1) заняла 3 место в районе в игре «И помнит мир спасённый».

Успешно велась работа с одаренными учащимися учителя истории 2 по написанию исследовательских работ разного уровня.

6. Февраль-март.  На пятом заседании МО 11.02.15, посвященном критериям оценки современного урока, каждый член МО резюмировал собственный опыт самообразования в свете перехода ОУ на ФГОС. Учитель истории 2 рассказала о разнообразных формах самостоятельной работы учащихся на уроках и представила материалы для проведения пробного экзамена по обществознанию в 11 классе, которые были одобрены членами кафедры.  Подвела итог своей шестилетней работы  по теме «Задачный метод в обучении» учитель истории 1. Познакомила всех с «изюминками» своего сотворчества с учениками на уроках учитель русского языка 3, руководитель МО. Вновь прибывшая учитель русского языка 2 поделилась планами по изучению здоровьесберегающих современных технологий. Учитель русского языка 1 выступила с сообщением о том, как в течение полугода контролировала уровень учебных достижений учащихся в соответствии с требованием ФГОС.

Учитель русского языка 4, она же завуч по УР, предложила всем присутствующим рассмотреть существующие примерные образовательные программы с учетом ФГОС второго поколения с целью создания собственной в связи с переходом на ФГОС второго поколения будущих пятиклассников в следующем учебном голу.

В течение месяца членами МО были рассмотрены существующие варианты образовательных программ и сформированы основные компоненты будущей образовательной программы для МОУ по русскому языку, литературе, истории на шестом заседании МО.

Были подведены итоги участия школьников в конкурсах «Русский медвежонок», «Пегас». Хотя учащиеся не заняли призовых мест в этих конкурсах, они по-прежнему остаются одними из самых интересных для детей. Учителя истории, вовлекавшие детей в различные конкурсы и олимпиады систематически, добились определённых успехов: в 4 городском конкурсе творческих работ по генеалогии работа …7 класса. была признана лучшей сразу в трёх номинациях (учитель истории 1). Учащиеся 9 классов принимали активное участие 11 областной открытой олимпиаде по обществознанию и русскому языку по типу ГИА (учителя истории 1 и русского языка 3), где НОУ ВПО выразил благодарность педагогам за высокое качество подготовки обучающихся.

Учащаяся 9 класса….(учитель русского языка 3) приняла участие в межрегиональном конкурсе литературного мастерства «Юные таланты пера».

7. Апрель-май. Учащаяся  11 класса... заняла  призовое место в исследовательском  конкурсе имени Вернадского «Я и Земля», стала участником городской олимпиады по истории (учитель истории 2). Учащаяся 7 класса… приняла участие в городском  конкурсе «Мой молитвослов», жюри отметило яркое выступление учащийся и профессионально подготовленную презентацию (учитель истории 2).

Были активны наши ученики и в районных «Малых Бондаревских чтениях» (учитель русского языка 2). Ученики нашей школы стали участниками открытой региональной олимпиады (учитель русского языка 2) по русскому языку и литературе, приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Сталинградская сирень» (учителя русского языка 2 и 3), в Х Всероссийском конкурсе литературного мастерства «Юные журналисты России» (учитель русского языка 3). В третьем Всероссийском творческом конкурсе «Гордость России» стали победителями учащиеся нашей школы и их учитель русского языка. Учащаяся 10 класса… заняла 1 место в номинации «Литературное творчество» (учитель русского языка 3), учащаяся 5 класса … – 3 место в номинации «Православные храмы» (учитель русского языка 3). Сам педагог в номинации «Педагогический опыт» - 1 место, а в номинации «Спасибо за Победу!» - 3 место. Успешным стало участие команды 9 класса в дистанционной международной олимпиаде по русскому языку «Инфоурок» (учитель русского языка 3), где четверо заняли 1 место, одна уч-ся – 2 место.

Старшеклассники приняли участие в областном конкурсе по краеведению. Участница – ученица 10 класса … (учитель русского языка 1).

Был подведёны итоги областного конкурса «Моя Пасха», где нашу школу представляли уч-ся 5 класса … стала призёром в номинации «Стихотворение»(учитель русского языка 3).

Был подведен итог городского конкурса сочинений «Что я бы сделал, став мэром на один день?», где победителем стала Фатеева К. (учитель русского языка 3).

10.05.15. проведено итоговое заседание МО, где были озвучены результаты работы педагогов за год, особое внимание отводилось успехам в области подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ, все учителя тезисно рассказали о своей деятельности в рамках самообразования и совместно определили направления дальнейшей работы по реализации деятельностного подхода в обучении посредством современных образовательных технологий в свете перехода на ФГОС второго поколения основной школы.

