Урок по литературе на тему «Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи»
Цель:
- выяснить тематику цикла «Темные аллеи» Бунина, познакомиться с одноименной новеллой.
Задачи:
- предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
- метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
- личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся, мотивация восприятия.
-Ребята, я буду читать вам кусочки из произведений И. А.Бунина, а ваша задача вспомнить откуда они.
1. «Догорел апрельский светлый вечер...»
"А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля."
2. «Цифры»
"И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!"
3. «Листопад»
"Лес, точно терем расписной..."
4. «Косцы
-Следующий рассказ был написан писателем в эмиграции.
"Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня."
5. «Кавказ»
"Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов."
Этот замечательный рассказ принадлежит к циклу «Темные аллеи», первый рассказ которого дал имя самому циклу, создававшемуся тоже в эмиграции.
Вспомним, что темой рассказа - любовь мужчины и женщины. Именно этой темой и пронизан цикл «Темные аллеи». Но в каждом произведении цикла она преломляется по – разному.
III. «Темные аллеи». Слово учителя.
Любовной теме И. А. Бунин посвятил большую часть произведений, от первых до последних. Сборник "Темные аллеи" воплотил все многолетние размышления писателя о любви. Бунин видел ее повсюду. Для него это понятие было весьма широко.
Рассказы Бунина – это философия. Любовь он видит в каком-то особом свете, в то же время отражая чувства, испытанные каждым человеком. С этого взгляда любовь общая для всех.
Одноименный рассказ стоит первым в сборнике. Названию рассказа поспособствовало стихотворение Огарева «Необыкновенная повесть». Работая над рассказом Бунин вспомнил, что когда-то, читая сборник стихов Огарева, он увидел следующие строки:
«Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея...»
Это вызвало в душе Бунина воспоминания о русской осенней поре,ненастье, старом военном времени... Затем возник рассказ, который Иван Алексеевич назвал взятыми из стихотворения словами: "Темные аллеи". Так возник образ «темных аллей» в его первоначальном значении. Впоследствии этот образ расширяется до образа человеческой души, ее непостижимости.
IV. Чтение и осмысление текста.
-Как вы уже поняли, сегодня мы будем читать новеллу Бунина, которая называется «Темные аллеи». Какие же мысли, ассоциации у вас вызывает заголовок?
(Лес, поздний вечер, мрак, темнота, вой ветра.)
- Как вы думаете, какой должна быть тональность произведения?
(По тональности рассказ печальный, грустный, страшный, занимательный.)
-Определите, по-вашему мнению, основную мысль ?
(Люди считали это место нечистым, поэтому обходили стороной.
Действие происходит в городе с рестораном «Темные аллеи». Однажды туда приехал знаменитый художник и увез с собой официантку. Они жили долго и счастливо, часто вспоминали «Темные аллеи».)
-Очень хорошо, но пока четкого представления о рассказе у вас нет. Сейчас я вам назову цепочку слов , а вам нужно будет выстроить сюжет.
- холодное осеннее ненастье
- тарантас
- стройный военный старик
- горница
- красивая не по возрасту женщина
- самовар
- хозяйка
- чистота
- любила
- бросили
- не простила
- жена
- сын
- поехали дальше
- богатеет
(Дети приводят свои прогнозы.Например:
"В холодное осеннее ненастье старый тарантас подъехал к трактиру. Из него вышел стройный военный усатый старик. Он вошел в светлую горницу и увидел высокую красивую не по возрасту женщину. Она поставила самовар.Это была хозяйка. Вокруг все было чисто и уютно. За чаем она поведала, как любила и как ее бросили. Предательство она до сих пор не простила. А мужчина рассказал о своей жене и сыне. После чая он и его слуга поехали дальше. Идет время, а он богатеет.")
-Очень интересный прогноз. Кто еще желает рассказать свой сюжет?
-Атеперь обратимся к оригиналу. Но читать будем с остановками.
«В холодное осеннее ненастье, ...- Эй, кто там!»
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
(В помещение вошла красивая женщина и она очень понравилась гостю.)
- А теперь давайте прочитаем следующую часть рассказа.
«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, ...- Надежда! Ты? – сказал он торопливо.»
-Как вы считаете, что произойдет дальше?
(Это была его бывшая любовь, которую он потерял, а сейчас нашел.)
-Мы снова продолжаем чтение, вследим за сюжетом.
"Я, Николай Алексеевич, - ответила она....- Прикажи подавать…»
-А как теперь будут развиваться действия?
(Николай Алексеевич посадил Надежду, и они поехали домой к нему и жили долго и счастливо.)
-Давайте же узнаем, что на самом деле было.
«Когда поехали дальше, ...Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…»
- А сейчас давайте вернемся к нашей цепочке слов. Какие из них, по-вашему, наиболее значимы?
(Учащиеся по очереди называют ключевые слова и объясняют их выбор.).
- Как вы думаете, о чем повествует нам рассказ и какие проблемы ставит перед нами Бунин. Свой ответ изложите письменно.
(Чтение эссе.)
-А теперь давайте составим вместе с вами синквейны.
1) Николай Алексеевич.
Стройный, несчастный.
Краснеет, вспоминает, жалеет.
Не нашел своего счастья.
2) Надежда.
Красивая, аккуратная.
Любит, прощает, богатеет.
Сложилась удачная жизнь.
-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке. А сейчас я вам прочту стихотворение Огарева «Обыкновенная повесть».
- Из одного произведения появляется другое. Докажите, что рассказ «Темные аллеи» И. Бунина эристичен к сюжету стихотворенияН.Огарева «Обыкновенная повесть» . Вы должны сопоставить произведения. Это ваше домашнее задание.
V. Вывод урока.
Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? Какие уроки вынесли для себя? Над чем задумались?
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Одинченко Елена Александровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.