Самоанализ урока "Казанский университет: научные школы в XIX веке"


Физико-математическая специализация лицея №2  предполагает углубленное изучение естественно-математических и технических дисциплин.  В связи с этим мною разработан функциональный (вариативный) блок  «История науки и техники» к курсам истории и обществоведения с учетом региональной программы развития гуманитарного образования, который включает в себя образовательные компоненты, связанные с национально-культурными особенностями региона и физико - математической специализацией лицея.

Урок, проведенный мною по теме «Казанский университет: научные школы в XIX веке» связан с темой: «Культура Казанской губернии в XIX веке”, в курсе «История Татарстана». Он расширяет знания учащихся в области науки:   знакомит их с учеными Казанского университета, внесшими вклад в развитие таких наук, как физика, математика, астрономия, химия, гуманитарные дисциплины и помогает школьникам  разобраться в научных открытиях  по данным направлениям.

Специфика данного урока заключается в том, что он развивает  умение лицеистов интегрировать знания   различных дисциплин:  математических курсов, химии, астрономии, физики. Главные задачи урока:

 Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей Казанского университета;
  • охарактеризовать научные школы, сложившиеся в ХIХ веке в Казанском университете: математическую, астрономическую, химическую и гуманитарную;
  • работать над понятиями «университет», «научная школа», геометрия Евклида, «неевклидовая геометрия», « реакция Зинина».

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, интерес к естественно-математическим и историческим наукам;
  • формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной  литературой;
  • развивать коммуникативные умения  вести диалог, выступать перед аудиторией, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

      Воспитательные:

  • формировать у учащихся навыки самоконтроля, самоанализа;
  • осуществлять профессиональную ориентацию  старшеклассников;
  • воспитывать чувство гордости за Российскую науку;

При построении урока учитывалась  математическая специализация данного классного коллектива. Урок проведен в интенсивном темпе, потому что теоретический материал, предложенный школьникам для самостоятельного анализа,  ими рассмотрен на уроках математического анализа и   уроках химии.

Форма проведения урока - семинар, потому что  при подготовке к нему старшеклассники применяли исследовательский метод, работая с дополнительной литературой. Они проанализировали дополнительную литературу, указанную мною за 10 дней до урока,  учились самостоятельно добывать знания. Учебная деятельность школьников  при подготовке к уроку осуществлялось в группах, что способствовало выработке коллективных навыков и умений.

На уроке использовался проблемно- поисковый метод изложения материала, так как наблюдение, изучение   явлений,  работа с дополнительной  литературой требовали выдвижения гипотез, выяснение  связей  изучаемых явлений, их объяснений и  выводов.

Лучшему усвоению материала способствовали средства новых информационных технологий: компьютер с TV-выходом, презентационная программа, составленная лицеистами,  главное достоинство которой - тезисность (для выступающего) и наглядность ( для слушателя).

Ход урока был подчинен логике изложения материала. Между учителем и учащимися  существовало тесное взаимопонимание, потому что была создана благоприятная  психологическая атмосфера на уроке с помощью коммуникативных средств, таких как побуждение, одобрение, «чтение по лицу», приглашение, восторженные интонации, совместное исполнение всеми участниками семинара студенческого гимна «Gaude amus».

 Глубокая интеграция знаний в области математики, химии, астрономии и истории способствовала выработке интереса к историческим дисциплинам у учащихся, склонных к углубленному изучению  естественно- математических  дисциплин.

         Главная задача данного урока -  формировать  разносторонне гармоничную развитую личность. Учащиеся познали красоту математических аксиом, формул, решений, с помощью которых можно объяснить многообразие мира и важность исторических сведений, которые сохраняют человеческую мудрость. Формированию  эстетического вкуса школьников способствовали литературные произведения Г.Тукая, Е.Евтушенко «Казанский университет».

         Цели, поставленные на уроке, на мой взгляд, были достигнуты. Учащиеся проанализировали, осмыслили и усвоили большой объем знаний в различных областях науки, установили причинно- следственные связи в изучаемом материале, закрепили его с помощью информационных технологий,   показали умение выдвигать гипотезы, проводить сопоставления и решать проблему разными способами.

Удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся, так как разнообразные формы деятельности сменяли друг друга: фронтальная беседа, выступления учащихся- экспертов, решение заданий- тестов, просмотр видеофрагментов  компьютерной программы. На протяжении всего урока школьники имели высокую мотивацию, активно  участвовали в решении поставленных проблем и отрабатывали  навыки самоанализа и самоконтроля. Старшеклассники оправдали  мои ожидания:

  • изучили предложенную литературу,
  • на  научном уровне использовали и обобщили  знания по геометрии Евклида, по геометрии Н. Лобачевского, по физике (теория относительности А.Эйнштейна), по химии, астрономии, краеведению,
  • быстро и правильно решили предложенные тесты- задания,
  • с большим вдохновением исполнили студенческий гимн «Gaude amus»
  • на уроке царила атмосфера творческой заинтересованности.

Думается, что возможен и  второй вариант интегрированного урока - история-математика. «Казанский университет: научные школы в XIX веке», где более глубоко представлен математический блок. Он проводится совместно с учителями математики, что позволит обеспечить:

  • преемственность и непрерывность в усвоении учебного материала;
  • единство в интерпретации понятий,
  • систематизацию и обобщение  знаний,
  • межпредметные связи,
  • исключение  дублирования материала.

Уроки по истории науки и техники имеют огромное воспитательное значение:  формируют у старшеклассников чувство гордости за ученых, прославивших нашу науку, любовь к Родине, способствуют углублению и систематизации знаний, качественному усвоению естественно- математических знаний, их объективному восприятию и творческому использованию.  


Полный текст материала Самоанализ урока "Казанский университет: научные школы в XIX веке" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хабибова Баян Оразовна  Екатерина_Пашкова
Учитель истории и обществознания, МБОУ лицей №2 города Бугульмы, Республики Татарстан
27.04.2015 0 1583 214
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0