Повышение квалификации педагогов:

  1. Курсовая подготовка

Учитель русского языка 4: ВГАП КРО «Психолого-методические основы обучения русскому языку и литературе (в контексте ФГОС ООО и трудовой функции А/01.6)»

Учитель истории 2: ГАОУ ДПО «ВГАПО» «Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности (овладение трудовой функцией с учетом ФГОС)»

ГАОУ ДПО «ВГАПО» «Применение цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности по реализации программ предметной области «обществознание»(в контексте трудовой функции В/03.6)

  1. Посещение мастер-классов учителей района, города и т.д.
  2. Обучающие, практические семинары (кто посетил, когда, тема семинара и организация, автор):

Учитель истории 1: ВГАП КРО «Моделирование современного урока обществознания в соответствии с требованиями ФГОС (на материале УМК издательства «Дрофа»), районный семинар «Воспитание гражданственности, патриотизма: от теории к практике» - 99 школа;

Учитель русского языка 3: Международная школа практической педагогики, онлайн-семинар «Системно-деятельностный и задачно-проблемный подходы к обучению в школе: технологии перехода на ФГОС второго поколения»; ОАО «Издательство «Просвещение» вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником». 

Учитель истории 2: МОУ СОШ №23«Создание образовательного пространства школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности».

  1. Выступление на конференциях и семинарах

Форма организации мероприятия

Кто проводил

Кто выступал

Тема выступления

Вторые всероссийские исторические чтения

 На базе ВГАП КРО

Учитель истории 1

Судьба семьи в судьбе страны (из опыта преподавания истории и обществознания)

Районный дискуссионный клуб. Заседание №1 «Физическая активность. Так ли она необходима?»

МОУ СШ №18

Учителя русского языка 1, 3, 4

Возможно ли насидеть болезнь и набегать здоровье?

Можно ли быть успешным, оставаясь при этом здоровым?

 

  1. Участие школы в конкурсах, тематических олимпиадах

Форма организации мероприятия

Кто участвовал, результаты

ФИО педагога

11 Областная открытая олимпиада для обучающихся 9 классов

Уч-ся 9 классов

Учитель истории1, учитель русского языка 3

Региональная открытая олимпиада 2015 года

Уч-ся 5-9кл.

Учитель истории 1, учителя р.я.2

Всероссийская предметная олимпиада по истории (школьный и районный этапы)

Уч-ся 5-11кл.

Учителя истории 1, 2

Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку, литературе (школьный этап)

Уч-ся 5-11кл.

Учителя р.я. 1, 3, 4

Всероссийская олимпиада «Наше наследие». (Школьный, муниципальный, региональный этапы).

Уч-ся 9 кл., призеры муниципального этапа

Учитель истории 1

Всероссийская олимпиада по литературе «Пегас»

Уч-ся 5-9 кл.

Учителя р.я. 1, 3, 4

Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»

Уч-ся 1-11кл.

Учителя р.я 1, 2, 3. 4

Дистанционная международная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»

Уч-ся 9 классов,

1 и 2 место

Учитель р.я. 3

Городской конкурс сочинений «Сделано в Волгограде – известно в России».

 уч-ся 9кл.,

1 место

Учитель р.я. 3

Районный конкурс «Живая классика»

Уч-ся 6 класс

Учитель р.я 1

Районный конкурс «Я и мои права»

Уч-ся, 7 класс

Учитель р.я 1

Городской конкурс сочинений «Моё душеполезное чтение».

Уч-ся 5 классов

Учитель р.я. 3

Городской конкурс кириллической каллиграфии «Красота и богатство русской азбуки».

Уч-ся 11кл.

2 место

Учитель р.я 1

Региональный конкурс-игра по основам права «LEX: правоведение для всех»

Уч-ся 7кл.

1 место

Учитель истории 1

Конкурс «Высшая лига»

Игра «И помнит мир спасённый».Районный этап

Команда старшеклассников,

3 место

Учитель истории 1

Городской конкурс творческих работ по генеалогии

Уч-ся 7 класса

Победитель в трех номинациях

Учитель истории 1

Межрегиональный конкурсе литературного мастерства «Юные таланты пера»

Уч-ся 9кл.

Учитель р.я. 3

Городской конкурс исследовательских работ имени Вернадского

Уч-ся 11кл.

призёр районного  этапа

Учитель истории 2

Областной конкурс творческих работ «Моя Пасха»

уч-ся 5кл., 3 место

Учитель р.я. 3

Городской  конкурс «Мой молитвослов» 

Уч-ся, 7кл.

Учитель истории 2

Всероссийский конкурс творческих работ «Сталинградская сирень»

Уч-ся 9кл,

Уч-ся 5кл

Учителя р.я 2, 3

Х всероссийский конкурс литературного мастерства им.Мезенцева

Уч-ся 5кл,

Уч-ся 9кл.

