- дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Соблюдение условий позволяет воспитателю правильно организовать самостоятельное времяпровождение детей:
- Выделение оптимального количества времени для занятий.
- Создание пространства для активности и атмосферы для других видов деятельности.
- Сортировка материала, подходящего для разных видов деятельности дошкольников.
- Выбор расположения игровых принадлежностей в групповой комнате.
- Эффективно личное общение воспитателя и ребенка, для которого выбирается метод воздействия, в большей степени соответствующий особенностям развития дошкольника.
- Организация управления всеми видами занятий детей.
Одной из важных задач для воспитателя в организации самостоятельной работы детей является сохранение спокойного, уравновешенного состояния ребенка.
Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления.
Значение самостоятельной деятельности для развития ребенка
Разнообразные впечатления позволяют сделать игры более осознанными и детальными. Впечатления детей обогащаются в процессе наблюдений и тематических экскурсий. Полезно проследить за работой врача в медицинском учреждении, повара на кухне, помощника воспитателя в группе. Воспитатель акцентирует внимание детей на существенных моментах, тем самым помогая малышу усвоить увиденное. Сосредоточение на определенных деталях дает возможность разобраться во взаимосвязи между действиями, в основе взаимодействия взрослых. Полученные впечатления дают воспитаннику материал для новых игр с сюжетом, которые зафиксируют полученные знания об окружающем мире.
Обогатить содержание игры помогают организованные взрослым показы — инсценировки, знакомящие ребенка с социальными шаблонами поведения. Они помогают детям отличать хорошее от плохого, разбираться в причинно-следственных связях происходящего и примерять на себя образцы поведения.
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные игры со строительным материалом. Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и совершенствует умения и навыки, которые приобрел. Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения. Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы, подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием. Игрушки для стройки сочетают с другими элементами. Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет. Создание новых форм развивает воображение ребенка. Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания о цвете, форме и величине предметов. Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.
Развивать самостоятельную изобразительную деятельность можно с помощью специальной доски и цветных мелков. Занятие по рисованию проходит в группе или на улице во время прогулки.
Воспитание навыка самообслуживания
Важной частью автономной деятельности ребенка являются занятия, способствующие развитию элементарной активности, связанной с трудом и самообслуживанием. Полезно выполнение поручений. Дети совершают их с большим удовольствием.
Чтобы научить воспитанника самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослого и применять навык в обслуживании самого себя, используют 4 этапа:
- Взрослый поясняет и демонстрирует действие.
- Выполняет действие совместно с ребенком.
- Дошкольник выполняет действие, сопровождаемое словестным сопровождением воспитателя.
- Воспитанник самостоятельно осуществляет действие.
В период раннего возраста требуется развить у детей навык самообслуживания, что и выступает видом самостоятельной деятельностью детей. Самостоятельность ребенка в группе сверстников обеспечивает психическое равновесие дошкольника, повышает компетентность ребенка и помогает стать свободным. При этом формируется уважение малыша к самому себе.
Составляющей частью общей работы над развитием самостоятельности дошкольников выступает взаимодействие с родителями. Дошкольник действует самостоятельно не только в ДОУ, но и дома. В привычной, домашней обстановке дети часто чрезмерно используют помощь родителей, особенно мамы.
Планирование самостоятельной деятельности ребенка в первой младшей группе позволяет выявить тенденцию развития каждого участника группы, сравнить результаты, полученные в разных временных периодах.
План самостоятельной деятельности детей по ФГОС включает и деятельность на прогулке. В теплое время года подходят активные игры, пространство для которых организует воспитатель. Дошкольники интересуются всем, что расположено на участке. Можно оборудовать уголок врача, повара и т.д. для самостоятельных игр детей. Зимой воспитанники активно строят крепости из снега, лепят снеговиков, что способствует развитию двигательных навыков и творчества.
Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель МКДОУ "Воробьевский детский сад №1", опыт работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.