Елена Сафонова, 12.10.2020 0

"Давайте жить дружно": что делать, если возник конфликт в школе


Везде, где оказывается рядом двое или более людей, возникают трения и обиды. Конечно, большинство из нас стремится избежать конфликта. Но это иной раз бывает совсем не так просто. Что же делать?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Причины конфликтов

Причиной трений всегда является какая-то внутренняя проблема: несогласие, отсутствие единомыслия, антипатия или дурное воспитание. 

Плохо воспитанный, злой человек нередко специально провоцирует конфликт, чтобы "сорваться" и поднять себе настроение, взбодриться. 

Если так ведет себя педагог, то это просто недопустимо. Мы уверены, что это редчайшее явление. Если такой педагог есть в школе, то с ним стоит поговорить психологу: возможно, учитель осознает свою проблему и справится с ней или сменит профессию.

Если это стиль поведения ребенка или подростка, то хорошо бы вместе с психологом выяснить причины этого явления. Может быть, ребенку недостает внимания и таким образом он пытается восполнить дефицит. Но нередко причина — слабый уровень развития эмоционального интеллекта.

Антипатия вполне может возникнуть между людьми, кто бы они ни были: между учителями, учениками, а нередко — и между педагогом и школьником. В этом нет ничего противоестественного, однако антипатия не должна приводить к ссорам. Если ученик пока не умеет избегать конфликтов, надо его научить.

Наконец, в случае несогласия возможно также обойтись без ссор, а в конфликтных ситуациях действовать правильно, чтобы сохранить добрые взаимоотношения.

Как избегать конфликтов

Наивно думать, что ребенок сам по себе будет искать компромиссы. Более вероятно, что чуда не произойдет. Может быть, школьник этого пока не умеет, а может быть — не видит смысла. 

Можно провести классный час (а лучше несколько), на котором устроить игру "Самый миролюбивый" или "Друзья Леопольда". В ходе мероприятия рекомендуется буквально разыграть разные ситуации. Задача команд — найти бесконфликтный выход.

Конфликты "несогласия" провоцирует ситуация отсутствия четких правил. Если, например, все школьники на всех уроках сидят так, как их рассадил классный руководитель (или дети расселись сами, а педагог утвердил схему рассадки), то какие могут быть конфликты между ребятами? Совсем другое дело — ситуация, когда ребята садятся на каждый урок по своему усмотрению. В этом случае ссоры из-за места могут стать постоянными.

Хорошо, когда есть определенные правила, регламентирующие права и обязанности каждого в потенциально конфликтных ситуациях. Например, кто поливает цветы или оформляет стенгазету, можно решить заранее.

Правила желательно сформулировать всем вместе. Пусть каждый ученик займется "законотворчеством", ведь неловко нарушать правила, которые ты сам же и установил.

Правила эти надо оформить на листе бумаги (можно как-то обыграть, например в виде свитка) и повесить на видном месте.

В ряде школ учителя или психолог организуют "школы вежливости".

Программы бывают разные, они могут включать в себя

  • историю этикета;
  • современный деловой этикет;
  • правила поведения за столом;
  • особенности этикета у разных народов и т.д.

Но главная цель таких занятий — привлечь внимание ребят к вопросам выстраивания отношений с окружающими людьми. Это происходит исподволь, без лишнего морализаторства. Школьники сами приходят к мысли о том, что правильное, вежливое, уважительное отношение помогает жить спокойно и добиваться целей лучше, нежели наглость и нахрапистость.

Если конфликт все же произошел

Не всегда удается избежать ссоры. Нередко причина для нее имеется, причем довольно веская. Например, порча имущества или даже нанесение травмы одним учеником другому.

Как действовать в том случае, если конфликт уже произошел?

Психологами разработано немало методик разрешения конфликтов. Об одной из них мы хотели бы рассказать. Ее используют школьные службы медиаторов.

Главный принцип действий медиатора — беспристрастность. Поэтому, собственно, едва ли может работать с разрешением конфликта тот, кто в него сам вовлечен. 

Медиатор не реагирует эмоционально на рассказы участников конфликта и не принимает сторону ни одного из них. 

Он просто организует встречу, озвучивает ее правила (не обесценивать другого; стараться найти решение; если решение будет найдено, действовать в соответствии с ним и т.д.).

Часто ребята не вполне понимают суть конфликта, так как смотрят на него лишь со своей стороны. Например, ученик разбил мобильный одноклассницы, но считает себя почти невиновным, так как мобильный был недорогой и старый. Или у ученика конфликт с учителем из-за неправильного, как он считает, оценивания его работ. 

Поэтому медиатору необходимо добиться присутствия на встрече всех участников конфликта. Каждый должен высказаться, объяснить, чем стал для него конфликт, почему его ранили слова или действия другой стороны.

Например, для подростка, разбившего старый телефон, может стать совершенным откровением, что гаджет был дорог пострадавшему как память или что в семье просто нет денег купить новый телефон.

