Марина Гладко, 25.01.2018 0

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями


Сюжетно ролевые игры — незаменимое средство развития самостоятельности и творческой самореализации детей старшего дошкольного возраста. Они значительно отличаются от всех видов игр, которые организовываются с детьми на более ранних этапах развития. Их проведение не предусматривает соблюдения строгих правил и дает возможность детям проявить инициативу, самим выбирать подходящую для них сюжетную линию. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Использование сюжетно-ролевых игр позволяет эффективно развивать социальные компетентности дошкольников, учить их правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, выстраивать взаимоотношения с другими, управлять своими эмоциями. Воспитателю детского сада в своей работе удобно использовать картотеку сюжетно-ролевых игр в старшей группе.

Младший братик

Цель: предложить детям воспроизводить быт в семье, расширить их знания о семейных отношениях, семейных обязанностях; учить заботиться о членах семьи; развивать навыки самообслуживания.

Оборудование: куклы, предметы быта, мебель, посуда, одежда.

Содержание игры

В качестве «младшего» будет кукла (в идеале это должна быть кукла типа «беби борн», которую можно кормить и сажать на горшок). Детям предлагается выполнить разные задания:

  • покормить братика кашей и убрать посуду;
  • переодеть малыша;
  • сходить с ним на прогулку;
  • уложить спать;
  • поиграть с ребенком.

Дети должны сами обустроить пространство для этой игры: расставить мебель, выбрать нужные предметы, разложить их по полочкам. В ходе игры надо нацеливать дошкольников на то, что им необходимо всегда следить за настроением малыша и уметь его успокоить, если ему что-то не нравится или он начинает капризничать.

По итогам игры воспитатель должен похвалить детей, но обязательно предостеречь, что проявлять заботу о своих настоящих братиках и сестричках они могут только под присмотром родителей! Можно обратить внимание на некоторые неправильные действия, которые допускались во время игры, и обсудить их последствия в реальной ситуации.

Большая уборка

Цель: учить детей правильно распределять семейные обязанности по поддержанию чистоты в доме; совершенствование умений наводить порядок в комнате; развивать гигиенические навыки; воспитывать чистоплотность и аккуратность.

Оборудование: инвентарь для уборки.

Содержание игры

Перед игрой можно обсудить с детьми, кто у них в семье следит за порядком и чистотой в доме, чем могут помогать другие члены семьи, как должны быть распределены обязанности. Далее ребятам нужно определить, кто какую роль будет выполнять, и договориться между собой о том, какую часть работы будет делать каждый.

Дети сами обозначают, где именно они будут убираться. За качеством уборки следит «главный в доме» — ребенок, который исполняет роль мамы. Не следует поощрять желание дошкольников использовать во время уборки средства бытовой химии, даже если они видели, как это делает мама. Воспитатель может коротко рассказать о возможной опасности таких веществ.    

Мы в огороде

Цель: расширять знания детей о трудовой деятельности в семье, необходимости содержать огород; развивать навыки по уходу за растениями; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: огородный инвентарь, муляжи овощей, корзинки.

Содержание игры

Проведению игры предшествует беседа о том, что для приготовления еды дома часто используют овощи, которые очень полезны, и их необходимо употреблять практически каждый день. Воспитатель объясняет предпочтительность употребления овощей со своего огорода. Дети, у которых дома или на даче есть грядки, рассказывают о своих наблюдениях за трудом взрослых. Нужно обратить внимание дошкольников на сезонность работы на огороде.

В начале игры дети выбирают, в какой именно сезон они отправятся на огород, определяются, чем они будут там заниматься и отбирают нужный им для этого инвентарь. Им следует распределить между собой обязанности (воспитатель подмечает, что мужчинам достается более тяжелый физический труд). Ребята могут разыграть несколько сюжетов:

  • сажаем картошку (или другой овощ);
  • прополка;
  • сбор урожая.

Важно обратить внимание, что если работать дружно, слажено, помогая друг другу, то и работа идет веселее и будет сделана быстро.

На уроке

Цель: упорядочить представления детей о правилах поведения на уроке, порядке его проведения; расширить их знания о роли учителя, его обязанностях; подготавливать детей к роли учеников; формировать позитивное отношение к школе.

Оборудование: школьные принадлежности, парты, доска.

