Преимущество методики Школы Завтрашнего Дня для раннего обучения английскому языку
В своей предыдущей статье о проблемах раннего обучения иностранному, в частности английскому языку, выделяя основные аспекты, я сформулировала их в основном по трем позициям. Прежде всего, мотивация обучения ребенка 4-5 лет иностранному языку, затем аутентичность фонетического звучания и воспроизведения им английской речи, а также аспект лексического запаса, который прямолинейно влияет как на восприятие, так и на детскую речь на английском языке. Отдельным аспектом рассматривалось прерывание обучения иностранному языку дошкольников, в связи с тем, что оно не является обязательным. Учитывая же возрастные особенности данного периода, нетрудно понять, что это одна из самых важных проблем, потому что кратковременность памяти ребенка такого возраста практически сводит к нулю все предыдущие усилия по его обучению.
В данной статье я постараюсь показать принципы и преимущества билингвальной программы Школы Завтрашнего Дня на опыте ее применения в нашей гимназии и других школах России. Базовой организацией программы в нашей стране является Международная Школа Завтрашнего Дня в Москве. На ее сайте и по ссылкам можно посмотреть подробно организацию всей системы. Здесь же я постараюсь охватить только методический аспект.
Программа Школы Завтрашнего Дня разработана соответствующей американской компанией для изучающих английский язык как родной и как второй, и применяется в наших школах в соответствии с лицензией, поэтому сразу же снимается вопрос аутентичности языкового материала.
Следующий аспект это преемственность или разработанность языкового материала для преподавания, который бы имел наибольшую эффективность результата. С целью прояснить структуру программы разведу ее составляющие. Программа заявлена разработчиками как образовательная, что действительно так и есть, в этом ее реальная и уникальная ценность. Весь материал скомпонован по пяти направлениям или учебным курсам. Это языкознание, словообразование, естествознание, обществознание и математика, которые, в свою очередь, изложены в виде рабочих тетрадей, или так называемых пейсах, содержащих лексику, тексты для чтения, правила грамматики и т.д., а также, что самое главное, упражнения на закрепление всего того материала, который изложен в данном пейсе. Работа по нему ребенка с учителем идет полностью на английском языке, т.е. язык используется как средство.
Все такие рабочие материалы организованы по принципу от простого к сложному, причем таким образом, что 20% материала вводится как новый, а остальное повторяется, что автоматически обеспечивает необходимое количество повторений для закрепления и усвоения ребенком изученного. Каждую следующую рабочую тетрадь обучающийся по программе ребенок получает только после успешного завершения предыдущей. Пейсы имеют последовательные номера, учитель ведет учет выдачи, учащийся полностью обеспечен и самим учебным материалом, и упражнениями к нему, а также в пейсе заложен промежуточный и итоговый контроль по данному источнику. Одновременно ученик имеет на руках пять рабочих тетрадей по пяти разным направлениям обучения. Закончив работу с материалом одной рабочей тетради, ребенок пишет тест по нему, который проверяет процент усвоения знаний и навыков именно по данной теме. Тест прилагается к пейсу и оценивает выполнение в процентном эквиваленте. Тест ниже 90% не считается сданным, и материал пересматривается снова. Таким образом, можно говорить о высоком качестве гарантированного усвоения учебного материала по данной программе. Снимается еще одна проблема раннего обучения, связанная с закреплением изученного и с кратковременностью памяти детей младшего возраста.
Естественно, дети не все время работают самостоятельно. Время на самостоятельную работу возрастает с повышением уровня и возраста детей. Для младшего возраста разработаны ежедневные уроки устной речи, которые для начального уровня включают в себя устный вводный курс, когда дети практически ничего не говорят, повторяют предложенное исключительно по собственному желанию, а только слушают истории на английском языке, учатся пассивно воспринимать блоки лексики, обиходные фразы и т.д.
Материально языковой материал снабжен большим количеством готовых наглядных пособий, соответствующих возрасту и уровню восприятия. Структура и оформление рабочих тетрадей также варьируется в соответствии с возрастом и уровнем обучающихся. Таким способом осуществляется набор пассивного лексического запаса, который при последующих курсах закрепляется, конкретизируется и презентуется не только в ассоциации с объектом, но и графически при изучении букв и звуков. В результате такого пошагового обучения ребенок раннего возраста не получает языковую нагрузку по всем аспектам, а соблюдается принцип природосообразности, когда он сначала только слышит речь и видит наглядность, что соответствует возрасту и способу мировосприятия, а затем уже ассоциирует предмет, слово и его графическое исполнение. Большую роль играет цельность и преемственность материала на разных уровнях обучения, одни и те же персонажи или животные, которые встречаются ребенку как старые знакомые, что психологически сильно влияет на положительную мотивацию к обучению. Не остаются без внимания и песни по текущей тематике, шутки, стихи, скороговорки и т.п.
Теперь необходимо разъяснить вопрос о применении программы в наших условиях и ее материальное обеспечение. Программа изначально имеет неоспоримое преимущество в своей методической обеспеченности. Все методические пособия разработаны и прописаны очень подробно. Помимо рабочих тетрадей, пейсов, по пяти направлениям для каждого пейса есть проверочный ключ с ответами, по которым ребенок сам проверяет их правильность, что с младшего возраста вырабатывает навыки самообразования. Про наглядные пособия, сопровождающие каждое слово учителя, уже говорилось ранее и это очень важно для младшего возраста, учитывая его психологические особенности. В данном методическом комплексе также выделена отдельная мотивационная линия обучения целеполаганию, которая сопровождает программу на всем ее цикле и наряду с призовой системой является мощной мотивационной основой для положительной познавательной деятельности ребенка. Технология персонифицированного обучения или индивидуального подхода также является особым и необходимым аспектом данной программы. Ребенок занимается в соответствии со своим собственным темпом и психологическими особенностями, а индивидуальность сопровождения способствует этому движению, что снимает проблему пропуска занятий, т.к. он всегда остается на том материале, где он лично остановился.
Весь этот комплекс методического обеспечения целесообразно использовать цельно и без купюр. Но понятно уже, что не каждое образовательное учреждение готово обеспечить его реализацию. На основе опыта реализации данной программы выделись несколько форм:
- полное применение всего комплекса в рамках одного образовательного учреждения (дошкольный и школьный уровни);
- выделение из комплекса уровней обучения и внедрение их на площадках дошкольных учреждений или центров дополнительного образования;
- а также есть опыт использования только отдельных обучающих курсов параллельно с другими учебными программами.
В нашей стране и других странах мира существует много вариаций и интерпретаций работы таких школ. Главное, что мы усвоили за 20 лет реализации этой программы и адаптации ее к нашим условиям, это четкое соблюдение технологических процессов внутри методики. В таком случае ее применение дает яркие положительные результаты и способствует продолжению обучения ребенка английскому языку.
Об авторе: Хорькова Анна Адольфовна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория, МАОУ- гимназия № 94 г. Екатеринбурга.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.