Влияние генетических факторов на возникновение конфликтных ситуаций в подростковом возрасте
педагог-психолог
ГО СОШ №478 Москва
В настоящее время в системе образования происходят кардинальные изменения. Необходимость подготовки школьников к интеграции в инфраструктуру современного общества и его культуру приводит к интенсификации учебного процесса. Увеличение нагрузки и напряжения во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса повышает степень риска дезадаптации и проявления различных форм отклонений в поведении и развитии. Затрудняет их самоактуализацию. Особенно остро реформы воспринимаются детьми в подростковом возрасте, являющимся ответственным периодом становления личности, изменением мотивов деятельности, системы интересов. Данные изменения носят негативный характер, проявляющийся, прежде всего, в повышенной агрессивности и конфликтности.
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.А. Загоровского, В. Петерса, Л.Б. Филонова, Э.И. Киршбаум и др. отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности, в межличностном общении со сверстниками, со взрослыми, а также с родителями. Подростки не в состоянии разрешать возникающие конфликты, кроме того, в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции, чаще демонстрируют девиантное, и даже делинквентное поведение. Определяющее влияние на межличностные отношения подростков оказывает их собственное восприятие конфликтной ситуации, представление о конфликтах и способах их разрешения.
В подростковом возрасте продолжается влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации, закрепляются полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения. Вопрос о различиях между мальчиками и девочками пубертатного периода связан с двойной детерминацией изучаемых признаков. Учет эволюционно-биологического фактора ведет к понятию пола как конституционального свойства, обусловливающего различия между двумя группами людей мужского и женского пола со стороны несоциальных воздействий. Понимание человеческого поведения как в большей части социального феномена приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы. Личностные различия возникают, прежде всего, как социальный феномен, который не определяется в той же степени природными факторами. Согласно А.В. Либину, мальчики и девочки будут проявлять личностные различия непосредственно в тех областях, где они сталкиваются с проблемами социальной адаптации.
Особенно заметны различия между полами начинают проявляться в период созревания. В специальной литературе указывается, что конституциональный статус формирующейся индивидуальности образуется вследствие определенного гормонального фона организма. На фоне общих различий в конституции в подростковом периоде появляются более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности, которая, в свою очередь, сама начинает влиять на эти взаимоотношения.
Реализация гендерных ролей и характер гендерных отношений в большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности. В подростковом периоде происходит закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связанного с физиологическими элементами созревания организма. Начинают обнаруживаться наиболее значимые гендерные различия - половые особенности восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, характера, темперамента, уровня активности и эмоциональности, агрессивности, тревожности и т. д.
Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как юношей, так и девушек) усложняются. Более старшие подростки при описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые ответы. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. При этом первыми конфликтную ситуацию, в основном, осознают девушки, а инициируют конфликт юноши. К мирному завершению конфликтов чаще стремятся девушки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна юношам, а «злопамятность» – девушкам. В процессе конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девушки, им свойственна косвенная агрессия, при этом юношам – физическая и вербальная.
Представления о конфликте подростков характеризуются, в первую очередь, различной степенью категоричности оценивания сверстников, при этом девушкам свойственны более максималистские суждения. Как отмечает В.Е. Каган, это проявляется в характере представлений девушек об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов. Более максималистские суждения девушек проявляются и при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликте.
Таким образом, отмечается выраженность гендерных различий в психических структурах, детерминированных в большей степени биологически, например темпераменте, способностях. В структурах, обусловленных социальными факторами, гендерные различия относительно сглажены. Личностные гендерные различия особенно выражены у подростков по показателям агрессивности, эмпатии и наиболее стабильны в течение всего подросткового периода, в течение которого происходит активное влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации, закрепляются полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.
Реализация гендерных ролей и характер гендерных отношений в большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности. Необходимо отметить, что существование значительных различий между мальчиками и девочками не может означать, что все рассматриваемые характеристики будут непременно описывать целостную индивидуальность конкретного человека.
Указанные факты демонстрируют лишь один из вариантов системы взаимосвязи биологических и социальных компонентов личности. Данный частный случай может учитываться в целостном психолого-педагогическом процессе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а также при разработке различных вариантов системы развивающего обучения. Эффективным способом предотвращения возможного конфликта является адекватное, своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.