Часто уже на этом этапе виновнику становится неловко. Он впервые начинает осознавать, что принес в жизнь другого человека проблемы и страдания.

Еще одно важное правило медиации — добиться решения, включающего в себя исправление принесенного вреда.

То есть виновник конфликта должен сам придумать, как компенсировать нанесенный им вред. Скажем, в случае с телефоном виновник может купить новый на свои карманные деньги или заработать необходимую сумму.

Медиатором может быть любой человек, прошедший специальную подготовку и чувствующий себя способным работать в этой сфере. Деятельность эта добровольная.

Принципы службы примирения:

  • добровольность;
  • беспристрастность;
  • взаимоуважение;
  • конфиденциальность;
  • равноправие.

Медиатор должен инициировать высказывания сторон конфликта об их переживаниях в связи со случившимся, демонстрировать понимание с помощью приемов "активного слушания", призывать виновных придумать фирму компенсации нанесенного вреда.

Решение, которое будет принято в результате, должно устраивать всех участников.

Представим себе ситуацию. Оля шла по коридору, одновременно читая сообщения в соцсети. Кирилл выбегал из класса. Он резко распахнул дверь и ударил Олю, выбил у нее из рук смартфон, который упал и разбился. 

Медиатор встречается с ребятами по отдельности, выясняет, что их огорчило в ситуации и чего бы они хотели (допустим, Оля хочет новенький айфон в порядке компенсации за разбитый гаджет и шишку на лбу, а Кирилл считает, что она сама виновата, а смартфон был старый, с таким уже ходить стыдно; Оля еще должна быть ему благодарна, ведь теперь ей родители купят гаджет получше). 

Медиатор предлагает ребятам встречу, озвучивает правила (уважительность, конфиденциальность и т.д.), обговаривает удобное время.

Во время встречи медиатор предлагает ребятам высказаться, задавая вопросы:

  • Что ты чувствовала?
  • Почему для тебя это было так серьезно? 
  • Какие ты видишь пути разрешения конфликта? И т.п.

Медиатор продолжает встречу до тех пор, пока не будет найдено решение, удовлетворяющее всех. Обычно оно находится, когда между участниками конфликта возникает взаимопонимание.

Медиатор спрашивает у виновника, как он может скомпенсировать нанесенный вред. Это учит школьников отвечать за свои поступки и решать проблемы конструктивно.

Встреча заканчивается подписанием документа.

Например, в приведенном нами примере ребята в конце обсуждения ребята могут осознать свою неправоту. В результате совместного обсуждения они начинают понимать своего "оппонента" и соотносить свои желания и поступки с действиями и намерениями других людей. Ведь нередко конфликт обусловлен обычным недопониманием, что является следствием слабого развития эмоционального интеллекта. 

Кроме того, это способствует развитию самокритичности, ведь подросткам часто бывает свойственна безотчетная жестокость: ребята не замечают, что причиняют страдания окружающим.

Медиатор ни в коем случае не должен

  • высказывать свое мнение о конфликте;
  • порицать или хвалить, демонстрировать эмоции;
  • переходить на сторону одного из участников конфликта;
  • предлагать свое видение ситуации, давать советы и рекомендации;
  • давать готовое решение конфликта.

Он просто обеспечивает встречу и следит за порядком, останавливая участников, если они становятся агрессивными и начинают обзывать или обесценивать друг друга.

Медиатор также ведет встречу, инициируя обмен информацией и "эмоциями", обсуждение возможных путей решения конфликта (предложенных сторонами!), поиск виновником возможности загладить свою вину (заработать и отдать деньги, помочь в чем-то).

Подобным образом можно проводить процедуру примирения между учителем и учеником. Но надо помнить, что обязательным условием является желание участников конфликта разрешить его. Если учитель идет на эту встречу лишь затем, чтобы еще больше пристыдить и лишний раз "проработать" ученика, а подросток - чтобы "уесть" педагога, то пользы не будет. 

Иногда решение сразу не находится. Тогда может быть назначена еще одна встреча.

Работа с конфликтными ситуациями и уже назревшими конфликтами — неотъемлемая часть работы педагога, так как без конфликтов вообще едва ли возможно любое общение. Задача учителя – показать, как можно разрешить конфликт, никого не унижая и не теряя собственного достоинства; научить понимать и ценить окружающих; быть самокритичным. В этом поможет и собственный пример педагога, и, возможно, что-то из технологий, которыми мы поделились в этой статье.

Дополнительный материал

Запись вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов», автор психолог Наталья Усова. Вебинар + материалы + сертификат слушателя в интернет-магазине по ссылке: https://shop.pedsovet.su/shop/164/desc/sertifikat-zapis-vebinara-materialy-i-dr-konflikty-12-11-2018 или получить номер карты для оплаты переводом с карты на карту Сбербанка — запросите по почте info@pedsovet.su

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?