Валентина Рогозина, 17.01.2018 0

Самостоятельная деятельность детей в первой младшей группе


Самостоятельная деятельность детей в младшей включает различные виды активности: игры, подразумевающие сюжет и выполнение ролей; игры с имитацией стройки. С этой целью детям выдается крупный конструктор позволяющий научиться выстраивать фигуры с соблюдением равновесия, а также:


Обсудить статью Опубликовать свой материал
  • дидактические игры;
  • ориентировочно-познавательная работа;
  • изучение иллюстраций;
  • предметная активность;
  • двигательные игры;
  • самообслуживание;
  • наблюдения за окружающими явлениями;
  • изобразительная деятельность;
  • исполнение практических поручений старшего.

Соблюдение условий позволяет воспитателю правильно организовать самостоятельное времяпровождение детей:

  • Выделение оптимального количества времени для занятий.
  • Создание пространства для активности и атмосферы для других видов деятельности.
  • Сортировка материала, подходящего для разных видов деятельности дошкольников.
  • Выбор расположения игровых принадлежностей в групповой комнате.
  • Эффективно личное общение воспитателя и ребенка, для которого выбирается метод воздействия, в большей степени соответствующий особенностям развития дошкольника.
  • Организация управления всеми видами занятий детей.

Одной из важных задач для воспитателя в организации самостоятельной работы детей является сохранение спокойного, уравновешенного состояния ребенка.

Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления.

Значение самостоятельной деятельности для развития ребенка

Разнообразные впечатления позволяют сделать игры более осознанными и детальными. Впечатления детей обогащаются в процессе наблюдений и тематических экскурсий. Полезно проследить за работой врача в медицинском учреждении, повара на кухне, помощника воспитателя в группе. Воспитатель акцентирует внимание детей на существенных моментах, тем самым помогая малышу усвоить увиденное. Сосредоточение на определенных деталях дает возможность разобраться во взаимосвязи между действиями, в основе взаимодействия взрослых. Полученные впечатления дают воспитаннику материал для новых игр с сюжетом, которые зафиксируют полученные знания об окружающем мире.

Обогатить содержание игры помогают организованные взрослым показы — инсценировки, знакомящие ребенка с социальными шаблонами поведения. Они помогают детям отличать хорошее от плохого, разбираться в причинно-следственных связях происходящего и примерять на себя образцы поведения.

Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные игры со строительным материалом. Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и совершенствует умения и навыки, которые приобрел. Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения. Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы, подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием. Игрушки для стройки сочетают с другими элементами. Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет. Создание новых форм развивает воображение ребенка. Также игра способствует закреплению знаний о цвете.

Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания о цвете, форме и величине предметов. Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить профессии и основные виды транспорта.

Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.

Развивать самостоятельную изобразительную деятельность можно с помощью специальной доски и цветных мелков. Занятие по рисованию проходит в группе или на улице во время прогулки.

Воспитание навыка самообслуживания

Важной частью автономной деятельности ребенка являются занятия, способствующие развитию элементарной активности, связанной с трудом и самообслуживанием. Полезно выполнение поручений. Дети совершают их с большим удовольствием.

Чтобы научить воспитанника самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослого и применять навык в обслуживании самого себя, используют 4 этапа:

  1. Взрослый поясняет и демонстрирует действие.
  2. Выполняет действие совместно с ребенком.
  3. Дошкольник выполняет действие, сопровождаемое словестным сопровождением воспитателя.
  4. Воспитанник самостоятельно осуществляет действие.

В период раннего возраста требуется развить у детей навык самообслуживания, что и выступает видом самостоятельной деятельностью детей. Самостоятельность ребенка в группе сверстников обеспечивает психическое равновесие дошкольника, повышает компетентность ребенка и помогает стать свободным. При этом формируется уважение малыша к самому себе.

Составляющей частью общей работы над развитием самостоятельности дошкольников выступает взаимодействие с родителями. Дошкольник действует самостоятельно не только в ДОУ, но и дома. В привычной, домашней обстановке дети часто чрезмерно используют помощь родителей, особенно мамы.

Планирование самостоятельной деятельности ребенка в первой младшей группе позволяет выявить тенденцию развития каждого участника группы, сравнить результаты, полученные в разных временных периодах.

План самостоятельной деятельности детей по ФГОС включает и деятельность на прогулке. В теплое время года подходят активные игры, пространство для которых организует воспитатель. Дошкольники интересуются всем, что расположено на участке. Можно оборудовать уголок врача, повара и т.д. для самостоятельных игр детей. Зимой воспитанники активно строят крепости из снега, лепят снеговиков, что способствует развитию двигательных навыков и творчества.

Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель МКДОУ "Воробьевский детский сад №1", опыт работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?