Сергей Гоцуляк,
26.10.2012 0
Новый закон о защите детей от вредной информации - что нужно знать учителю?
Одним из важных нововведений, вызвавшем шквал обсуждения в СМИ, является появление единого черного списка сайтов, или "единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов". Данный реестр, по задумке авторов проекта, будет содержать список ресурсов Сети, содержание которых противоречит нормам морали и законов РФ.
Долгое время велись дебаты о технических нюансах реализации реестра, степени открытости сведений, выборе организации, отвечающей за его поддержку. В конце сентября правительство РФ представило постановление об информационной системе единого реестра, в котором различные спорные моменты получили четкие формулировки.
Другим новшеством закона стало требование маркировки всех материалов, появляющихся на сайтах, зарегистрированных как СМИ, специальными знаками, например "18+". К счастью, выполнение подобных мер в школах вряд ли потребуется.
С практической точки зрения важно знать две вещи.
Во-первых, государство недвусмысленно выражает свое намерение регулировать доступ детей к информации, которая может нанести им вред. Формально это положение звучит следующим образом:
Во-вторых, применительно к ситуации в школе - ответственность за конкретные меры в большинстве случаев будет нести администрация учебного учреждения (впрочем, так оно обычно и случалось в сложившейся правоприменительной практике).
Если в прошлой редакции закона полномочия по фильтрации возлагались на оператора связи, то в новой версии эти полномочия возлагаются на любые лица, а неоднозначную формулировку можно трактовать таким образом, что интернет-провайдеры формально вообще выпадают из зоны ответственности.
Таким образом, новый закон буквальным образом легализует стихийные проверки прокуратуры, проводившиеся в школах и ранее.
Ситуация осложняется тем, что государство более не предлагает какого-либо общего решения для фильтрации во всех учебных учреждениях, как это было ранее. В некоторых регионах эту обязанность берут на себя операторы связи (например, МГТС обеспечивает фильтрацию для нескольких тысяч школ Москвы и области), но зачастую подобные решения недостаточно гибкие, и не решают всех проблем.
Надо заметить, что за последние годы использование информационных технологий и Интернет в школах вышло на новый уровень. Типичная средняя школа в городе-миллионнике использует более сотни компьютеров в работе (компьютерные классы, библиотека, машины учителей и администрации). В последнее время эта база активно расширяется за счет планшетов и электронных книг.
Учителя все активнее используют в учебной практике видеоматериалы, обмениваются информацией в специализированных школьных системах (наиболее известная Дневник.ру), ставят ученикам задания, ориентированные на поиск информации в Сети.
Ужесточение требований государства - с одной стороны, и глубокое проникновение ИТ в жизнь школы - с другой, представляют серьезный вызов как для разработчиков систем фильтрации, так и для администрации школ, которые вынуждены лавировать между двумя полюсами.
В дальнейших статьях серии мы планируем разобрать наиболее часто встречающиеся у учителей вопросы по теме, и дать конкретные рекомендации, которые позволят создать в школе надежный бастион на пути нежелательной информации.
Сергей Гоцуляк,
руководитель компании SkyDNS,
разработчика отечественной системы интернет-фильтрации
и защиты от интернет-угроз ( http://www.skydns.ru ).
Долгое время велись дебаты о технических нюансах реализации реестра, степени открытости сведений, выборе организации, отвечающей за его поддержку. В конце сентября правительство РФ представило постановление об информационной системе единого реестра, в котором различные спорные моменты получили четкие формулировки.
Другим новшеством закона стало требование маркировки всех материалов, появляющихся на сайтах, зарегистрированных как СМИ, специальными знаками, например "18+". К счастью, выполнение подобных мер в школах вряд ли потребуется.
С практической точки зрения важно знать две вещи.
Во-первых, государство недвусмысленно выражает свое намерение регулировать доступ детей к информации, которая может нанести им вред. Формально это положение звучит следующим образом:
"Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей [...] в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации."Статья 11, пункт 2 закона 436-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html)
Во-вторых, применительно к ситуации в школе - ответственность за конкретные меры в большинстве случаев будет нести администрация учебного учреждения (впрочем, так оно обычно и случалось в сложившейся правоприменительной практике).
Если в прошлой редакции закона полномочия по фильтрации возлагались на оператора связи, то в новой версии эти полномочия возлагаются на любые лица, а неоднозначную формулировку можно трактовать таким образом, что интернет-провайдеры формально вообще выпадают из зоны ответственности.
"Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию."Статья 14, пункт 1 закона 139-ФЗ (http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html)
Таким образом, новый закон буквальным образом легализует стихийные проверки прокуратуры, проводившиеся в школах и ранее.
Ситуация осложняется тем, что государство более не предлагает какого-либо общего решения для фильтрации во всех учебных учреждениях, как это было ранее. В некоторых регионах эту обязанность берут на себя операторы связи (например, МГТС обеспечивает фильтрацию для нескольких тысяч школ Москвы и области), но зачастую подобные решения недостаточно гибкие, и не решают всех проблем.
Надо заметить, что за последние годы использование информационных технологий и Интернет в школах вышло на новый уровень. Типичная средняя школа в городе-миллионнике использует более сотни компьютеров в работе (компьютерные классы, библиотека, машины учителей и администрации). В последнее время эта база активно расширяется за счет планшетов и электронных книг.
Учителя все активнее используют в учебной практике видеоматериалы, обмениваются информацией в специализированных школьных системах (наиболее известная Дневник.ру), ставят ученикам задания, ориентированные на поиск информации в Сети.
Ужесточение требований государства - с одной стороны, и глубокое проникновение ИТ в жизнь школы - с другой, представляют серьезный вызов как для разработчиков систем фильтрации, так и для администрации школ, которые вынуждены лавировать между двумя полюсами.
В дальнейших статьях серии мы планируем разобрать наиболее часто встречающиеся у учителей вопросы по теме, и дать конкретные рекомендации, которые позволят создать в школе надежный бастион на пути нежелательной информации.
Сергей Гоцуляк,
руководитель компании SkyDNS,
разработчика отечественной системы интернет-фильтрации
и защиты от интернет-угроз ( http://www.skydns.ru ).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Сайт: http://www.skydns.ru