Алина Бикеева, 11.12.2017 0

О праве ребенка любого возраста на цветные карандаши и альбом для рисования и о книге А. Бикеевой


Размышляя над развитием творческих и изобретательных способностей детей, я осознала одну закономерность. Каждому дошкольнику мы, взрослые, даем в руки коробку цветных карандашей и альбом для рисования. Почти у каждого школьника мы все это постепенно и незаметно отбираем. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

О книге "Творческие занятия на уроках английского языка. 3-11 класс"

Творческие занятия, изготовление поделок и игровые моменты на уроках и во внеурочное время, как правило, ассоциируются у нас с дошкольниками и учащимися начальных классов. А почему? Почему с ростом ребенка его учеба и занятия с ним становятся все более и более скучными, некреативными, и, следовательно, менее интересными и занимательными. Почему мы, взрослые, вообще и педагоги, в частности, постепенно отбираем из рук подрастающих детей цветные карандаши и альбомы для рисования?!

Просто вопрос: Заниматься со школьниками среднего и старшего звена творчеством — это трудно или непедагогично?

У детей дошкольного и младшего школьного возраста удивительное воображение, безграничная фантазия и великолепные изобретательные способности. Каждому маленькому ребенку свойственна, выражаясь английским словом, «креативность», что в дословном (неправильном и неграмотном!) переводе означает «творческость». Но уж очень хорошо такой неграмотный перевод передает суть английского слова!

Дети младшего возраста бесконечно играют, примеряя на себя разные роли; придумывают воображаемых персонажей; мастерят забавные поделки из чего угодно. С ростом ребенка это все постепенно пропадает из его жизни. Дети незаметно, но неукоснительно утрачивают свою естественную, природную креативность. Их фантазия приземляется, изобретательные способности почти сходят на нет; они уже ничего не придумывают и не выдумывают. Своими руками они тоже ничего не мастерят. Да и зачем, — ведь все можно купить магазине.

Подросшие школьники тихо отсиживаются на некреативных уроках и занятиях, а уж если им совсем невмоготу, то нарушают дисциплину, таким образом развлекаясь и самоутверждаясь.

Однажды у моего 8 класса, где я тогда была классным руководителем, стала резко ухудшаться дисциплина и падать интерес к учебе. Учителя-предметники жаловались, оценки ребят снижались. Я это чувствовала и по своему предмету (я вела в этом классе английский язык). В свой методический день, когда у меня не было своих уроков, я стала приходить в школу и сидеть со своим классом на всех уроках. Я поразилась, какими трудными и монотонными были уроки в 8 классе. О творческих занятиях и поделках речи не шло.

Намечая для себя план воспитательной работы с тем классом, я вдруг неожиданно записала одним из пунктов: «Творческие занятия и поделки на уроках английского и после уроков». Тогда я даже и не предполагала, что немного неуклюжая и громоздкая фраза станет моим девизом на многие годы работы в школе. Я не могла изменить другие уроки своих коллег, диктуя им, что и как надо делать. Но я точно могла внести в свои обычные уроки английского языка необычность и креатив.

Перемены с моими восьмиклассниками были разительны. Мои отношения с ними явно улучшились. Работать на уроках мы с ними стали занимательнее, легче, а главное — эффективнее и результативнее. Мне подумалось, что я, образно говоря, вернула школьникам отобранные у них цветные карандаши и альбомы для рисования, что явно «раскрасило» и подкрасило или подцветило их школьные будни. А я приняла для себя решение — продолжать соединять творческие поделки и занятия школьников с изучением английского языка. И мне захотелось поделиться этим своим опытом. Так появилась эта книга.

Уверена, в каждом ребенке «сидит» творческий потенциал. И «сидит» он в маленьком человеке до тех пор, пока нам, взрослым, не удастся его оттуда изгнать. А это нам часто удается сделать. Увы!

А ведь творческий потенциал подрастающей личности — великая вещь, мы, учителя, можем на него опираться, им пользоваться, его развивать. Если у нас получится именно так действовать, то за творческим потенциалом ученика могут быть обнаружены не дюжие способности и даже таланты в самых неожиданных областях и сферах. Раскрытый, а не забитый творческий потенциал поможет школьнику успешнее учиться, разовьет нестандартность мышления, оптимизм и чувство юмора.

Собственно говоря, творческий потенциал — это то, что делает человека — личностью. Личностью самобытной и неповторимой, а главное, готовой действовать самостоятельно, решая нестандартные задачи нестандартно.

К сожалению, часто у школьников их творческий потенциал снижается с годами учебы в школе, нестандартность мышления постепенно нивелируется, превращаясь в, увы, стандартность; полет мысли и фантазии, свойственные всем детям, приземляются, и креативность сходит на нет. Чтобы такое не происходило, мы, коллеги, непременно должны на наших уроках и занятиях работать над развитием творческих способностей наших учеников. В свои планы мы просто обязаны включать дела, мероприятия, активности, которые способствуют развитию, расцвету и процветанию фантазии, воображения; детскому придумыванию, выдумыванию и изобретательности. Это приведет наших учеников еще и к более позитивному восприятию учебы, оптимистичному отношению к жизни и более приятному и легкому научению, т.е. овладению самыми разными компетенциями.

Если языковая подготовка школьников не высока, то творческая работа на уроках английского тем более поможет включить их в активный процесс освоения языка, добавит интереса, мотивированности и уверенности в себе. Все это будет вдохновлять ребят на учебу и воодушевлять их.

