Экстраверты и интроверты в обучении иностранному языку: какие подходы использовать в обучении людей с разным типом личности?
Экстраверты и интроверты отличаются способами восполнения своих энергетических ресурсов: интроверты в общении истощают свою энергию, экстраверты — восполняют.
И поскольку в обучении иностранному языку большая роль отводится говорению, то есть общению с другими людьми, экстраверты и интроверты по-разному относятся к этому типу заданий: одних это вдохновляет, других — истощает. И попытки заставлять интровертов больше говорить, а экстравертов — больше читать только приводят к отторжению и неприятию занятий.
Кто такие экстраверты?
- одиночество утомляет их и лишает душевных сил, поэтому экстраверты предпочитают отдыхать в компании, в общении с другими людьми;
- предпочитают большие шумные компании;
- имеют много знакомств, но нет сильной привязанности и дружбы;
- обычно веселы и часто бывают душой компании;
- практически всегда говорят, но разговоры в основном поверхностны и не глубоки;
- в разговорах активны и инициативны;
- любопытны;
- предпочитают спросить, нежели самостоятельно искать ответ на вопрос;
- легко заводят знакомства, легко общаются;
- плохие слушатели: они предпочитают говорить сами, а не слушать других;
- предпочитают переключаться с одного вида деятельности на другой;
- предпочитают книги и фильмы с динамичным сюжетом;
- редко обижаются и редко думают о себе, не понимают «самокопания»;
- любят позировать, фотографироваться, выступать на публике, играть;
- не могут долго заниматься одним и тем же, неусидчивы, внимание неустойчиво.
Кто такие интроверты?
- общение с людьми и шумные компании утомляют их и лишают душевных сил, поэтому интроверты предпочитают отдыхать в одиночестве;
- любят бывать одни, часто думают о себе и своем внутреннем мире, легко ранимы и трудно забывают обиды;
- на вечеринках и в компаниях пассивны, часто стоят в углу (like a wall flower), сами практически никогда не начинают разговора, а ждут, когда кто-то сам подойдет к ним и заговорит;
- застенчивы в разговоре, не любят вопросы о себе и своих занятиях;
- предпочитают серьезные и глубокие разговоры;
- имеют мало знакомств, но если с кем-то дружат, то это крепкая дружба и сильная привязанность;
- интроверты — хорошие слушатели;
- не любят позировать, фотографироваться, выступать на публике;
- предпочитают глубокие книги и фильмы, которые заставляют задуматься и провести аналогии с собой;
- знакомятся с людьми редко, с новыми знакомыми сначала ведут себя осторожно и недоверчиво;
- усидчивы, легко занимаются чтением, просмотром фильмов, хобби типа вышивания, выпиливания и т.п., которые не требуют активного взаимодействия с другими людьми.
Конечно, чистых интровертов и экстравертов практически не бывает, но есть люди, для которых в равной степени свойственны черты и интровертов, и экстравертов — это амбиверты. Однако часто качества интровертов и экстравертов совмещаются в людях в разных пропорциях.
Наш мир — мир активных, веселых и жизнерадостных экстравертов, в обществе сложилось мнение, что только поведение экстравертов — нормально, а скромные тихие задумчивые люди какие-то «не такие». Однако исследования показывают, что интровертов — 30-40% людей, только они постоянно вынуждены подстраиваться под экстравертов и применять их шаблоны поведения.
На занятиях иностранным языком экстраверты и интроверты сильно отличаются друг от друга и нуждаются в упражнениях разного типа.
На уроках иностранного языка экстраверты и интроверты ведут себя по-разному:
Экстраверты |
Интроверты |
Общаются без приглашения, комментируют слова учителя, отвечают на вопросы, выкрикивая с места |
Поднимают руку и ждут, когда их спросят; предпочитают не выкрикивать с места |
Письменные задания не любят, часто недоделывают |
Хорошо выполняют письменные задания, с удовольствием выполняют тесты |
Черновиками не пользуются, отвечают на вопросы экспромтом |
Всегда пытаются сначала полностью записать ответ на листочке и только потом отвечают на вопрос |
Не конспектируют слова преподавателя |
Пытаются записать все, особенно то, что показалось интересным, что будут спрашивать в дальнейшем |
Узнав новое слово и выражение, тут же пытаются его использовать |
Новые слова и выражения сначала пытаются «пропустить» через себя, проанализировать и только потом использовать |
Новые слова, понятия и грамматические конструкции изучают интуитивно, чувствуют |
Пытаются все осмыслить, проанализировать, найти логику и понять новый материал полностью |
Не любят и не могут работать над однотипными заданиями, нуждаются в смене деятельности и частой смене ролей |
Консервативны, предпочитают выполнять те задания, которые им уже известны и понятны |
Работают в высоком темпе, подвижны, активны, разговорчивы, эмоциональны, быстро схватывают материал и пытаются его применить |
Темп работы достаточно низкий, эмоции практически не проявляют, предпочитают тихонько сидеть за партой и чтобы их «не трогали» |
Любят упражнения и вопросы о себе, с легкостью изучают темы «О себе», «Мой день», «Мое хобби», «Мои мечты» и т.д. |
Не любят говорить о себе, бояться раскрыть свой внутренний мир и бояться вопросов и тем о себе |
Не боятся ошибок: легко дают ответы, даже не будучи уверенными в них. Неправильные ответы не расстраивают их, замечания учителя быстро забываются |
Боятся ошибиться, помнят замечания учителя и свои ошибки. Отвечают только в случае уверенности в ответе, и тем больнее слышать, что ответ был неправильным |
Плохо знают грамматику |
Лучше, нежели экстраверты, знают грамматику |
Большой активный словарь, с легкостью вступают в общение, используют жесты и мимику |
Достаточно хороший, а порой неожиданно хороший, пассивный словарь. Многое понимают, но не могут ответить, теряются |
Любят работы в группе, любят руководить, выступать, разыгрывать сценки, общаться |
Предпочитают работать в тетради, читать, предпочитают индивидуальный опрос, а не выступать на публике |
Как видим, отличия в поведении экстравертов и интровертов в обычной жизни становятся еще более заметными на уроках изучения иностранного языка. И нельзя не подстраиваться под типы личности учеников, если мы хотим добиться высокой эффективности обучения.
