Период 6-7 лет — переходный от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. В это время формируются предпосылки учебной деятельности (умения слушать и слышать указания педагога, действовать по образцу, использовать полученные знания для решения аналогичных задач, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.).
Постепенно совершенствуется волевая сфера ребенка. Будущий школьник учится соподчинять мотивы («сначала надо заштриховать картинку, потом можно поиграть в солдатиков»), ставить перед собой цели и достигать их («нарисую красивый цветок»), придерживаться норм культуры поведения и общения (уважать старших, не перебивать сверстника и др.).
Продолжает развиваться самосознание детей. Новый уровень осознания себя называется «внутренняя позиция» — такое отношение к себе, другим, окружающему миру, которое ребенок формулирует словами и демонстрирует поведением. На основе внутренней позиции складываются представления о правилах человеческого общежития.
Ребенок пытается регулировать свое поведение, осмысливать чувства, критически относится к указаниям взрослых, кривляется, манерничает, копирует поведение членов семьи. Так проявляется кризис семи лет.
Причина возникновения кризиса — взросление. Вчерашний дошкольник подспудно понимает, что он перерос текущую стадию развития, и чтобы успешно развиваться дальше, ему необходимо нечто другое, не то, чем занимаются воспитанники детского сада. Этим «другим» выступает учебная деятельность, которая постепенно «вытесняет» игру.
Предварительная работа
Хорошая подготовка — 99% успеха. Прежде чем приступить к работе над текстом выступления или статьи определяют целевую аудиторию. В нашем случае это родители, большинство из которых вряд ли разбирается в психологии развития. Учитывая это, педагог продумывает стиль изложения материала, старается избегать профессиональных терминов. Если без терминологии не обойтись, объясняет значение слов и расшифровывает понятие. Содержание текста «оживляют» примерами из литературных источников или собственных наблюдений.
Текст консультации должен быть:
- связным (понятным для слушателя, читателя);
- целостным (через повествование проходит единая смысловая нить);
- информативным (содержать как можно меньше «воды»);
- четко разделенным на смысловые части (интеллектуальное, личностное развитие ребенка, советы по преодолению кризиса);
- завершенным (выводы, рекомендации по воспитанию детей 6-7 лет с учетом особенностей возраста).
Запрещается отходить от темы, подменять и смешивать понятия. Мысли вытекают одна из другой и обосновывают одна другую.
Если планируется устное выступление, его репетируют перед зеркалом. Пристальное внимание уделяют:
- дикции;
- интонации;
- силе голоса;
- речевому дыханию.
Устное высказывание принято сопровождать презентацией. Проще презентацию скачать, но все-таки лучше подготовить ее самостоятельно. Параллельно с составлением презентации работают над композицией текста. Презентации готовят в компьютерных программах PowerPoint, Prezi, Movavi Slideshow Creator, Slideshow Maker и других.
Составляя письменное сообщение, продумывают:
- заголовок (привлекает внимание читателя, имеет значение как формулировка названия статьи, так и графическое оформление заголовка);
- шрифт (с засечками);
- размеры абзацев, смысловых частей (фрагменты текста не одинаковы, но соразмерны);
- разметку (списки, подзаголовки);
- иллюстрации.
В конце текста помещают список литературы — работ педагогов и психологов, посвященных старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Если приводятся цитаты, указывают номера страниц первоисточника.
При подготовке к составлению консультации задействуют формы обратной связи: анкетирование, «ящик вопросов», телефон доверия и т. д. Анализируя ответы на вопросы анкеты, письма, высказывания родителей, педагог находит и систематизирует информацию по запросам.
Формы проведения консультаций
Консультация — это монологическое изложение материала по заданной теме. Консультация выступает как самостоятельной формой работы, так и частью родительского собрания, вечера вопросов и ответов, иного мероприятия.
Сказанное вовсе не означает, что во время консультирования говорит исключительно педагог, а родители слушают и внимают. Так, на родительском собрании полезно поинтересоваться у пап и мам, как они справляются с кризисом 7 лет, во время конференции, педагогического консилиума поставить проблему и предложить найти решение. Консультацию можно провести перед началом «Педагогического аукциона» («продаются» полезные советы по воспитанию будущих школьников).
Форму консультирования выбирает педагог с учетом пожеланий родителей. Для письменных консультаций предусмотрены родительский уголок и сайт учреждения.
Время
Четких временных рамок проведения консультаций не существует. Индивидуальная консультация может занять несколько минут, подгрупповая или коллективная — около часа. Главное, чтобы родители получили исчерпывающую информацию, поданную кратко и емко. Длительность консультации как части мероприятия соизмеряется с временными рамками, отведенными на ту или иную форму работы. Недопустимо затягивание консультации.
Раздаточные материалы
Чтобы родители запомнили содержание выступления и могли вернуться к услышанному, им раздают:
- брошюры и информационные бюллетени;
- структурно-логические схемы.
В брошюре обобщают информацию по теме (как меняется ребенок в 6-7 лет, почему это происходит, стоит ли ругать, наказывать ребенка, если он дерзит, пытается отстаивать свое мнение, какой стиль общения предпочесть и т. д.). Информационный бюллетень — это краткое изложение материала с выводами и рекомендациями. Структурно-логическая схема выглядит примерно так (вариант оформления):
Структурно-логическая схема консультации
Текст выступления и презентацию размещают на сайте учреждения и рассылают по электронной почте.
Ошибки при проведении консультаций
Педагог, хорошо знающий психологию, умеющий применять знания на практике и делиться ими, пользуется авторитетом у родителей. При проведении консультации важно заинтересовать аудиторию, вызвать у слушателей эмоциональный отклик, дать информацию для размышления.
Консультация не будет эффективной, если:
- Монотонно читать текст «по бумажке». Слушатели могут подумать, что педагог плохо разбирается в теме или хочет быстрее все закончить и пойти домой.
- Увлекаться пространными рассуждениями «ни о чем», злоупотреблять психолого-педагогической терминологией.
- Выступать в роли ментора, воспитателя родителей, играть роль носителя истины в последней инстанции.
- Переходить на личности, при всех ругать, стыдить конкретного ребенка или его родителей.
- Во время индивидуального консультирования использовать выражения типа «Ваш ребенок плохо себя ведет». Лучше сказать: «Меня огорчает такое поведение, давайте вместе подумаем, как решить проблему».
- Не готовить наглядных и раздаточных материалов, облегчающих восприятие сообщения.
- Представить текст сообщения в виде нечитаемой «простыни».
- Не налаживать обратную связь с родителями.
Заключение
Кризис 7 лет — сложный период роста и развития, так как в это время меняется ведущая деятельность, социальная роль ребенка. К выпускникам детского сада предъявляют более строгие требования, чем к воспитанникам других групп. Переживая критический период, ребенок может капризничать, упрямиться, протестовать, отстаивать право на самостоятельность.
Родители не всегда понимают, как помочь сыну или дочери, поэтому нуждаются в помощи профессионала. Задача педагога — доступно объяснить, что именно происходит с ребенком, и как поступать членам семьи. Консультируя, педагог занимает позицию помощника, партнера.
Об авторе: Полягошко Светлана Васильевна, педагог-психолог, педагог дошкольного образования, аспирант.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.