Учитель р.я. 3

Третий Всероссийский творческий конкурс «Гордость России»

Уч-ся 10 кл.

1 место (номинация «Литературное творчество»)

Уч-ся 5кл.,

3 место (номинация «Православные храмы»)

Учитель р.я. 3

Областной конкурс по краеведению. Номинация «Эссе»

Уч-ся 11класса

Учитель р.я 1

Городской конкурс сочинений «Что я сделал бы, став мэром на один день?»

Уч-ся 9кл.,

победитель

Учитель р.я. 3

  1. Участие учителей в педагогических конкурсах

Форма организации мероприятия

Тема выступления

Кто участвовал

Место

Образовательное учреждение

Районный этап городского конкурса «Самый классный классный»

Презентация пед.опыта

Учитель истории 1

Финалист

МОУ СШ №18

Третий Всероссийский творческий конкурс «Гордость России». Номинация «Педагогический опыт».

«Десять моих заповедей»

Учитель р.я. 3

1 место

МОУ СШ №18

  1. Работа экспертов (кто, где, в чем принимали участие).
  • Проверка экзаменационных работ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию (учитель р.я.1- русский язык, ГИА)
  • Проверка экзаменационных работ по русскому языку, истории, обществознанию  ЕГЭ
  • Участие в конфликтной комиссии ЕГЭ по русскому зыку, истории, обществознанию 
  • Эксперты по квалификационной аттестации педагогических работников
  • Эксперты по проверке документов учителей города на Премию Президента РФ, Губернатора, Мэра
  1. Поддержка и распространение передового педагогического опыта:
  • Взаимопосещение уроков
  • Учитель р.я.1 : выступление на школьном научно-методическом совете «Применение современных технологий на уроках русского языка»

Задачи в этом направлении:

  • Представлять, обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
  • Активнее выявлять, изучать, обобщать и распространять актуальный педагогический опыт своих коллег.
  • Проявлять инициативу в организации мастер-классов и участии в районных методических мероприятиях.
  1. Публикации методических разработок в изданиях

Тема

Печатные издания,

сайты

Учитель

Статья «Судьба семьи в судьбе страны (из опыта преподавания истории и обществознания)».

Сборник «Вторые всероссийские исторические чтения» (по материалам конференции)

Учитель истории 1

Методическая разработка урока истории «Россия при Павле I»

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Учитель истории 1

«Церковь во время Второй мировой войны»

Сборник «Вторые всероссийские исторические чтения» (по материалам конференции)

Учитель истории 2

 

 

  1. Выводы:

Подведя итоги работы методического объединения, надлежит отметить, что методическая тема МО отвечает первостепенным требованиям, стоящим перед школой; тематика и проблематика заседаний были подготовлены и продуманы; отчеты и самоанализ работы педагогов и опирались на конкретные практические результаты урочной и внеурочной деятельности. Однако работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения велась не всегда системно. Следует уделять большее внимание сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды у учащихся.

Недостаточное широко велась работа по организации исследовательской деятельности учащихся (не у всех педагогов), не охвачены в достаточной степени дети, одарённые ораторским искусством, есть упущения в работе с детьми из группы «риска». Не на высоком уровне организовано взаимопосещение уроков своих коллег.

  1. Рекомендации на 2015-2016 учебный год:
  • Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по освоению новых образовательных технологий.
  • Продолжать раскрывать творческий потенциал педагогов, обобщать и распространять опыт лучших учителей МО.
  • Учителям-передметникам усилить работу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию.
  • Руководителю МО усилить контроль за взаимопосещением уроков учителей.
  • Продолжать вести методическую работу по выявлению одарённых учащихся.

13. В связи с этим вытекают задачи на 2015 – 2016 учебный год:

  • Осваивать новые технологии и практически применять их на уроках русского языка и литературы, обществознания, истории, МХК.
  • Способствовать установлению равноправного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
  • Систематизировать освоение учащимися общеучебных умений и навыков (проведение комплексных контрольных, срезовых, диагностических, тренировочных работ по предметам).
  • Организовать мастер-классы по обмену опытом в рамках школы для более успешного взаимодействия учителей начальной школы и среднего звена.
  • Повысить  уровень  профессиональной подготовки молодых специалистов через систему семинаров, курсов повышения квалификации.
  • Раскрывать индивидуальные педагогические способности каждого члена МО (открытые уроки, профессиональные конкурсы)
  • Расширять творческий потенциал, кругозор учащихся (участие в конкурсах, олимпиадах, тематических экскурсиях).

Полный текст материала Анализ работы МО учителей русского языка, литературы и истории смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирсанова Марина Ивановна  МамусяКрасатуся
учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №18 г. Волгограда
04.01.2016 0 2574 239
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0