Идеальным для экстравертов методом обучения иностранного языка является метод погружения в языковую среду: обмены студентами, поездки за границу. Идеальным для интровертов методом обучения может стать индивидуальное обучение один на один с преподавателем или, наоборот, обучение в очень больших группах, где каждый слушатель будет оставлен «в покое» и не будет вынужден выступать, публично отвечать и т.д.
Но в школе нельзя достичь идеальных условий для каждого, но можно решить другие задачи:
- приблизить обучение к идеальным условиям, постараться обеспечить каждому ученику максимально комфортные (а, значит, эффективные) методы обучения;
- выполнить коррекцию «перекоса» экстравертов и интровертов: одних немного умерить в общении и научить усидчивости, конспектированию и грамматике, других — общению, работе в группе и более свободному отношению к себе.
Исходя из этих задач, давайте рассмотрим, какие способы обучения можно использовать на занятиях иностранным языком, работая с детьми или взрослыми разного типа личности:
Экстраверты |
Интроверты |
При проигрывании диалогов давайте выступить в разных ролях, предлагайте больше вариантов диалогов, поощряйте импровизацию или хотя бы не запрещайте, потому что практически всегда интроверты идут не по шаблону, а своим путем |
При проигрывании диалогов: давайте понятные роли, с которыми знаком интроверт, не заставляйте придумывать что-то свое, предлагайте шаблоны, фразы и т.д. |
|
При изучении тем о себе типа: «Мой день», «О себе» и т.п. разрешите (хотя бы на первое время) говорить не только о себе, но и о вымышленном герое. В качестве примера меньше обращайтесь к личности учащегося, а при необходимости, обращайтесь, например, к тому же вымышленному герою. |
Подбирайте задания таким образом, чтобы экстраверты могли выступить, сыграть сценку, изобразить кого-то, могли двигаться, использовать мимику и жесты, использовать переодевания и проч. |
Подбирайте задания таким образом, чтобы интроверты не были вынуждены играть роли (особенно неизвестные им), выступать публично и т.п. |
Давайте работу в группах, упражнения, связанные с публичными выступлениями |
Давайте работу в малых группах (например, в парах), исключите необходимость публичных выступлений |
Не рекомендуется проводить занятия без возможности общения с другими: например, только письменные упражнения и лекции |
Давайте возможность интровертам после диалогов и общения с группой побыть 1-2 минуты одному, восстановиться |
Способствуйте общению, погружению в языковую среду, организуйте разговорные клубы |
В разговорных клубах разрешайте интроверту молча посидеть в сторонке (хотя бы первое время), пусть он присмотрится окружающим и оценит обстановку |
|
Способствуйте самостоятельному изучению языка интровертами. Для них очень эффективны:
Если интроверт стесняется говорить с группой, способствуйте их общению один на один с вами или просто общению с собой: проигрыванию сценок, пересказу прочитанных текстов |
|
Создавайте ситуацию успеха, постарайтесь избегать критики, т.к. интроверты остро реагируют на нее, хорошо помнят и боятся в дальнейшем быть активными. |
Об авторе: я не учитель иностранного языка, а заинтересовалась этой темой, посмотрев ролик Jade [1]. Постаралась обобщить информацию в сети и буду рада Вашим дополнениям в комментариях.
Источники:
- Видео The BEST way for YOU to learn English - Extrovert or Introvert? http://www.youtube.com/watch?v=508wFMG9ZP4
- Е.В. Головкина «Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам» http://goo.gl/ItLB01
- Как учить английский экстраверту и интроверту: http://englex.ru/how-introvert-and-extrovert-should-learn-english-correctly/
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.