Слайд 1
«Дом накрыло шапкой белого
генерала, и в нижнем этаже
засветился слабенькими
жёлтенькими огнями инженер и
,
трус, буржуй и несимпатичный,
Василий Иванович Лисович,
а в верхнем – сильно и весело
загорелись турбинские окна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Всеволожска, Ленинградской области
Технологическая карта урока литературы
(творческая мастерская)
по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»
11 класс
Учитель: Бурунова Н.Л.
Г. Всеволожск
2015
Ход мастерской
1. Организационный момент
Проверьте готовность к уроку: для работы нам понадобятся тетради по литературе, черновики, ручки.
Сегодня на уроке мы проведём творческую мастерскую.
Напоминаю, творческая мастерская – это то место, где каждый из вас превращается в мастера, работающего с замечательным материалом и волшебным инструментарием – русским языком. Конечным изделием мастерской будет текст. Я уверена, он будет красивым, точным, логичным, образным, обязательно будет отражать ваше индивидуальное видение. Но не забывайте: в мастерской мы обязательно делимся интересными находками друг с другом, выслушиваем альтернативные точки зрения, никого не критикуем, а лучшее берём на вооружение, работаем индивидуально и в группах.
Я желаю вам успешной и плодотворной работы.
2. Индуктор.
Сегодня мы обратимся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»
-Прочтите текст, данный на экране, и скажите, какой приём использует автор в построении этого фрагмента.
«Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже <…> засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна»
(Использован приём противопоставления. Контраст. Антитеза)
3. Самоконструкция.
1) Деконструкция
-Выпишите из текста фразы, создающие контраст ( в два столбика)
(«засветился слабенькими жёлтенькими огнями» и «сильно и весело загорелись окна»)
- Что конкретно сравнивает автор? Запишите одним словом
(свет)
-Запишите прилагательные- ассоциации к слову «свет», относительно описания окон инженера Лисовича (записывают под фразой: «засветился слабенькими жёлтенькими огнями» )
(тусклый, тёмный, невзрачный, грязный, липкий, больной, неприятный, неуютный)
-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились.
-Запишите прилагательные-ассоциации к слову «свет», относительно описания окон Турбиных (записывают под второй фразой) (яркий, мощный, здоровый, вселяющий надежду, оптимистичный, надёжный, согревающий, путеводный)
-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились
- Обведите в каждом столбике слова-ассоциации, которые, на ваш взгляд, характеризуют не только свет, льющийся из окон, но и хозяев этих квартир.
(Лисович – неприятный, невзрачный, липкий. Турбины – яркие, надёжные, здоровые)
2)Реконструкция
- Сделайте вывод: для чего автор дал контрастное описание светящихся окон этих семей.
-Письменно дайте ответ на вопрос: какую роль в тексте романа играет описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных.
1 этап – каждый работает индивидуально.
3. Социализация.
2 этап – обсуждение в группах, составление единого текста от группы.
4. Афиширование.
-Предлагаю каждой группе прочитать коллективно созданный текст. (Выступает 1 человек от группы)
(Описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных является средством характеристики героев романа, деталью их портретов. Семьи, живущие в доме, отличаются друг от друга так же, как отличается свет, падающий из их окон.
Лисович – это неприятный скользкий тип, лишённый высоких духовных качеств, сосредоточенный лишь на том, чтобы понадёжнее спрятать деньги. В его квартире холодно, темно и неуютно. У этого героя нет сил сопротивляться трудным жизненным обстоятельствам, всё, на что он способен, - спрятаться и переждать, когда минует опасность. Свет из окон его квартиры такой же: очень тусклый, не способный противостоять тьме, окутавшей всё вокруг.
Турбины совсем другие. Это дружная крепкая семья, в которой царит любовь, взаимопонимание и бережное отношение друг к другу. Они сплочены и готовы противостоять любым испытаниям. Поэтому и свет из окон их квартиры мощный, весёлый, похожий на свет маяка, необходимого во времена житейских бурь и непогоды.
Тусклый свет – яркий свет – это зрительный образ. Вы абсолютно верно отметили, что описание светящихся окон квартир – это средство характеристики героев. Качество света хорошо соотносится с поступками, внешним видом, интерьером квартир, речью героев. То есть описание света помогает нам дать внешнюю характеристику героям романа.
5. Разрыв.
-Предлагаю прочитать ещё одну фразу из романа.
«Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.»
-Задумайтесь над символикой этой фразы? Какая характеристика содержится здесь и что характеризуется?
Символом чего в данном случае выступает абажур?
(Абажур в данной фразе – это символ семьи, её единения. Здесь содержится внутренняя характеристика семьи. Семью можно назвать настоящей, когда она представляет собой единое целое, состоящее из любящих людей, объединённых этой любовью и уважением друг к другу.
Лампа без абажура – это нарушение гармонии, это разрушение. Лампа без абажура слишком ярко светит, слепит глаза, уничтожает уют.
Автор призывает сохранять и беречь семью как великую ценность, способную подарить тепло, свет и уют.)
-Чтобы семья была счастлива, важна атмосфера, царящая в доме, верно?
