Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- открытое занятие по развитию речи;
- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:
- Информационно-аналитический.
- Внедрение в практику.
- Итогово-презентационный.
№ п/п |
Форма работы |
Сроки реализации |
Предполагаемый результат |
1 |
Анализ проблемы. |
сентябрь |
Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. |
2 |
Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. |
Определение проблем в речевом развитии детей. |
|
3 |
Изучение литературы по теме. |
сентябрь - октябрь |
Повышение компетентности. |
4 |
Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
октябрь |
Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
5 |
Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. |
на протяжении года |
Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
Использование метода проектов, как средство речевого развития. |
|||
6 |
Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. |
Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. |
|
7 |
Посещение открытых занятий в ДОУ. |
Обмен опытом с коллегами. |
|
8 |
Проведение открытых занятий по развитию речи у детей. |
|
Презентация своего опыта работы. |
9 |
Индивидуальные беседы и консультации с родителями. |
Углубление сотрудничества с родителями. |
|
10 |
Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. |
Повышение педагогической компетентности родителей. |
|
11 |
Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. |
апрель |
Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
12 |
Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». |
май |
Презентация итогов работы по самообразованию. |
План по самообразованию воспитателя ДОУ не имеет стандратной структуры. Форма его составления может быть различной и определяется требованиями конкретного образовательного учреждения к оформлению деловой документации. В соответствии с этим воспитатель может вносить изменения в представленный образец, заменяя или добавляя определенные графы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.