Елена Сафонова, 11.10.2020 0

Прием «Круг сообщества»: как сплотить коллектив, провести мозговой штурм или разрешить конфликт в школьном коллективе? Прием в копилку классного руков


В педагогической копилке каждого учителя имеется множество приемов, направленных на сплочение ученического коллектива. Это и различные игры, и общие практические дела. В этой статье речь пойдет об одном из таких приемов — "круге сообщества. Прием направлен на урегулирование или выстраивание отношений, на разрешение конфликтов.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Что такое "круг сообщества"

Основана эта технология на древних традициях, когда вопросы решались в кругу старейшин. Достаточно вспомнить хотя бы рыцарей Круглого стола. 

Круг — символ равенства.  Тут никто не может спрятаться на задней парте. Нет первых и последних. Тут все вместе.

Круги сообщества проводят в ряде случаев:

  • если это неустоявшийся коллектив (вновь сформированный класс; родители детей такого класса);
  • если в группе не получается создать коллектив в полном смысле слова;
  • если в классе конфликт, в который втянуты многие люди (обычно — более четырех);
  • если в классе есть изгои;
  • если у класса не складываются отношения с учителем;
  • если просто захотелось провести в такой форме классный час или родительское собрание.

Форма круга сама по себе настраивает нас на более дружелюбный тон, способствует дискуссии, помогает провести задушевную беседу или мозговой штурм.

Правила Круга

Круг сообщества — это не просто беседа. Это беседа по правилам. Если обходиться без них, получим не "круг", а базар. И все проблемы только усугубятся.

Поэтому сразу сообщаем участникам о правилах Круга.

  • Говорит только тот, у кого в руках Символ слова.
  • Символом слова может быть любой мелкий предмет, который удобно держать и передавать из рук в руки. Но чаще всего используют что-то с символическим смыслом: маленькую мягкую игрушку, сердечко, цветок.
  • Говорить надо уважительно, корректно, по существу. 
  • Слушать тоже надо с уважением: смысл мероприятия в том, чтобы понять другого. Как же его понять, если не слушать?
  • Все сказанное на Круге остается между участниками Круга.

Круг сообщества — удобная и почти универсальная форма медиации, которая дает широкие возможности работы с коллективом детей или их родителей. Это одна из восстановительных практик, доступная и сравнительно несложная в подготовке. (Смотрите также:Запись вебинара Конфликт в школе. Служба медиации + тетради «Конфликт»)

Но необходимо отметить, что Круг сообщества — техника, требующая тренировки и от участников, и от учителя, проводящего мероприятие. Взрослые (если речь о родительском собрании) адаптируются к этой форме довольно быстро. А вот подростки — совсем нет.

Поэтому, если Круг проводится из-за конфликта, лучше начать с нейтральной темы. Может быть, даже вообще не касаться самых болевых точек на первом Круге. Пусть сначала возникнет хоть какое-то взаимопонимание.  Может быть, это даже само по себе повлияет на конфликт изнутри. 

Темой обсуждения на Круге могут быть любые вопросы, как-то связанные с жизненными ценностями, с моралью, с духовными запросами и т.п. Можно обсудить какое-то качество человека, взяв за основу:

  • случай из жизни;
  • притчу;
  • литературное произведение;
  • историческое событие или что-то из новостей (событие современной общественно-политической жизни);
  • результаты опроса детей.

Например, учитель спрашивает: «Как вы думаете, какая человеческая черта самая плохая (хорошая, полезная, опасная...)?»

Подростки отвечают по кругу, передавая из рук в руки символ слова.

Учитель что-то выбирает из их ответов и предлагает поговорить об этом.

Очень важно устроить так, чтобы отвечали сами ребята. Мнение взрослого не должно быть эталонным. Классный руководитель может высказаться по заданному вопросу последним или не высказываться совсем.

Необходимо строго следить за поведением участников: Круг проводится по правилам, без них нельзя. Необходимо пресекать грубость, неуважительные или бессмысленные высказывания, напоминая в мягкой, но твердой форме о правилах поведения.

После того как бесконфликтное общение налажено, можно переходить к самым болезненным вопросам. Возможно, уже полученный навык уважительного слушания с самого начала сделает разговор более конструктивным. Но даже если нет, правила Круга остаются прежними и страсти придется сдерживать.

Необходимо помнить, что Круг сообщества направлен в первую очередь на сплочение коллектива, решение проблем взаимопонимания. Для решения небольшого личностного конфликта лучше прибегнуть к другим формам медиации.

Родительское собрание в форме Круга сообщества

В форме Круга сообщества нередко проводятся родительские собрания. Особенно полезна эта форма в том случае, если это вновь сформированный класс и родители незнакомы друг с другом. 

К такому собранию необходимо подготовиться: 

  • расставить парты кругом;
  • создать комфортную обстановку (оформление стен фотокарточками детей или симпатичными картинками, чай, может быть, свечи);
  • придумать подходящий символ слова;
  • правила Круга можно спроецировать на экран или распечатать на листочках и раздать участникам;
  • дать людям сначала немного пообщаться, а уже потом приступать.

Начинать такое собрание — Круг — знакомство рекомендуется с вопроса о наиболее важных, с точки зрения родителей, жизненных ценностей. 

Затем можно спросить об интересах, семейных традициях, любимых формах отдыха, фильмах, книгах, отношении к учебе, планах на будущее...  Главное — нащупать тему, которая заинтересует большинство участников, заставит их раскрыться.

Такое родительское собрание помогает достичь сразу нескольких целей:

  • позволяет быстро познакомиться;
  • дает родителям учеников почувствовать себя в школе нужными и интересными людьми;
  • сплотить коллектив родителей.

Очень важно разговорить всех, кто пришел на собрание. Для этого учитель обычно сам первым отвечает на свой первый вопрос. На этот вопрос он просит затем ответить абсолютно всех присутствующих. А вот на последующие вопросы родители отвечают по желанию.

Особенности проведения круга сообщества в условиях дистанционного обучения

Круг сообщества — это форма, которая не очень подходит для удаленного формата. Но бывают ситуации, когда классный час провести все же необходимо, пусть и дистанционно, а формат круга навязывается темой встречи.

Раз так, необходимо решить несколько небольших проблем и одну большую — символ слова.

Проблема присутствия решается сравнительно несложно: ребятам запрещено выключать камеру.

Вопросы надо сделать максимально дробными, чтобы опрос по кругу проходил быстро и никто не успел заскучать.

Символ слова надо предложить ребятам изготовить себе самостоятельно. Что это может быть?

  • Сердечко из бумаги/ картона, на котором написаны афоризмы или пожелания.
  • «Пятерня», вырезанная из бумаги/картона по силуэту руки данного ребенка.
  • Птичка, на которой написаны «крылатые слова» по теме встречи и т.д.

Ребенок, который хочет сказать, поднимает символ слова, и учитель включает его микрофон. В остальное время микрофон выключен.

Если ребят немного и они дисциплинированны, микрофон можно не выключать, а просто называть того, кто будет сейчас говорить.

Можно опрашивать участников по алфавиту.

Круг —интереснейший формат для классного руководителя. Он создает массу возможностей для взаимодействия, учит уважать и понимать других, воспитывает эмоциональный интеллект.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?