Содержание игры

Воспитанники старшей группы детского сада уже имеют некоторые представления о школе. В начале игры можно предложить им рассмотреть картинки, где изображены дети на уроке, провести беседу о том, чем оны заняты, как себя ведут и т.д.

Далее малыши распределяют роли, выбирая одного учителем, а остальные — школьники. Обычно дети разыгрывают такие сюжеты:

Воспитатель может предложить «учителю» провести объяснение нового материала, например, разучить новую букву. Важно пресекать любые попытки детей вести себя очень строго в роли учителя или чрезмерно шалить в роли ученика.

Стройка

Цель: расширять знания детей о профессии строителя, процессе строительства; развивать навыки коммуникации, сотрудничества; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: строительный конструктор, строительные каски.

Содержание игры

На подготовительном этапе рекомендуется провести экскурсию на стройку или посмотреть соответствующее видео (мультфильм, отрывок кинофильма). В ходе беседы нужно выявить представления детей о том, люди каких профессий работают на стройке, какая техника и инструменты им необходимы. Воспитатель должен рассказать об основных процессах строительства и коротко сообщить о главных правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать на стройке.

В начале игры дети распределяют роли. Так же им нужно договориться о том, какой именно дом они будут строить. Воспитатель должен обратить внимание, что каждый будет выполнять только свою работу, но при этом всем надо работать слажено.

В ходе игры проектировщик размечает размеры дома, его стен; расположение окон и дверей; форму крыши. Прораб должен руководить всем процессом стройки, отдавая распоряжения, куда и сколько строительного материала нужно доставить, следит за качеством работы. Крановщик подает «кирпичики», каменщики строят стены, а другие работники устанавливают окна и двери, делают крышу.

Печем булочки

Цель: расширять знания детей о профессии пекаря; формировать представления о процессе создания хлебобулочных изделий; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду.

Оборудование: тесто для лепки, формочки для печенья, макет духовки.

Содержание игры

Перед началом игры можно угостить детей булочками, а потом завести разговор о том, знают ли они, кто и как печет булочки. Нужно провести беседу о профессии пекаря, посмотреть рисунки или видео. Можно обратить внимание на обязательное наличие у пекаря специальной формы (фартук, колпак, перчатки). Также следует обсудить последовательность всего процесса приготовления булочек.

Для этой игры распределять роли не нужно, поскольку все будут пекарями. При наличии условий воспитатель может предложить детям использовать отдельные ингредиенты и замесить из них тесто самостоятельно. Однако намного проще использовать в ходе игры готовое тесто для лепки.

В задание детей входит раскатать тесто, придать ему форму булочки (печенья, пирожного, торта) и «испечь» в духовке. Затем им необходимо украсить свое изделие кремом, ягодами, всевозможными посыпками. На этом этапе не стоит ограничивать фантазию детей.  

Пиццерия

Цель: познакомить с процессом приготовления пиццы; расширить знания детей о правилах поведения в местах общественного питания; развивать коммуникативные компетентности, умение вежливо общаться.

Оборудование: ингредиенты для создания пиццы, печь, посуда, мебель для кафе, меню, кассовый аппарат.

Содержание игры

Эта игра соединяет в себе несколько направлений:

  • процесс приготовления пиццы;
  • процесс обслуживания в пиццерии;
  • правила поведения в общественных местах.

Перед началом игры можно провести беседу с детьми, бывали ли они в пиццерии или кафе, как нужно себя там вести. Затем они должны распределить такие роли: работники кухни, официанты, кассир, посетители. Для каждого свое задание: 

  • посетители приходят в пиццерию, делают заказ, кушают, расплачиваются;
  • официант встречает посетителей, ознакомит их с меню и принимает заказ, передает его на кухню, обслуживает посетителей;
  • работники кухни изготавливают пиццу;
  • кассир формирует счет.

Воспитателю необходимо следить за стилем общения детей, поощрять использование вежливых слов.

Данная картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями содержит игры на бытовые темы, игры, связанные с расширением представлений детей о профессиях, а также игры, помогающие вырабатывать у дошкольников навыки правильного поведения в общественных местах. Такие игры приучают малышей к выполнению множества социальных ролей, которые им придется исполнять в дальнейшей жизни. Помогают детям усваивать определенные моральные нормы, способствуют формированию у них коммуникативных навыков, развитию умений самостоятельно планировать и творчески развивать сюжет игры, создавать соответствующую игровую обстановку.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?