-Получается, что слово «дом» мы можем рассматривать не только как строение, в котором живут люди, но и как место, объединяющее семью. То самое место, где может царить любовь и взаимопонимание, а может преобладать холодность во взаимоотношениях и отчуждение.
6. Создание нового творческого продукта.
-Используя материал сегодняшнего урока, а также знание содержания текста романа, создайте текст на тему: «Дом в изображении М.А.Булгакова»
(работа в группах)
7. Афиширование
Каждая группа читает получившийся текст и вывешивает его на доску.
(По окончании урока желающие могут подойти к работам и поставить условный знак на той работе, которая ему кажется наиболее полной, качественной, убедительной)
8. Рефлексия.
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими мыслями, своими представлениями о том, каким должен быть Дом.
Написание синквейна.
(Дом
Светлый, уютный
Понимают, ждут, любят
Дом – это не стены и крыша, это святое место, где душе спокойно и легко
Жизнь)
9. Домашнее задание.
Найти в тексте романа и выписать названия предметов-символов Дома Турбиных. Поразмышлять, что они символизируют
Технологическая карта урока,
реализующего системно-деятельный подход и формирование УУД
Предмет: литература
Класс: 11
Учитель: Бурунова Наталья Леонидовна
Автор УМК: Курдюмова Т.Ф.
Тема урока: «Образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: урок практико-ориентированный
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, экран, рабочие тетради.
Цели:
1. Обучающие:
- создание условий для постижения учащимися идейно-художественного содержания романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
-отработка навыков владения устной и письменной речью
2. Развивающие:
- отработка навыков аналитической работы с текстом
-отработка умения интерпретировать прочитанное
-отработка навыков создания текста
3. Воспитательные:
- воспитание чуткого отношения к художественному слову
- развитие языкового чутья, воспитание бережного от ношения к слову
Планируемые результаты
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи: |
Умение объективно оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли |
Систематизация материала, составление алгоритма действий при решении проблемы
|
Этап урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
Создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу |
-приветствие -проверка готовности учащихся к уроку -настрой учащихся на работу |
-приветствие учителя -организация своего рабочего места -демонстрация готовности к уроку |
Личностные: эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: слушание собеседника |
2. Индуктор.
|
Мотивировать дальнейшую деятельность учащихся; Актуализировать личный опыт учащихся, связанный со смыслом деятельности |
Ознакомление учащихся с текстом Постановка проблемного вопроса |
-поиск ответа на вопрос на основе прочитанного текста |
Познавательные: осмысленное чтение и анализ текста Коммуникативные: умение слушать собеседника, точно выражать свои мысли Личностные: проявление интереса, саморегуляция
|
3. Самоконструкция. 1) Деконструкция
2)Реконструкция
|
Совершенствовать навыки работы с текстом, словом. Работа по созданию собственного текста. |
Продолжение работы с проблемной ситуацией индуктора |
-выбор того, что удовлетворяет условиям задания - поиск ассоциаций и их словесное оформление |
Познавательные: активизация творческого движения мысли Коммуникативные: умение работать в группах Личностные: проявление позитивного отношения к другим и готовность к сотрудничеству. |
3. Социализация.
|
Совершенствовать навыки представления собственного продукта всем участникам |
Организация учебного взаимодействия групп |
Слушают, анализируют, обсуждают |
Познавательные: активизация умения построить логически выстроенный текст Коммуникативные: Умение участвовать в полилоге Личностные: проявление интереса к выступлению одноклассников; умение формулировать собственное мнение
|
Афиширование |
Создать условия для представления продукта аудитории |
Организация работы групп |
. Слушают, анализируют, обсуждают |
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание Личностные: проявление интереса |
5. Разрыв.
|
Создать ситуацию, которая приведёт к ощущению потребности в новом знании
|
Ознакомление учащихся с новым фрагментом текста |
Выявляют отличие данного фрагмента от предыдущего. Интерпретируют
|
Познавательные: активизация навыков создания текста Коммуникативные: умение работать в группе Личностные: проявление творческой активности, умения работать в группе |
6. Создание нового творческого продукта. Работа в группах
|
Создать условия для отражения чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской |
Организация работы групп |
Работа в группе по созданию конечного продукта Оформление письменного высказывания на предложенную тему. |
Познавательные: активизация навыков прямого, точного и полного ответа на поставленный вопрос Регулятивные: осуществление самоконтроля Личностные: проявление уважительного отношения к труду окружающих |
7. Афиширование
|
Создать условия для представления продукта аудитории |
Организация работы групп |
Слушают, анализируют, обсуждают |
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание Личностные: проявление интереса |
8. Рефлексия.
|
Дать возможность выразить собственное мнение по данному вопросу |
Организация написания синквейна |
Оформление письменного ответа |
Познавательные: активизация навыков точного выбора слов Регулятивные: осуществление самоконтроля Личностные: проявление творческого видения |
9. Домашнее задание |
Продолжить размышления по вопросам, затронутым на уроке |
Дать задание, связанное с темой урока |
Внимательно отобрать материал |
Познавательные: Совершенствование навыков работы с текстом большого объёма Регулятивные: осуществление самоконтроля Личностные: проявление интереса к литературному произведению
|
Автор: Бурунова Наталья Леонидовна
→ Публикатор 13.10.2015 0 10475 383 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.