Пожелание детям: Играйте задорно и не спешите взрослеть!

Пожелание взрослым: Играйте красиво и не спешите стареть!

О структуре книги, и как книгой пользоваться

В книге даны описания творческих игровых занятий, которые можно использовать на уроках английского языка и во внеурочное время в средней общеобразовательной школе, в школе с углубленным изучением английского язык а также в лицеях, гимназиях и колледжах.

Описание каждого творческого занятия начинается с:

  • формулировки задания по-английски и по-русски;
  • определения примерной возрастной группы участников;
  • названия предлагаемого вида творческой поделки;
  • перечисления необходимого инструментария или театрального реквизита;
  • списка смежных тем.

Далее следует описание хода творческого занятия. Затем даны готовые материалы на английском языке для всех творческих занятий, кроме одного. Для «Дерева мотиваций» материалы даются на русском языке.

Учитель выбирает творческое занятие в зависимости от его соответствия программному материалу и от уровня языковой подготовки ребят. Т.к. этот уровень может быть разным, задания к каждому творческому занятию сформулированы и по-русски, и по-английски.

Задания к творческим занятиям сформулированы так, что они побуждают школьников к поисковой творческой деятельности, как индивидуальной, так и командной. Если некоторые классы школьников и языковые группы к этому не готовы, то в описании каждого творческого занятия автором предлагаются материалы к нему, которые учитель может использовать полностью или фрагментарно (выборочно), а, может быть, лишь выбрав из них несколько примеров.

В описание каждого творческого занятия включена графа «Предлагаемый вид творческой поделки», где предлагается, какую именно поделку можно изготовить с ребятами. Данная графа носит рекомендательный характер. По своему усмотрению учитель может заменить один вид творческой поделки на другой. К примеру, вместо изготовления большой настенной аппликации можно сделать Чудо-дерево из сухих прутьев или украсить живое комнатное растение. И т.п.

Определение возрастной группы участников творческих занятий дано приблизительно, т.к. разные классы и группы школьников имеют разноуровневую языковую подготовку, а также занимаются по разным учебно-методическим комплектам. Окончательное решение в выборе творческого занятия — за учителем. В описании каждого творческого занятия автором указываются смежные или близкие темы. Это сделано для того, чтобы учитель, выбирая творческое занятие, мог легко встроить его тематически в учебную программу.

Материалы, сопровождающие описание каждого творческого занятия больше подходят для среднего звена школьников и для старшеклассников. Если учитель решает воспользоваться материалами, предлагаемыми к творческому занятию полностью, то можно отксерокопировать нужные страницы книги, затем разрезать листы на отдельные фрагменты с английским текстом.

Возможно повторное проведение одного и того же творческого занятия. В таком случае на проводимом впервые творческом занятии можно воспользоваться предложенными в книге материалами. А проводя занятие повторно, попросить школьников найти и подготовить материалы к нему самостоятельно — индивидуально или работая в командах.

Если же учитель предполагает организовывать описанные творческие занятия с младшими школьниками, лучше пользоваться более простой лексикой и несложными предложениями, соответствующими возрасту учеников, а также изучаемому программному материалу. То есть для младших школьников или для учащихся с недостаточной языковой подготовкой учитель берет из описания выбранного им творческого занятия лишь его основную идею, занимаясь ее содержательным наполнением самостоятельно.

Для младших школьников и для ребят с недостаточной языковой подготовкой возможно проведение творческих занятий частично на русском языке с вынесением на доску основной лексики и тематических тезисов или предоставлением учащимся раздаточного материала соответствующего содержания.

Творческие занятия и игровые моменты на уроках иностранного языка стимулируют учащихся язык этот изучать, поддерживают интерес и мотивацию, а также снимают напряжение с нелегкого дела изучения языка. Творчество и игра вдохновляют школьников на активное участие в любом занятии по английскому языку, позволяют ребятам выдумывать, фантазировать, творить, мыслить и действовать нестандартно, а еще — принимать самостоятельные решения, работать командой, общаться друг с другом, повышая уверенность в себе и личную самооценку каждого школьника.

Ведь, коллеги, что наша жизнь? Игра! Что наш урок? Интеллектуальная игра!

Всегда ваша соратница, сподвижница и коллега по учительскому цеху, а также выдумщица, фантазерка, немного изобретатель и много педагог,

АЛИНА СЕРГЕЕВНА БИКЕЕВА

Книги А. С. Бикеевой для педагогов и родителей:

На сайте OZON.ru http://www.ozon.ru/person/4563986/

На сайте Лабиринт: https://www.labirint.ru/authors/16063/?p=5671

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • А. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
  • А. Бикеева Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык.
  • А. Бикеева Поиграем с идиомами: 50 популярных английских идиом в картинках. 50 Popular English Idioms in Pictures.
  • А. Бикеева 60 популярных английских поговорок в картинках и упражнениях. 60 Popular English Proverbs in Pictures and Exercises.
  • https://e.lanbook.com/book/89909#book_name
  • А. Бикеева 100 интересных английских цитат и высказываний в картинках. 100 Curious English Quotes and Sayings in Pictures.
  • https://e.lanbook.com/book/92900#book_name
  • А. Бикеева Организация новогоднего праздника для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры, сценарии, веселые задания, забавные поделки.
  • А. Бикеева Творческие занятия на уроках английского языка. 3-11 класс

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?