Сергей Гоцуляк, 29.11.2012 1

Три подхода к защите детей от вредной информации в школе


Продолжение серии статей, посвященных защите детей от вредной информации, начатую материалом о последних изменениях в законодательстве. Сегодня рассмотрим основные подходы к решению этой задачи, применяемые в большинстве отечественных школ.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Мы продолжаем серию статей, посвященных защите детей от вредной информации, начатую материалом о последних изменениях в законодательстве.

Сегодня рассмотрим основные подходы к решению этой задачи, применяемые в большинстве отечественных школ.

В настоящее время существует большое разнообразие систем и продуктов для интернет-фильтрации в рамках учебных заведений. Дело в том, что с 2011 года государство больше не предоставляет единую и бесплатную систему, как это происходило в течение ряда лет ранее. Потратив несколько миллионов долларов на разработку и поддержку фильтра, государство и школы оказались в итоге у разбитого корыта.

Эта ситуация сыграла на руку независимым разработчикам, таким как SkyDNS (Екатеринбург) или Entensys (Новосибирск), которые смогли оперативно предложить качественные альтернативы. Подобные компании конкурируют на открытом рынке и действительно заинтересованы в развитии своих продуктов на благо школ, а не получении очередного транша из государственной казны.

Заметно активизировались и интернет-провайдеры, многим из которых пришлось всерьез задуматься о фильтрации трафика.

Но основной груз упал на плечи школьных учителей информатики и системных администраторов, занимающихся обслуживанием школьных сетей. Часто к ним подключено порядка 100-200 различных устройств с выходом в Сеть. И ведь надо позаботиться о том, чтобы учителя и администрация школы могли получить доступ ко всему разнообразию информации, а школьники, наоборот - были ограничены доступом только к ресурсам, используемым в учебном процессе. Задачка не из легких!

Можно выделить три основных подхода.

Первый - возлагаем всю ответственность на провайдера. Пусть сам отвечает за чистоту трафика, мы будем выступать пассивными пользователями. Так, несколько тысяч школ Москвы получают контент-фильтрацию прямо из коробки, благодаря особенностям контракта, который московские власти заключили с компанией МГТС. Технически решение реализовано на базе оборудования Cisco и базы доменов ЦАИР.

Еще один интересный пример уже из нашей практики - провайдер спутникового доступа обеспечил защиту сотен школ в труднодоступных районах при помощи нашего автономного решения для операторов связи (SkyDNS ISP Kit).

Преимущества данного подхода очевидны - учителям на местах не приходится ломать голову над выбором и настройкой фильтра, тратить школьные деньги, поддерживать и обновлять систему - за все отвечают грамотные технические инженеры сторонней компании. Это весомый плюс для небольших школ, которые не могут привлечь хороших специалистов.

Недостатки также ощутимы - подобные системы сложно подстроить под нужды конкретной школы.

Второй подход представляет собой полную противоположность первому. Решение для фильтрации создается сотрудниками и/или энтузиастами на месте. Базой для подобных систем обычно выступает тот или иной дистрибутив Linux, на котором поднимается прокси-сервер, и подключаются доступные в Сети черные и/или белые списки сайтов.

Качество работы подобных фильтров может варьироваться в широких пределах - если блокируются только сайты из черного списка, выйти на противоправный контент обычно можно довольно легко. Никаких проблем с этим не будет как у продвинутых детей, так и у работников прокуратуры, пришедших в школу с проверкой.

А вот если по умолчанию блокируется весь Интернет, качество защиты может быть даже выше, чем у коммерческих систем. Но проблем подобный вариант вызовет еще больше. Любой шаг-влево вправо за пределы списка - и учитель вынужден обращаться к администратору.

Абсолютный лидер среди подобных решений - западная разработка, контент-фильтр DansGuardian, работающий под Linux и FreeBSD.

Огромный черный список, который можно использовать в качестве отправной точки для создания школьного фильтра, можно найти на сайте urlblacklist.com.

Базовый белый список сайтов, рекомендованный для использования в учебном процессе, рекомендуем взять в каталоге образовательных ресурсов: catalog.iot.ru.

Третий вариант - использование специализированных разработок. Наибольшее распространение в школах получили коммерческие решения:  ветеран рынка NetPolice и наш SkyDNS. Довольно активно используется и бесплатный  фильтр "Интернет Цензор".

Использование любого из перечисленных коммерческих фильтров является наиболее оправданным для большинства учебных заведений. Помимо развитых и постоянно совершенствуемых механизмов защиты, администрация школы получает бумажный договор с компанией-разработчиком, который сможет продемонстрировать в случае возникновения вопросов о том, какие меры были предприняты в ответ на требования федеральных законов о защите детей.

Как заинтересованная сторона, не берусь рекомендовать какой-то определенный продукт из этого списка. Любой из них при правильной настройке может обеспечить качественную фильтрацию. Опасения вызывает лишь "Интернет Цензор" - он не обновляется с прошлого года, и его актуальность современным требованиям вызывает определенные сомнения.

Давайте посмотрим на популярность этих подходов в масштабах всей страны. Конечно, точной статистики по данному вопросу не существует, но если ориентироваться на наши внутренние цифры, получается следующая картина.

Более трети школ России работает с решениям от интернет-провайдеров. Подобная ситуация особенно характерна регионов, где активны крупные телеком-операторы, работающие по крупным госконтрактам и оказывающие услуги доступа к сети и фильтрации в одном флаконе.

Около 20-30% школ самостоятельно, или на уровне местных управлений образования заключают договора с тем или иным разработчиком коммерческих контент-фильтров.

Наконец, значительная часть учебных заведений использует весь спектр оставшихся альтернатив - от упования на то, что учитель сможет самостоятельно проконтролировать доступ всех учеников в классе, до создания очень продвинутых вариантов многоступенчатой защиты с использованием лучших наработок из мира Open Source и коллективного опыта других учителей.

Хотите оказаться в рядах лучших? Читайте следующую статью цикла, в которой мы даем конкретные рекомендации по настройке и использованию школьного контент-фильтра SkyDNS. Нам удалось выработать ряд полезных рекомендаций, опираясь на обратную связь от наших пользователей из сферы образования.


Сергей Гоцуляк,
руководитель компании SkyDNS,
разработчика отечественной системы интернет-фильтрации и защиты от интернет-угроз ( http://www.skydns.ru )

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 [Материал] полякова • 19:40, 19.12.2012
Я,считаю правильным такие меры,защиты детей от ненужной информации,для того чтобы они жили со здоровой психикой,и чистым умом.
[Материал]